Рецензии на произведение «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...»

Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)

Согласен со статьёй. В целом. Но я бы в контексте этого рассуждения вместо слова «достоверность» использовал бы слово и понятие «правдоподобность». Думаю, не нужно объяснять почему, ведь автор статьи говорит по преимуществу о художественных текстах.

Я не спорю, что при чтении книги как раз интереснее познакомиться с новым опытом, нежели ожидать от неё полное и идеальное подтверждение собственного жизненного опыта (что и невозможно в принципе). Согласен, что порицать книгу, если лежащий в основе сюжета и персонажей опыт автора, рушит привычные для читателя шаблоны, тоже нелепо.

Признаю и важность принципов логики – причинно-следственной, внешней по отношению к герою, и психологической – внутренней.

Однако, на мой взгляд, правдоподобность достигается не столько соблюдением вышеуказанных принципов, сколько общим «голосом повествования», да простится мне сей доморощенный термин.

Знаете, есть такие самозабвенные и очень одарённые вруны – слушаешь его и невольно веришь каждому слову, а потом понимаешь – ну и ересь же он нагородил, сверкая глазами! Я, конечно, не сравниваю литературу с феноменом этих самых врунов, просто пытаюсь разъяснить мою мысль.
«Голос повествования» это не совсем голос автора. Ведь автор в разных книгах (или даже в разных фрагментах одной книги) находится на разной дистанции от читателя. Иногда автор выходит на самый первый план, почти в прямую речь, иногда – маячит где-то на горизонте, жестами привлекая внимание к течению своего текста. «Голос повествования» это живой комплекс стиля, манеры, приёмов самого «рассказывания». Думается, можно привести немало примеров, когда книга с самыми «достоверными», старательно подобранными фактами и событиями кажется надуманной и какой-то фальшивой, а летящая фантазия, с явными натяжками в некоторых местах, захватывает дух и, – по крайней мере на этапе непосредственного чтения, – не вызывает НИКАКИХ СОМНЕНИЙ. Это благодаря правдоподобию самого «голоса повествования».

Сознаю, что доказать своё рассуждение мне было бы нелегко, в силу слабой эрудиции и сильной лени. Я добавил его, исходя лишь из моего самого общего читательского опыта.

Геннадий Петров   10.07.2012 19:30     Заявить о нарушении
"Известный искусствовед, критик, ученый-филолог Виктор Шкловский как-то сказал: «У Гоголя черт входит в хату, читаю - верю. У молодого писателя учительница входит в класс, читаю - не верю!"
(с)

Мария Гринберг   11.07.2012 08:46   Заявить о нарушении
Какая прелесть! )))))))))))))

Геннадий Петров   11.07.2012 16:56   Заявить о нарушении
Я согласен, Ген. Термин "правдоподобие" по смыслу будет ближе к желаемому. Насчет врунов очень верно. Писатель (или графоман, что одно и то же) только тогда правдоподобен, когда сам медитирует в своем творчестве. Когда сам верит в то, что пишет. И только ему - такому ведомо, как потом трудно выбираться из созданных самим же обстоятельств и образов.

Хельги Нордкап   24.07.2012 23:04   Заявить о нарушении
Точно сказано )))

Геннадий Петров   25.07.2012 15:01   Заявить о нарушении
Как-то внезапно прекратилась жизнь в этом проекте - кто-нибудь знает, почему?
Жаль, было очень интересно.

Мария Гринберг   25.07.2012 15:21   Заявить о нарушении
Жизнь не прекратилась, а замерла )))

Лето...

Геннадий Петров   25.07.2012 16:08   Заявить о нарушении
Да просто все в летних делах - кто пытается отдохнуть, кто на дачах упирается. Я вот сессию сдавал))). Точнее, ребенок сдавал, а я устал нервничать. Ну и вообще два года не отдыхал - уже чувствуется. Вот в конце августа появлюсь и начнется ...И все тоже наверное появятся - отдохнувшие и повзрослевшие...)))

Хельги Нордкап   25.07.2012 22:45   Заявить о нарушении
Дверь в лето открыта. Все мы там. Блаженство. :))) Всем привет.

Лора Маркова   31.07.2012 11:04   Заявить о нарушении
"Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало..."
(с)

Мария Гринберг   06.09.2012 08:47   Заявить о нарушении
Так это Тарковский написал, а почему просто с?

Кузнецова Любовь Алексеевна   01.12.2012 14:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)

Здравствуйте, уважаемые!
В самом деле, тема очень интересная и крайне трудная в реализации.
Мне представляется, что речь должна идти не о достоверности, как таковой, а о достаточной степени достоверности.
В чем задача художественного текста? Если не ставить себе задачи бытописательства (как например Москва в подаче Гиляровского) то в подавляющем большинстве случаев мы все же стремимся рассказать о герое, его реакциях на те или иные события. В обшем виде о характере героя через его взаимоотношения с окружаюшим миром. И для этого полностью реалистичный мир не самый лучший фон к демонстрации. И тогда автор начинает "сочинять" новый мир, где ставит героя зачастую в экстремальные ситуации, или того больше - в ситуации единичные, уникальные, на грани фола. Где эта грань - каждый решает сам. Лишь бы не перешагнуть черту ирреальности, за которой герой не то, чтобы совершал поступки нелепые, но где он вообще существовать не может.
У Кортасара исключительно иррациональная ситуация, которя не может случиться вообще в природе, но на ее фоне герои становятся выпуклы и материальны, как камни Аппиевой дороги, но ведь корабль то плыет по воде, а не летит и не передвигается на колесах..., черт бы его побрал, этот несносный корабль.

Ну, и в конце о том, что меня давно и невыносимо бесит!
"Хитромудрые специалисты понастроили тьму сложных и интересных концепций, но потребителем литературных текстов был и остается обычный нормальный человек – читатель."(с)
Мы как-то уже давно и незаметно для себя перестали быть самой читающей страной в мире и превратились в почти безграмотную нацию. Уметь читать - это тоже искусство, и ему надо учиться. Мы перестали воспринимать тексты сложнее, чем список публикаций издательства "Эксмо". А большинство читает на уровне блого-сферы. Мы больше не умеем читать, и это уже свершившийся факт.

Вовву   15.06.2012 19:57     Заявить о нарушении
На самом деле хорошо еще, что хоть Вы читаете Кортасара. Цивилизация Новейшего времени сделала все для того, чтобы люди перестали не только читать, но и думать.Кажется, это в определенных тусовках теперь называется постмодернизмом - мы просто выделяем курсором и переносим все в бессмысленный скомпилированный текст. А когда нас ловят на плагиате, говорим, что все уже написано, автор умер и т.п. Зачем читать Кортасара, если можно прочитать статью о Кортасаре? Или даже написать статью о Кортасаре. Не читая его. Кто будет воспитывать этого Читателя? У него сегодня все есть - жратва на выбор, машина, машина у жены, стиральная машина, даже жилье у него есть. Книги? Да подавись - все, что хочешь. От Гомера до Лены Лениной. Я в конце 80-х на Илиаду облизывался в книгообмене и букинисте, а сейчас - хоть так, хоть так...И не читают? Да ерунда - в метро все с читалками. Абсолютно все. Даже узбеки. Что они читают? Да мы никогда не узнаем. Может быть и Кортасара. Вы думаете - на Прозе собрались самые читающие? Нет. Как мы сегодня узнаем, что читает нация? Никак. Раньше мы видели по обложкам. Сегодня - по чехлам айпадов не разберешь. Не думаете, что они там читают Кортасара и Джойса?
Мы не превратились в безграмотную нацию потому , что мы не превратились еще в нацию. Или уже...


Хельги Нордкап   15.06.2012 21:12   Заявить о нарушении
Кортасара я, увы, давно не читаю. Прочел когда-то в 80-ых, а сейчас - я типичный представитель не читающей нации. И мне лень загружать новый текст под черепную коробку, и лень переваривать незнакомые тексты. и вообще - я перечитываю исключительно себя самого под котлеты :)
А что читают? Проще пареной репы - посмотрите статистику продаж на OZON.ru, для бумаги, и статистику продаж электронных книг в Softkey - уж тут проблем никаких...

Вовву   15.06.2012 21:28   Заявить о нарушении
А Вы хотели бы, чтобы все поголовно читали Кортасара и Борхеса? Не страшно было бы жить в таком окружении? Дворник уже прочитал последнего Сарамагу, а Вам некогда - надо детей кормить - а он - сволочь - утром уберет и весь день читает и читает... Справились бы?

Хельги Нордкап   15.06.2012 21:37   Заявить о нарушении
Я бы хотел, я бы хотел... я бы хотел, чтобы все, как минимум, читали. Читали то, что хотели бы. Все равно что. Пусть даже газету "Московский Комсомолец" раздел объявлений, только послу того, как перечитатают Борхеса, Кортасара, Сарамаго, Чехова, Бунина, Достоевского etc, что иметь возможность стравнивать и оценивать. Собственно, именно об этом я и писал.

Вовву   15.06.2012 21:48   Заявить о нарушении
Ну понятно. Я бы тоже этого хотел. Моя рука...)

Хельги Нордкап   15.06.2012 21:55   Заявить о нарушении
Кстати, а Вы не думали о том, что нежелание загружать в себя чужие тексты это вовсе не беда, а атрибут некой стадии развития личности, того, что условно называют возрастом? Может быть, просто время не читать, а писать? Вот читаешь хороший текст, а на третьей странице замечаешь, что ты вовсе не читаешь его, а уже давно наговариваешь свой. Кстати, писать при этом не всегда хочется, если нет такой привычки. У многих - просто поговорить внутренне с самим собой. Так что это явление "нечитания" у всех разное. Да и само читательство - представление о нем, как об обязательном поклонении общепринятым идолам мы вынесли из того времени, когда и читать-то было нечего. Затрепанная Иностранка, иногда другие толстые журналы...Выбора не было - надо было обязательно читать. А сегодня я выбираю и Апдайк мне уже не то, что тридцать лет назад. Я не поеду за ним на другой конец города. Да и вообще - зачем за ним куда-то ехать, если я и сам могу нафантазировать и жить в этом? Дело не в нации. Люди читают очень много. Хорошо бы понять - а что они читают. Я все время об этом думаю. Мы по-эстетски презрительно считаем, что они читают Донцову. А может быть мы заблуждаемся? Может быть - это тоже наша иллюзия и они читают Джойса, Шекспира...Я, кстати, в метро тут скосил глазом к девице с синими волосами в книжку - а она Фауста читает... Вот у меня старший ребенок - типичный представитель поколения и все ему по барабану, а книжки свои он не афиширует, но читает - Ницше, Карлайля, Шпенглера, Толстого...я сам обалдел, когда решил у него убраться. Все - иллюзия. Мы не знаем, что происходит вокруг нас. Хорошо бы ответить за себя...

Хельги Нордкап   16.06.2012 22:27   Заявить о нарушении
За себя..., это хорошее предложение.
у меня с некоторого времени произошла некоторая странность - я в свое время перечитал столько, что не поддается какому-то разумному исчислению, благо мне несказанно повезло - домашняя библиотека, начатая прадедом, или того раньше, в несколько тысяч томов не предполагала моих скитаний на другой конец города, плюс неплохая (или лучше) память, плюс тяжелая болезнь с годовалого возраста и фатически до окончания школы, плюс (по этой причине) два непотерянных года на службу в армии - и вот с некоторых пор я заметил, что не в состоянии прочесть ничего нового. Все уже было и стало читать тоскливо. В лучшем случае перечитывать из давно любимого. Но даже из любимого последние лет десять-двенадцать я теперь читаю как технолог. И как технолог в голове пытаюсь исправлять даже Бунина с Ивлином Во.
Попытался недавно читать Дмитрия Быкова после шума вокруг него. Ужасно.
Но на это накладывается технологическое осознание, что самому писать так, как Бунин, все равно не могу, а писать, как Быков - бред.
Пресыщение и бессилие. Крах.

Вовву   16.06.2012 23:03   Заявить о нарушении
Согласен насчет Быкова. Хотя,...я купил книжку его стихов и прочитал ее. Возможно, как поэзия это - ничто. Но как проза - хорошо. А проза - ужасно-я согласен. Пресыщение чтением - обычная вещь. Классе в седьмом, перечитав всю школьную библиотеку, я сказал себе:" Хватит жить книжками, иди на улицу - там жизнь". И какое-то время не читал вовсе. Я пропустил все, что проходят в старших классах. Благодаря врожденной хитрости преодолел все сочинения по Толстому и Достоевскому, выучился на прожженого технаря и взял в руки эти книги. И я понял, что это правильно. Их надо читать в 30 лет, а не в 16.
Бунин, Чехов , Куприн...Пушкин, Лермонтов...Я только сейчас понимаю своего отца, который всегда подсовывал мне читать Чехова и говорил :"Если соберешься писать - пиши как Пушкин - просто". Бунина ему почитать почти не пришлось. Издали незадолго до его смерти. А отец был просто солдатом.
Жизнь человеческая слишком коротка, чтобы осознать исторический процесс. И каждый должен отвечать за себя. Не стоит беспокоиться за "нацию". Это очень сложное понятие. Быковы и прочие приходят и уходят. Остается только то, что они в нас оставили. То есть, главное - это мы...
Жаль, что мы раньше не общались...

Хельги Нордкап   16.06.2012 23:20   Заявить о нарушении
Кстати, Ивлин Во...мой любимый)))

Хельги Нордкап   16.06.2012 23:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис. Меня откровенно приводят в растерянность некоторые ваши слова: "с некоторых пор я заметил, что не в состоянии прочесть ничего нового. Все уже было и стало читать тоскливо...Пресыщение и бессилие. Крах".

Неужели подобное состояние души неизбежно при постоянном развитии? Неужели нет способа оставаться по-детски восприимчивым и жадным ко всему новому? То, что вы описываете, так похожее на разочарование жизнью. Зачем же тогда спешить и ловить каждый яркий день, каждую интересную мысль в книге, каждую неожиданную музыкальную фразу, если они постепенно превратят меня в "технологичного циника", который не сможет наслаждаться? Нет ли способа оттянуть это время?

У меня есть один контраргумент: я слышал, что если человек перестанет спать, и все время своей жизни потратит на беспрерывное чтение, то за 80 лет он не успеет прочесть список рекомендованной каким-то там университетом классической литературы, не говоря о новых авторах. Конечно, это утверждение не спасает от "пресыщения и бессилия". Но, может, ваше пресыщение все же не из-за огромного числа книг? Иначе грустно как-то становится...и хочется спросить: куда же мы идем?

Александр Кайданский   17.06.2012 03:02   Заявить о нарушении
Здоавствуйте, Александр!
Ну, как и было озаглавлено в начале ремарки, это касается только меня. Вероятно, мера моих литературных способностей оказалась не столь велика, чтобы ее хватило до конца жизни.
Но во-первых - льщу себя надеждой, что этот период все же временный, хоть оказалось и затяжной, а во-вторых это не распространяется на все человечество.
:)

Вовву   17.06.2012 11:49   Заявить о нарушении
вот, с большим удовольствием предложу вам прочесть автора, которого это не коснулось ни в малейшей степени:
http://www.proza.ru/2004/11/25-156

Вовву   17.06.2012 11:51   Заявить о нарушении
Благодарю за ссылку! Очень талантливый автор, читаю с удовольствием.
Конечно, любые периоды временны. Лично мне достаточно выспаться, поесть или, в самом крайнем случае, переключиться с одного вида искусства на другой, а промежутки заполнять хорошим общением. Спасибо за беседу, Борис!

Александр Кайданский   17.06.2012 12:10   Заявить о нарушении
"Нет ли способа оттянуть это время?"(с)

А знаете, Александр, я в очередной раз убеждаюсь, что ни одно слово не улетает в пустоту...
Вы только что подтолкнуля меня к мысли, которя сидела во мне несформулированной несколько лет, и которой я как-то боялся..., был у меня небольшой цикл под общим названием "Сказки для невзрослых взрослых"
Когда-то я его убил, теперь вот размышляю - может быть вернуть его к жизни после некоторых правок....

Вовву   17.06.2012 13:08   Заявить о нарушении
Давайте его нам, поможем править! :)

Александр Кайданский   17.06.2012 13:53   Заявить о нарушении
править..., хм...
давайте я на него сам сперва посмотрю по прошествии нескольких лет.

а вам на съедение могу предложить какой-нибудь другой текст из тех, которые до конца так и не оформились, а внимательно возврашаться к ним некогда. если это предполагается вашим регламентом.

Вовву   17.06.2012 14:00   Заявить о нарушении
Что решите, то и посылайте, а мы обсудим!

Александр Кайданский   17.06.2012 14:30   Заявить о нарушении
Александр, я отправил письмо с текстами по адресу: discusclub@bk.ru. и перевел немного баллов на логин этой страницы. Не уверен, все ли я правильно сделал...

Вовву   17.06.2012 16:42   Заявить о нарушении
Все верно, Борис. Письмо вижу.

Александр Кайданский   17.06.2012 16:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)

Привет, Хельги!

Либо я упустил что-то в твоей статье, либо ты упустил очень важный момент: что конкретно влияет на желание читателя уличить текст в недостоверности и как у этого читателя формируется система критериев этой самой достоверности. Без учета этих обстоятельств рассуждать на эту тему, как мне кажется, не вполне оправдано.

В самом начале ты ввернул очень мудрое на мой взгляд слово (я его, кстати, в свое время тоже неплохо ввернул): метатекст. Только ты упомянул о метатекстах, возникающих по прочтени, а ведь есть и метатексты, существующие (!) до. К ним относятся: название книги (романа, сборника, журнала, сайта), имя автора, аннотация, комментарии других читателей, нечто слышанное о книге или авторе и всплывшее в сознании, эпиграфы, предисловия и многое-многое другое. Чаще всего именно эти метатексты и выполняют очень важную функцию в контексте поднятой тобой темы: настройку на чтение. Они позволяют читателю определить положение текста в системе координат обще-культурных традиций и тенденций, они же позволяют сформулировать критерии достоверности при восприятии текста.

Допустим, я читаю роман о конце тридцатых годов прошлого века "Заповедник для Академиков". Конечно, я могу сравнить его с романом "Дети Арбата" и порассуждать о достоверности, но я этого делать не буду, потому что автор романа - Кир Булычев, и я уже понимаю, что критерии достоверности тут должны быть совершенно другими.

Так вот, проблема неадекватности читательских требований к достоверности текста может проистекать как из некомпетентности читателя (который не имеет достаточной культуры чтения, чтобы понимать, в пространстве какого текста он находится), так и из некомпетентности автора, который не сумел подготовить читателя или не смог выстроить текст так, чтобы вопросы достоверности не возникали или получали ответы по прочтении. Автор должен уметь позиционировать свой текст таким образом, чтобы у читателя не возникало подобных вопросов, даже если в тексте можно придраться к каждому второму факту или утверждению. А вот если автор этого сделать не смог, тогда недостоверность станет одним из главных аргументов критики.

Не будим лукавить, всем понятно, что стало толчком к написанию этой статьи. Поэтому я позволю себе напомнить старую историю с рассказом "Волчица", при обсуждении которого вопросы достоверности были едва ли не основными. Я тогда предложил изменить начало рассказа так, чтобы было понятно: рассказ об альтернативной истории. Но авторский замысел был противоположным (и в корне неверным): написав рассказ, в котором узнаются реалии конкретной войны, автор хотел, чтобы читатель воспринимал эти реалии отвлеченно, как если бы это "какая-то" война, идущая "где-то". Понятное дело, что вопрос о достоверности тут же был поставлен во главу угла: читатель не поверил построенной автором системе метатекстов.

Всего,

Беспощадный Критик   15.06.2012 10:17     Заявить о нарушении
Короче, всё дело в фамилии автора: Рыбаков или Булычев?

Мария Гринберг   15.06.2012 11:08   Заявить о нарушении
Мария, ваша беда в том, что вы все утрируете. Поэтому для вас ответ - да. Все именно так.

Всего,

Беспощадный Критик   15.06.2012 11:20   Заявить о нарушении
Привет! Ну...я могу только подписаться под полным согласием с твоим текстом. Рассуждать о достоверности можно ведь и в пределах статьи, и в пределах монографии, и -всей жизни. В сущности, этот вопрос упирается в основания философии (щас философы выскочат меня бить))). Много чего я еще не сказал на эту тему. Автор безусловно виноват в том, что его текст жестко верифицируют по несущественным для текста параметрам. Но я-то хотел сказать, что бывает - и автор понятно какой, и название и все в шоколаде, и даже исторически уже текст встал на свое место. И все равно люди сидят годами, выискивают якобы неточности. Зачем? Три мушкетера - просто самый близкий пример.Здесь имхо беда или особенность еще вот в чем. Человек не хочет читать сухую историческую литературу, ему скучно, он привык работать на работе, а дома-отдыхать. Но человеку интересно все-таки. И он идет в кино или берет книжку, а там ему показывают боевик, под который не заснешь. И все это в историческом контексте. И вот человек сам совершает в своем сознании подлог - он заменяет маршала Жукова на артиста Ульянова, грязных диких оборванцев с ведрами на голове он наряжает в сталь и перья и отправляется с ними в крестовый поход и т.д. Историю давно уже в головах людей пишут литераторы и кинематографисты. И вот те , кто посерьезней, но все равно уже здорово перепутали "туризм с эмиграцией"))) начинают предъявлять серьезные претензии. В принципе - мне все равно, жаль их времени только. Вроде бы неглупые, образованные люди. Вот и все.

Хельги Нордкап   15.06.2012 11:26   Заявить о нарушении
Да почему же, такую мысль здесь уже высказывал ниже Александр Кайданский, без всякого, по-моему, утрирования:

"...Почему-то я уверен, что если Маркесу придет в голову написать рассказец с унесенными вверх лодками, мы тут радостно закиваем головами, как же хорошо их понесло. И залюбуемся утопленниками, начисто забывая, что это зрелище не для женщин и детей. И в гробиках детки у нас тоже отвращения не вызовут, даже странно.
Очень важен момент соприкосновения с гением..."

Quod licet Jovi, non licet bovi?

Мария Гринберг   15.06.2012 11:31   Заявить о нарушении
Марие: Александр все верно сказал:) Маркес создал свое пространство текстов, и в этом пространстве мы с одинаковой готовностью воспринимаем и жесткий маркесовский реализм, и его же реализм магический. Именно это я и высказал: Маркес своими текстами индуцировал адекватную систему метатекстов, поэтому его читатели не задаются вопросами достоверности. А М.Гринберг выстроила неадекватную систему метатекстов, поэтому открывая рассказ М.Гринберг, я готовлюсь прочитать про вспоротый живот красивой беременной женщины, и буду сильно удивлен, если не прочитаю ничего подобного. Но если все же прочитаю то, что ожидал, то примусь рассуждать не о тексте, а опять о бессмысленности поэтических описаний кровавых расправ. А мои коллеги переместят векстор обсуждения на недостоверность психологии или событийного ряда. Это не мы плохие читатели, это нас толкают в сторону от текста невоспринимаемые элементы текста.

Хельги: кроме исторической достоверности есть и другие. Я вот, например, исследования про мушкетеров читал мало и мельком, а вот про Ш.Холмса было интересно. Но вопрос ведь тот же: читать рассказы Конан Дойля - большое удовольствие, и все попытки уличить автора в логических, психологических и прочих просчетах это удовольствие никогда не испортят. Но с другой стороны: а ведь читать эти исследования тоже забавно! И эти две темы - рассказы и разоблачения - остаются в параллельных плоскостях: вот в чем соль! Как бы ни старались энтузиасты раскопать побольше ошибок Холмса, Холмс все равно самый лучший и самый любимый сыщик на свете:) Вот где магия искусства:)

Всего,

Беспощадный Критик   15.06.2012 11:49   Заявить о нарушении
"Историю давно уже в головах людей пишут литераторы и кинематографисты. И вот те , кто посерьезней, но все равно уже здорово перепутали "туризм с эмиграцией"))) начинают предъявлять серьезные претензии".

Действительно, какие могут быть претензии, например, к Арни в роли русского милиционера в "Красной жаре"? "Those Russians" именно такие - в ушанках с акцентом и ведмедЯми. Ну там ещё бабУщка, матрёшка, "какие ващи токасательства" ;)

Аманда Глумская   15.06.2012 11:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)

Практически со всем я согласен. Но встречаются сочинения, например, на историческую тему, претендующие на пересказ реального факта, где смакуются убийства и насилие над детьми. Буквально вчера прочитал это здесь, на этом сайте. Грубую чернуху педофильского содержания выдают за исторический факт и большинство людей на это реагирует положительно. Такого, на мой взгляд, не должно быть в литературе. Фантазии маньяка или латентного маньяка популизируется. Зачем? Чтобы множить это зло? Кто из родителей это допустит? Но допускают...

С уважением.

Сергей Вшивцев   15.06.2012 07:00     Заявить о нарушении
Так не совсем понятно - Вы отрицаете, что подобные исторические факты имели место?
Или считаете, что просто нельзя о них писать?

Мария Гринберг   15.06.2012 11:11   Заявить о нарушении
Я сторонник наложения запрета на педофилию и все что с этим связано. Фантазии тоже бы не публиковал. Почему? Потому что это множит зло. Или вы считаете, что пропаганда насилия и педофилии это нормальное явление?

Сергей Вшивцев   15.06.2012 13:01   Заявить о нарушении
Слово «педофилия» имеет пять значений:
1) В лингвистическом смысле – это любовь к детям.
2) В узком сексологическом понимании – это сексуальное влечение к неполовозрелым мальчикам, так как сексуальное влечение к неполовозрелым девочкам обозначается термином «корефилия».
3) Педофилия – психическое заболевание. Большинство специалистов придерживается мнения Международной статистической классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). По определению МКБ-10, педофилия – расстройство сексуального предпочтения, выражающееся в сексуальной тяге к детям препубертатного или раннего пубертатного возраста. Под пубертатом понимается половое созревание. При этом педофилию можно рассматривать как парафилию (болезненное извращение сексуального чувства), если в наличии критерии парафилии и связанные с этим явления. (Код F65.4)
4) Педофилия – вариант нормальной сексуальной ориентации. Меньшинство специалистов считают педофилию вариантом сексуальной ориентации, что вытекает из мнения той же МКБ-10, утверждающей, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство» (в кодировке F66). В таком случае, если в психическом статусе человека не усматриваются критерии парафилий и связанных с ними явлений, педофилия, с медицинской точки зрения, должна приниматься как вариант нормы. Эта точка зрения явно противоречит морально-нравственным устоям современных развитых обществ, поэтому подвергается научной критике. Но научные дискуссии продолжаются, так как научные данные и общественная мораль не зависят друг от друга.
5) Педофилия – преступление. В ненаучном, общественном понимании педофилия в последние три десятилетия, а в России два десятилетия, отождествляется с преступлением, а педофил с преступником, что не соответствует действительности. Так, в уголовном праве подавляющего большинства стран, в том числе и в России, нет понятия «педофилия», так как педофилия изначально – биосоциальное явление, позже – медицинская патология, а понятие «преступление» определено в ст. 14 УК РФ как «виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим кодексом под угрозой наказания». То есть, деяния «педофилия» нет и быть не может. Дефиниции половых преступлений определены в статьях 131 – 135 УК РФ.
http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/articles/pedo.html

Прошу прощения за столь длинную цитату - но в каком смысле Вы прилагаете этот термин к моему рассказу?

Мария Гринберг   15.06.2012 13:09   Заявить о нарушении
А разве комментарий Сергея был обращен к вашему рассказу?

Пространство Текста   15.06.2012 13:31   Заявить о нарушении
Ну, если нет, прошу прощения - не поняла.
А о чём тогда речь?

Мария Гринберг   15.06.2012 13:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)

Всё определяет жанр. И если это не фантастика, то в произведении всё таки должна сохраняться достоверность. Не важно, в каком формате произведение. Это может быть тест, аудио, видео, большой кинематограф.
Проблемы возникают тогда, когда человек пишет о том, о чём не знает.

Снял, например, Михалков "Утомлённые солнцем" и заявил, что это фильм про ВОВ. Фильм исторический. А на любую критику ответ: мне рассказывали, что именно так всё и было. Так вот, это- мне кто-то там рассказывал, я где-то там читал и тд и тп- это не аргумент. До тех пор, пока приведённый факт нельзя проверить, это можно считать ложью. Ложь- это одно, фантазия- это совсем другое, а фантастика- третье. И нельзя путать эти понятия.

Произведения создаются для того, чтобы их читали, слушали, смотрели и так далее. И создаются проведения, грубо говоря, для потребителя, то есть, в том числе и для меня. И я вправе оценить достоверность этого "шедевра", оценить на сколько он соответствует моей логике и моему понятию здравого смысла. А не нравится моя оценка- не показывай мне его. Вот и всё.


Степаныч   15.06.2012 03:53     Заявить о нарушении
При чём здесь ложь? Автор может быть элементарно не совсем компетентен, он может заблуждаться. Искренне.

Если автор пишет исторический роман, то безусловно он должен знать исторические реалии, на основе которых он строит повествование, придумывает образы своих героев и описывает события, с ними произошедшие. Но и здесь фантазия автора не должна ограничиваться, иначе это будет учебник истории, а не художественная литература.

Что касается фантастики, то здесь может быть всё, что угодно, и чем невероятнее, тем лучше. :)))))

"А не нравится моя оценка- не показывай мне его. Вот и всё."
Что тут можно сказать? Не нравится - не смотри, не читай. На всех угодить невозможно.

Потребитель - это масскульт, это - отвратительно. Искусство - элитарно.

Лора Маркова   15.06.2012 23:00   Заявить о нарушении
Кроме искусства, любое произведение является ещё информацией. А информация имеет свойство влиять на на наши мысли и на наше поведение, хотим мы этого или нет. Бессознательное влияет на сознательное и наоборот. Это нам только кажется, что прочёл- не понравилось- забыл.

Степаныч   15.06.2012 23:42   Заявить о нарушении
Вооооот, прекрасная тема для большого разговора. Нужно будет взять на вооружение. Спасибо.

Лора Маркова   15.06.2012 23:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)

В какой-то мере, Хельги, я отношу Ваши рассуждения по поводу достоверности в художественной литературе и на свой счёт, потому как совсем недавно высказывался на эту тему в рецензии к Вашему рассказу. Постараюсь донести своё видение вопроса.
Я совершенно согласен, что в художественной литературе рамки реальности можно сильно расширять, уходить от достоверности и вообще писать всё, что вздумается, но при одном обязательном условии: это должно идти на пользу художественной стороне произведения. В знаменитой скульптуре Мухина сознательно непропорционально увеличила руки рабочего и колхозницы, чтобы лучше смотрелось именно с нижнего ракурса. Кто её за это упрекнёт? Но вот если бы она, неизвестно зачем, сделала им носы, как у Буратино, то это бы многих раздражало.
Поэтому о достоверности нет смысла говорить вообще, а нужно только в рамках конкретной узкой темы. Если бы Ваш расказ "Звёзды Тюратама" был о ракетчиках вообще, то многие вопросы отпали бы сами собой - как сочинил, так и написал. Но Вы построили рассказ на общеизвестном историческом событии и тут я считаю вольности изложения быть не должно. В одном моём рассказе есть эпизод с Галиной Брежневой, и я постарался быть точным в описании места, времени и характера события. Если бы я писал про тётю Клаву, я бы мог писать что угодно, но про известную личность нужно писать максимально точно. Отсутствие достоверности в таком случае можно оправдать только одним - гениальностью произведения. Но Ваш рассказ на мой взгляд такого качества лишён и поэтому режет глаза с самого названия.
В тексте нет никакой привязки к Тюратаму, почему же тогда звёзды Тюратама? Я писал Вам, что это название ж.д. станции, возле которой приклеился небольшой казахский посёлок. К примеру, знаете как называется аэропорт на этом полигоне? Крайний. Аэропорт Крайний. Станция Тюратам. Так почему Вы не назвали свой рассказ - Звёзды Крайнего? Если уж говорить о городе, в котором живут ракетчики, то это Ленинск. Откуда же в названии взялся Тюратам? Я думал, что возможно по сюжету ЛГ поедет встречать на станцию какой-то груз и там, в Тюратаме, который находится на значительном расстоянии от старта, увидит зарево от взрыва, но ничего подобного в тексте нет и даже само слово не упоминается. Так вот я хочу спросить: какое художественное или документальное значение несёт название Вашего рассказа?
Понимаете, если Вы захотите писать про вымышленного лётчика, то можете писать что угодно, но если Вы решитесь писать про общеизвестный перелёт Чкалова, то нельзя писать, что за штурвалом был однорукий лётчик, а в бак заливали дизельку. Особенно, если стержнем рассказа должен являться сам общеизвестный случай.
Тут я сошлюсь на Ваш же пример про пуговицы в полемике под данной статьёй, - пуговицы начинают считать, когда ничего другого в тексте не увидели.
Сама статья, в качестве постановочного вопроса мне понравилась, но такую глубокую и разностороннюю тему вряд ли стоит обобщать, - конкретный пример я привёл выше.

Вова Осипов   14.06.2012 18:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Вова.
В сущности, Тюратам - это все те же пуговицы. Это условность. Если уж буквоедничать совсем, то терминология и топонимика взяты мной из книги Б.Чертока - как называли, так и называли. Там - Тюратам. Хотя, опять же - много народу вокруг крутилось и могли быть разные традиции. Мои источники я Вам назвал. Чтобы не было в дальнейшем напрасных прений - я сам не имею никакого отношения к Байконуру. К космосу - разве что Буран посадили. А так мне ближе другие места - Кача, Савослейка и т.д. Надеюсь, при Вашей эрудиции Вы знаете, что это такое. Это другие железки. Но трагедия 1960 мне была всегда небезразлична. Хотя, Вы зря говорите, что она общеизвестна. Как раз она-то и неизвестна вообще. Потому что очевидцев нет (см. в ютубе видео с камер наблюдения - что с ними стало), а комиссия сказала:"все. никого наказывать не будем" И забыли. Так что все материалы на этот счет - журналистские домыслы.
И вообще, Вова, в истории ничего общеизвестного нет. Там вообще очень мало даже просто известного. Если бы Вы могли критически отнестись к собственной биографии, Вы бы ужаснулись ее неизвестности даже Вам. Но, похоже , Вы из тех, кто считает набор стереотипов в Вашей голове истинной историей. А почему с Чкаловым не мог лететь однорукий летчик? Есть такой физический закон, который это запрещает? Есть многое на свете, друг Горацио,...)))

Хельги Нордкап   15.06.2012 01:02   Заявить о нарушении
Всей исторической правды не знает никто, тем более в нашей стране. Сколько раз уже историю переписывали, и переписывают по сей день, и так и эдак, с точки зрения идеологии, целесообразности, эпатажа, пиара и т.д. и т.п.
И, как известно, больше всех врут всегда очевидцы событий, которые, как правило, оценивают эти события весьма субъективно. Об одном и том же происшествии всегда существует масса версий. :)))

Лора Маркова   15.06.2012 10:14   Заявить о нарушении
Вова, вы неправы в самом главном: даже если пишется о всем известной личности, автор имеет право на домыслы. Первый же пример, который мне приходит в голову: как-то давно читал роман о Жюле Верне. Чисто биографический роман. Но одним из главных героев был выдуманный старик-слуга - так автору было удобнее раскрыть образ всемирно известного писателя.

От примеров к теории: любые фактические подробности и их достовенрность интересна одноу-двум десяткам читателей, единицы смогут обнаружить недостоверность или неувязки самостоятельно, но тысячи читателей просто этого не заметят. И все эти действительно занимательные статьи об авторских ошибках и допущениях (вроде упомянутых в статье деталей в романе о мушкетерах) - это просто игра и способ самовыражения, к литературе не имеющие никакого отношения. Достоверность - вопрос веры. Христиане верят в достоверность Евангелий, несмотря на обили противоречий и несводимость четырех евангельских историй к одной. Значит, авторы Евангелий создали тексты, лежащие выше вопроса о достоверности, психологичности, физической выполнимости и тому подобных претензий слишком придирчивых читателей. Это так, в качестве контрпримера:)

Всего,

Беспощадный Критик   15.06.2012 10:39   Заявить о нарушении
БК. Я думаю, в нашей дискуссии не уместны слова "вы не правы в главном". Я могу привести много контрпримеров и это ничего не докажет. Вы высказываете свою точку зрения, а я свою.
"...так автору было удобнее раскрыть образ" - написали Вы и с этим я абсолютно согласен. Приврать для реализации каких-то важных авторских задумок - это оправданно, а исказить достоверность по простому незнанию - совсем другое.
На сайте есть автор Владимир Эйснер, который пишет рассказы о крайнем севере. Можно по разному оценивать художественный уровень его творчества, но одно бесспорно: эти тексты познавательны и занимательны, такие детали и впечатления опишет только тот, кто сам там побывал. Сможет ли так написать другой автор, знающий о полярниках из книжек? А самое главное: зачем ему пересказывать чужие истории? Ответ может быть один: автор придумал невероятный сюжет или новые идеи, которые только на этом фоне и можно раскрыть. Тогда да, можно и полярниках писать, не побывав на севере. Но если в рассказе ничего такого нет, а есть лишь пару неплохих стилевых приёмов и совсем простоватый пересказ деда (в которые, кстати "о птичках", Хельги зачем-то ввернул некоторые известные детали: токораспределитель, запуск двигателей второй ступени, перекур и т.п.), то возникает естественный вопрос: а зачем, собственно?
Допускаю, что отнёсся к этой теме несколько предвзято, и большинство читателей на подобные "мелочи" даже внимания не обратят. Но так случилось, что я много лет ходил по коридорам мимо портретов Циолковског, Янгеля, Неделина, и часто заглядывал в глаза Вале Аля-Брудзинской, вдове погибшего в той страшной трагедии инженера, которая многие годы продолжала участвовать в разработках и испытаниях ракетных комплексов не смотря ни на что.

Вова Осипов   15.06.2012 12:05   Заявить о нарушении
Вова, я понял суть вашей позиции. Однако, моя категаричность в формулировке "вы не правы в главном" вполне адекватна вашей категоричности в постилировани того, что "про известную личность нужно писать максимально точно". Нет, не нужно. В этом вы не правы и я это сказал.

В остальном, я написал выше: да, есть несколько читателей, кого прямо коснуться любые искажения фактологии реальных событий. И они, эти читатели, имеют моральное право заявить о своем неудовольствии. Но это частное дело этих нескольких читателей. Остальным нужно чтение (чтиво), а не достоверная информация. Это закон литературы как продукта потребления.

Всего,

Беспощадный Критик   15.06.2012 12:17   Заявить о нарушении
Я бы предложил прекратить взаимные измерения и сличения татуировок - это тупиковый путь. Хороший пример с Эйснером. Я сам об этом думал. Я вот тоже по Крайнему Северу гулял, но в другой компании и с другими целями. Для меня он - совсем другой, чем у Эйснра. И если бы я сдуру об этом написал, Эйснер бы меня не понял. Правда штука относительная. Исчезающе иногда...
Теперь конкретно Вове. Просто может быть это будет понятнее. Такая херня - запуск второй ступени во время регламента или предыспытательных ремонтов при молотке , засунутом под концевой выключатель и т.д. был причиной не только этой трагедии, но и очень многих других, кстати,- с гораздо бОльшим количеством жертв. Мне это по определенным причинам тоже близко. И в глаза есть кому смотреть. Но технические подробности тех событий не так наглядны и понятны читателю. Поэтому я взял такую сцену. Что уж вышло - то и вышло. Но меня устраивает.

Хельги Нордкап   15.06.2012 12:23   Заявить о нарушении
Я вернулся и закончу речь. Если, Вова, буквально следовать Вашей доктрине, то автор вправе писать лишь о той пространственно-временной области, где он всецело владеет проблемой и она далее не фрагментируется. Ну...если ты работаешь кассиром в билетной кассе, то и пиши про свою будку. Лучше тебя ее никто не знает. Но тронешь инкассаторов, тебе скажут - а ты откуда знаешь? Любому пишущему о войне можно поставить в упрек некомпетентность. А на самом деле имеется в виду - неполное погружение в проблему. Только те, кто реально в проблему погружался, больше двух недель не жили и по определению описать войну не могут. Короче, мне кажется, мы все же говорим о разных вещах. Я - о литературе (fiction - !!!), а Вы - все-таки скорее - о журналистике.

Хельги Нордкап   15.06.2012 15:02   Заявить о нарушении
Нет, Хельги, я не о журналистике, а именно о литературе веду речь. Попробуйте убрать из Вашего рассказа эпизод взрыва, - он сразу рассыпется. Взрыв - это стержень Вашего рассказа. Вот если бы рассказ имел собственный сюжет, раскрывал какие-то отношения, ситуации, а взрыв был всего лишь эпизодом, то возможно и не были бы так важны детали.
Но это всего лишь мой взгляд на литературу и он вполне может отличаться от Вашего или общепринятого.

Вова Осипов   15.06.2012 16:41   Заявить о нарушении
Возможно несколько прояснит вопрос, если я скажу вот что. Этот рассказ был мной написан после того, как я увидел последнюю тему в конкурсе К2 , объявленную глубокоуважаемыми мной В.Ганчаром и Ивой. Отправлять рассказ на конкурс я не собирался, ибо конкурсов не переношу. Но написать "участие в исторически значимом для страны событии от первого лица" мне было просто интересно. Событие выбрал то, которое было более интересно мне.

Хельги Нордкап   15.06.2012 16:46   Заявить о нарушении
И ещё. Я всё-таки убеждён, что писатель должен иметь широкий кругозор и глубокие знания того, о чём пишет. Он должен быть умнее, эрудированнее читателя, если так корректно выразиться, тогда и читать его будет интересно. Ну а если вернуться к Вашему примеру, то мне почему-то кажется, что кассир, проработавший всю жизнь в будке, именно о будке лучше всего и напишет.

Вова Осипов   15.06.2012 16:50   Заявить о нарушении
Ну, если это была конкурсная работа с определёнными жанровыми и прочими рамками, то это многое разъясняет.

Вова Осипов   15.06.2012 16:53   Заявить о нарушении
Я не могу писать про будку. Я подписку давал. А писать мне хочется. Писатель должен...Писатель ничего не должен. Как и читатель. Можно лишь пообщаться, посоветовать. Писатель (не журналист) пишет о том, как он представил себе некую ситуацию, некий мир. Он сам вводит в этот мир героев и законы. Художественная литература всегда пишется не"о", а "по мотивам".По Вашей теории глобально о событиях рассказа написать не может никто. Потому что нет таких живых людей. Это плохая теория, неправильная. Писать можно и нужно обо всем. Работа не конкурсная, а "по мотивам" конкурса))).

Хельги Нордкап   15.06.2012 17:11   Заявить о нарушении
Для меня в литературе главное исследование человеческой души и мотивации поступков. Я могу пытаться делать это в любом пространстве и времени, с любыми героями и персонажами. Но на фоне каких декораций, каких событий я лучше всего смогу это сделать? Конечно же на фоне тех, которые мне хорошо известны и могут органично вплестись в мою задумку, усилить её и по-особенному раскрыть. Именно поэтому я не пишу про штурм Зимнего или про Сталинградскую битву. А если и напишу, то это будет только в том случае, когда без этого эпизода (например, штурма Зимнего) уж никак не обойтись, и этого потребует сюжет или идея произведения. Но писать отдельное произведение "Штурм Зимнего" я не решусь. А зачем? Неужели мои идеи, мои исследования нельзя провести на хорошо известных мне полях и площадках? К чему для этого отправляться в далёкий 1917 год? Ответ может быть один: если я смогу показать что-нибудь новое на этом революционном фоне, которое ни на каком другом фоне, ни в какой другой обстановке я так хорошо показать не смог бы. Во всех других случаях я буду писать "про будку", которую отлично знаю.



Вова Осипов   15.06.2012 18:39   Заявить о нарушении
Ну а мне скучно писать про будку. Вот и вся проблема.

Хельги Нордкап   15.06.2012 18:47   Заявить о нарушении
У меня такой проблемы нет. Я узнал сотни "будок" и побывал в тысячах разных интересных ситуаций. Боюсь мне не хватит многих десятков лет, чтобы хотя бы малую долю из них переложить в рассказы.

Вова Осипов   15.06.2012 19:02   Заявить о нарушении
Я тоже скажу про будку, которую только и нужно описывать, потому что в ней сидишь. Есть такой писатель Карл Май, говорят, один из плодовитейших в написании приключенческих романов. Он тьму-тьмущую рассказов и романов о путешествиях написал, и люди до сих пор во всем мире зачитываются, более двухсот миллионов изданий уже было – и про Мексику там, и про Турцию (Восточный цикл), и про индейцев и Дикий запад (Виннету и бессмертный Олд Шаттерхенд, кто же их не знает?).

А теперь самое интересное: он всё это писал, а сам он ни разу из Германии не выезжал, никогда и нигде не путешествовал!!! Ни на Востоке не был, ни в США.
Более того, писать – и сразу успешно – он начал в тридцать два года, а до этого не востоковедение в университете изучал, а восемь лет в тюрьме отсидел, потому что с юношества работал вором и мошенником.

Вот так-то, друзья. А вы говорите – будка. Откуда только всё берётся…

Лена Ковалёва   15.06.2012 19:21   Заявить о нарушении
Лена, Вы всё свалили в кучу и перепутали. При чём здесь индейцы? Всем известно, что Жюль Верн на подводной лодке не плавал и Герберт Уэллс на Марс не летал. Но это другой жанр. Это изначально выдумка, это изначально приключения, и даже, главным образом - приключения, цель которых, увлечь читателя калейдоскопом невероятных событий. Мы с Хельги спорим о другом: о степени достоверности при описании общеизвестных событий, целесообразности их использования, и свободы автора в их интерпретации. И идея рассказа Хельги лежит в нравственной плоскости, насколько я это увидел. У него не было, я думаю, цели увлечь читателя описанием взрыва или написать приключение на тему "вышли покурить".

Вова Осипов   15.06.2012 19:45   Заявить о нарушении
У меня была цель - написать рассказ от первого лица об участии в значимом для страны событии. Все.

Хельги Нордкап   15.06.2012 23:27   Заявить о нарушении
С интересом читаю, о чем тут говорили ув. Вова с Хельги.
В конце перешли к обобщениям, стало еще интереснее. Например, я был внутренне согласен с этим утверждением Вовы: "писатель должен иметь широкий кругозор и глубокие знания того, о чём пишет. Он должен быть умнее, эрудированнее читателя...кассир, проработавший всю жизнь в будке, именно о будке лучше всего и напишет".

Но Лена привела сильный аргумент: исходя из тезиса Вовы, человек в тюрьме должен лучше всего писать о своей камере, а никак не о Турции и Мексике, если он там ни разу не был.
К сожалению, Вова отмахнулся от Лены и сразу сузил тему разговора до конкретного случая достоверности при описании общеизвестных событий.

А было интересно, Вова. Зря испугались своих же обобщений.

Приведу интересный пример таможенника Анри Руссо, который ушел на пенсию в 49 лет и стал рисовать. И не что-нибудь, а непроходимые джунгли, которые ему могли лишь сниться. Теперь его картины украшают многие видные музеи, а мы удивляемся искренности, детскому воображению и таланту человека, взявшегося за такую, мягко говоря, отдаленную тему. Какое счастье, что он не начал рисовать свою таможню.

Александр Кайданский   16.06.2012 02:11   Заявить о нарушении
АК: Я сузил тему дискуссии намеренно, так как случай с обсуждаемым рассказом на мой взгляд (я объяснял почему) выпадает из общих рассуждений о достоверности в искусстве. В Вашем удачном примере с художником он рисовал абстрактные джунгли, картинки из снов. Но как Вы думаете, если бы он захотел изобразить штурм Зимнего, у него получилась бы интересная работа?

Вова Осипов   16.06.2012 08:10   Заявить о нарушении
Кстати, на Прозе.Ру многие пошли по стопам Анри Руссо, - ушли на пенсию и стали писать.

Вова Осипов   16.06.2012 08:13   Заявить о нарушении
Вова, а почему художник не может написать абстрактно штурм Зимнего? И почему это менее интересно, чем джунгли? Кому менее интересно? Вам? Так может быть просто надо говорить о том, что книги пишутся не для всех читателей? Имел ли право Толстой писать о 1812 г? На самом деле правомерны, естественно, обе точки зрения - и моя и Ваша. Они есть , они разные. Мне неинтересно писать документальные вещи, хотя бы потому, что я не верю документам. Я знаю, как и зачем они создаются. Мне более интересно вскрыть то, что могло бы быть. По большому счету, подводная мысль всего того, что у меня понаписано - реально только настоящее, прошлое и будущее - вероятностны.
Странно, но вот АК привел пример из живописи...Когда берешься за живопись - вроде бы вполне визуальное искусство - никто не пристает с достоверностью. Разве что к портрету иногда привяжутся. Похоже или непохоже...

Хельги Нордкап   16.06.2012 14:22   Заявить о нарушении
Лене Ковалевой.

Есть такой писатель Карл Май,(с)
Лена, не поверишь...))) Я учился в школе с парнем, вполне адекватным. Рисовал он хорошо, художником собирался быть, даже стал. Но с детства начитался этого Мая и увлекся индейцами, но по-серьезному. Все думали, что так...хобби, а он в итоге уехал к этим индейцам, стал там каким-то авторитетным вождем, написал про них и про себя книгу, спился и умер среди них. А ведь Май все придумал... Вот тебе сюжет...)))

Хельги Нордкап   16.06.2012 14:31   Заявить о нарушении
Вот, Хельги! Искусство - это такая крепкая зараза, что многие жизни отбирает, не спрашивая. Потому я всегда говорю об ответственности писателя. Но вопрос это тонкий. Если писатель задумывает что-то и художественно воплощает, должен ли он отвечать за возникшие в чужих головах идеи? Так ведь можно и до абсурдного дойти, как выло в случае с романом "Над пропастью во ржи": с ним связано покушение на Рейгана и два убийства, а убийца Леннона вообще утверждал, что зашифрованный приказ вычитал в этой книге.

А если творчество безотчетно, то о какой ответственности можно вести речь? Разве что о том, что какие-то ужасные самому себе творения лучше уничтожать собственноручно, как это сделал Тарас Бульба.

Александр Кайданский   16.06.2012 16:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)

Кому лень биться за достоверность, преуспел в фэнтази, где неувязки можно легко компенсировать полетом фантазии и происками потусторонних сил!
Хорошая и качественная литература дает более яркие образы нежели кино, ибо кинофильм - последовательность кадров, которые "видит" режиссер и создал образы для зрителя под свое "вижу", а книгу можно перечитать несколько раз и в зависимости от настроения, возраста и т.д. и т.п. картинка и ощущение от происходящего будет отличаться, причем, весьма радикально!
С уважением,

Алекс Сидоров   14.06.2012 16:17     Заявить о нарушении
Благодарю, Саша. Да, перечитывать временами интересно.Книга - не так навязчива.
Взаимно с уважением,

Хельги Нордкап   14.06.2012 18:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...» (Пространство Текста)

«Мне представляется странным желание многих читателей увидеть в авторском тексте не что-то новое для себя, а всего лишь совпадение со своим жизненным опытом».

Да нет, это совсем не странно. Это наша человеческая особенность. Я даже допускаю, что именно это совпадение/не совпадение с внутренним миром и является ключевым для ответа на вопрос: почему мне понравился рассказ? Мне кажется, мы всегда ищем резонанс, не обязательно полный. Если есть хотя бы одна точка соприкосновения между мной и произведением, если частота колебаний совпадает, пускай даже приблизительно – тогда мы готовы идти за автором (композитором, художником), готовы прислушаться, радостно удивляться отличному от нашего авторскому взгляду, разбираться в том, что не понимаем. Мы доверяем автору, потому что «он в чём-то как я», а доверяя – принимаем его правила игры и допускаем самое невероятное. Хороший тому пример – магический реализм. Мы принимаем магию, потому что и реализм тоже есть. Или читала я впервые Ясунари Кавабату: всё чужое, непонятное, «психологическая достоверность» попросту не определяется, настолько культура отлична от привычной нам. Но всё же чувствуется живое, общечеловеческое, единое для всех – и потому читаешь, и хочешь понять их, других, не таких как мы.

Если же резонанса нет, если я и произведение находимся в различных плоскостях и никак не вибрируем на одних частотах – текст воспринимается инородным телом, вызывает отторжение, недоумение, даже злость. Так было, например, у меня с текстом М.Гринберг – не приемлю бессмысленное, бесцельное смакование жестокости.

Лена Ковалёва   14.06.2012 15:39     Заявить о нарушении
Да, Лен, с резонансом - это верно. Что-то должно быть узнаваемым. Но не обязательно до полного совпадения деталей материальных, чего требуют некоторые. Психологический резонанс - это конечно...
Спасибо, Лена.

Хельги Нордкап   14.06.2012 17:58   Заявить о нарушении
Лена, мне кажется, что вопрос о достоверности сводится к тому, согласен ли читатель поверить автору или нет. Если согласен - то вопрос просто не возникает. А если не согласен - то причин этому может быть очень много. Например, несовпадение эстетических установок. Как у тебя (и у всех нас) с М.Гринберг. Не совпали, поэтому и не верим, и не поверим.

Всего,

Беспощадный Критик   15.06.2012 10:49   Заявить о нарушении