Рецензии на произведение «Хельги Нордкап. О критерии достоверности в...»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Согласен со статьёй. В целом. Но я бы в контексте этого рассуждения вместо слова «достоверность» использовал бы слово и понятие «правдоподобность». Думаю, не нужно объяснять почему, ведь автор статьи говорит по преимуществу о художественных текстах.
Я не спорю, что при чтении книги как раз интереснее познакомиться с новым опытом, нежели ожидать от неё полное и идеальное подтверждение собственного жизненного опыта (что и невозможно в принципе). Согласен, что порицать книгу, если лежащий в основе сюжета и персонажей опыт автора, рушит привычные для читателя шаблоны, тоже нелепо.
Признаю и важность принципов логики – причинно-следственной, внешней по отношению к герою, и психологической – внутренней.
Однако, на мой взгляд, правдоподобность достигается не столько соблюдением вышеуказанных принципов, сколько общим «голосом повествования», да простится мне сей доморощенный термин.
Знаете, есть такие самозабвенные и очень одарённые вруны – слушаешь его и невольно веришь каждому слову, а потом понимаешь – ну и ересь же он нагородил, сверкая глазами! Я, конечно, не сравниваю литературу с феноменом этих самых врунов, просто пытаюсь разъяснить мою мысль.
«Голос повествования» это не совсем голос автора. Ведь автор в разных книгах (или даже в разных фрагментах одной книги) находится на разной дистанции от читателя. Иногда автор выходит на самый первый план, почти в прямую речь, иногда – маячит где-то на горизонте, жестами привлекая внимание к течению своего текста. «Голос повествования» это живой комплекс стиля, манеры, приёмов самого «рассказывания». Думается, можно привести немало примеров, когда книга с самыми «достоверными», старательно подобранными фактами и событиями кажется надуманной и какой-то фальшивой, а летящая фантазия, с явными натяжками в некоторых местах, захватывает дух и, – по крайней мере на этапе непосредственного чтения, – не вызывает НИКАКИХ СОМНЕНИЙ. Это благодаря правдоподобию самого «голоса повествования».
Сознаю, что доказать своё рассуждение мне было бы нелегко, в силу слабой эрудиции и сильной лени. Я добавил его, исходя лишь из моего самого общего читательского опыта.
Геннадий Петров 10.07.2012 19:30 Заявить о нарушении
(с)
Мария Гринберг 11.07.2012 08:46 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 24.07.2012 23:04 Заявить о нарушении
Жаль, было очень интересно.
Мария Гринберг 25.07.2012 15:21 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 25.07.2012 22:45 Заявить о нарушении
Лора Маркова 31.07.2012 11:04 Заявить о нарушении
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало..."
(с)
Мария Гринберг 06.09.2012 08:47 Заявить о нарушении
Кузнецова Любовь Алексеевна 01.12.2012 14:59 Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемые!
В самом деле, тема очень интересная и крайне трудная в реализации.
Мне представляется, что речь должна идти не о достоверности, как таковой, а о достаточной степени достоверности.
В чем задача художественного текста? Если не ставить себе задачи бытописательства (как например Москва в подаче Гиляровского) то в подавляющем большинстве случаев мы все же стремимся рассказать о герое, его реакциях на те или иные события. В обшем виде о характере героя через его взаимоотношения с окружаюшим миром. И для этого полностью реалистичный мир не самый лучший фон к демонстрации. И тогда автор начинает "сочинять" новый мир, где ставит героя зачастую в экстремальные ситуации, или того больше - в ситуации единичные, уникальные, на грани фола. Где эта грань - каждый решает сам. Лишь бы не перешагнуть черту ирреальности, за которой герой не то, чтобы совершал поступки нелепые, но где он вообще существовать не может.
У Кортасара исключительно иррациональная ситуация, которя не может случиться вообще в природе, но на ее фоне герои становятся выпуклы и материальны, как камни Аппиевой дороги, но ведь корабль то плыет по воде, а не летит и не передвигается на колесах..., черт бы его побрал, этот несносный корабль.
Ну, и в конце о том, что меня давно и невыносимо бесит!
"Хитромудрые специалисты понастроили тьму сложных и интересных концепций, но потребителем литературных текстов был и остается обычный нормальный человек – читатель."(с)
Мы как-то уже давно и незаметно для себя перестали быть самой читающей страной в мире и превратились в почти безграмотную нацию. Уметь читать - это тоже искусство, и ему надо учиться. Мы перестали воспринимать тексты сложнее, чем список публикаций издательства "Эксмо". А большинство читает на уровне блого-сферы. Мы больше не умеем читать, и это уже свершившийся факт.
Вовву 15.06.2012 19:57 Заявить о нарушении
Мы не превратились в безграмотную нацию потому , что мы не превратились еще в нацию. Или уже...
Хельги Нордкап 15.06.2012 21:12 Заявить о нарушении
А что читают? Проще пареной репы - посмотрите статистику продаж на OZON.ru, для бумаги, и статистику продаж электронных книг в Softkey - уж тут проблем никаких...
Вовву 15.06.2012 21:28 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 15.06.2012 21:37 Заявить о нарушении
Вовву 15.06.2012 21:48 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 16.06.2012 22:27 Заявить о нарушении
у меня с некоторого времени произошла некоторая странность - я в свое время перечитал столько, что не поддается какому-то разумному исчислению, благо мне несказанно повезло - домашняя библиотека, начатая прадедом, или того раньше, в несколько тысяч томов не предполагала моих скитаний на другой конец города, плюс неплохая (или лучше) память, плюс тяжелая болезнь с годовалого возраста и фатически до окончания школы, плюс (по этой причине) два непотерянных года на службу в армии - и вот с некоторых пор я заметил, что не в состоянии прочесть ничего нового. Все уже было и стало читать тоскливо. В лучшем случае перечитывать из давно любимого. Но даже из любимого последние лет десять-двенадцать я теперь читаю как технолог. И как технолог в голове пытаюсь исправлять даже Бунина с Ивлином Во.
Попытался недавно читать Дмитрия Быкова после шума вокруг него. Ужасно.
Но на это накладывается технологическое осознание, что самому писать так, как Бунин, все равно не могу, а писать, как Быков - бред.
Пресыщение и бессилие. Крах.
Вовву 16.06.2012 23:03 Заявить о нарушении
Бунин, Чехов , Куприн...Пушкин, Лермонтов...Я только сейчас понимаю своего отца, который всегда подсовывал мне читать Чехова и говорил :"Если соберешься писать - пиши как Пушкин - просто". Бунина ему почитать почти не пришлось. Издали незадолго до его смерти. А отец был просто солдатом.
Жизнь человеческая слишком коротка, чтобы осознать исторический процесс. И каждый должен отвечать за себя. Не стоит беспокоиться за "нацию". Это очень сложное понятие. Быковы и прочие приходят и уходят. Остается только то, что они в нас оставили. То есть, главное - это мы...
Жаль, что мы раньше не общались...
Хельги Нордкап 16.06.2012 23:20 Заявить о нарушении
Неужели подобное состояние души неизбежно при постоянном развитии? Неужели нет способа оставаться по-детски восприимчивым и жадным ко всему новому? То, что вы описываете, так похожее на разочарование жизнью. Зачем же тогда спешить и ловить каждый яркий день, каждую интересную мысль в книге, каждую неожиданную музыкальную фразу, если они постепенно превратят меня в "технологичного циника", который не сможет наслаждаться? Нет ли способа оттянуть это время?
У меня есть один контраргумент: я слышал, что если человек перестанет спать, и все время своей жизни потратит на беспрерывное чтение, то за 80 лет он не успеет прочесть список рекомендованной каким-то там университетом классической литературы, не говоря о новых авторах. Конечно, это утверждение не спасает от "пресыщения и бессилия". Но, может, ваше пресыщение все же не из-за огромного числа книг? Иначе грустно как-то становится...и хочется спросить: куда же мы идем?
Александр Кайданский 17.06.2012 03:02 Заявить о нарушении
Ну, как и было озаглавлено в начале ремарки, это касается только меня. Вероятно, мера моих литературных способностей оказалась не столь велика, чтобы ее хватило до конца жизни.
Но во-первых - льщу себя надеждой, что этот период все же временный, хоть оказалось и затяжной, а во-вторых это не распространяется на все человечество.
:)
Вовву 17.06.2012 11:49 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2004/11/25-156
Вовву 17.06.2012 11:51 Заявить о нарушении
Конечно, любые периоды временны. Лично мне достаточно выспаться, поесть или, в самом крайнем случае, переключиться с одного вида искусства на другой, а промежутки заполнять хорошим общением. Спасибо за беседу, Борис!
Александр Кайданский 17.06.2012 12:10 Заявить о нарушении
А знаете, Александр, я в очередной раз убеждаюсь, что ни одно слово не улетает в пустоту...
Вы только что подтолкнуля меня к мысли, которя сидела во мне несформулированной несколько лет, и которой я как-то боялся..., был у меня небольшой цикл под общим названием "Сказки для невзрослых взрослых"
Когда-то я его убил, теперь вот размышляю - может быть вернуть его к жизни после некоторых правок....
Вовву 17.06.2012 13:08 Заявить о нарушении
давайте я на него сам сперва посмотрю по прошествии нескольких лет.
а вам на съедение могу предложить какой-нибудь другой текст из тех, которые до конца так и не оформились, а внимательно возврашаться к ним некогда. если это предполагается вашим регламентом.
Вовву 17.06.2012 14:00 Заявить о нарушении
Вовву 17.06.2012 16:42 Заявить о нарушении
Привет, Хельги!
Либо я упустил что-то в твоей статье, либо ты упустил очень важный момент: что конкретно влияет на желание читателя уличить текст в недостоверности и как у этого читателя формируется система критериев этой самой достоверности. Без учета этих обстоятельств рассуждать на эту тему, как мне кажется, не вполне оправдано.
В самом начале ты ввернул очень мудрое на мой взгляд слово (я его, кстати, в свое время тоже неплохо ввернул): метатекст. Только ты упомянул о метатекстах, возникающих по прочтени, а ведь есть и метатексты, существующие (!) до. К ним относятся: название книги (романа, сборника, журнала, сайта), имя автора, аннотация, комментарии других читателей, нечто слышанное о книге или авторе и всплывшее в сознании, эпиграфы, предисловия и многое-многое другое. Чаще всего именно эти метатексты и выполняют очень важную функцию в контексте поднятой тобой темы: настройку на чтение. Они позволяют читателю определить положение текста в системе координат обще-культурных традиций и тенденций, они же позволяют сформулировать критерии достоверности при восприятии текста.
Допустим, я читаю роман о конце тридцатых годов прошлого века "Заповедник для Академиков". Конечно, я могу сравнить его с романом "Дети Арбата" и порассуждать о достоверности, но я этого делать не буду, потому что автор романа - Кир Булычев, и я уже понимаю, что критерии достоверности тут должны быть совершенно другими.
Так вот, проблема неадекватности читательских требований к достоверности текста может проистекать как из некомпетентности читателя (который не имеет достаточной культуры чтения, чтобы понимать, в пространстве какого текста он находится), так и из некомпетентности автора, который не сумел подготовить читателя или не смог выстроить текст так, чтобы вопросы достоверности не возникали или получали ответы по прочтении. Автор должен уметь позиционировать свой текст таким образом, чтобы у читателя не возникало подобных вопросов, даже если в тексте можно придраться к каждому второму факту или утверждению. А вот если автор этого сделать не смог, тогда недостоверность станет одним из главных аргументов критики.
Не будим лукавить, всем понятно, что стало толчком к написанию этой статьи. Поэтому я позволю себе напомнить старую историю с рассказом "Волчица", при обсуждении которого вопросы достоверности были едва ли не основными. Я тогда предложил изменить начало рассказа так, чтобы было понятно: рассказ об альтернативной истории. Но авторский замысел был противоположным (и в корне неверным): написав рассказ, в котором узнаются реалии конкретной войны, автор хотел, чтобы читатель воспринимал эти реалии отвлеченно, как если бы это "какая-то" война, идущая "где-то". Понятное дело, что вопрос о достоверности тут же был поставлен во главу угла: читатель не поверил построенной автором системе метатекстов.
Всего,
Беспощадный Критик 15.06.2012 10:17 Заявить о нарушении
Мария Гринберг 15.06.2012 11:08 Заявить о нарушении
Всего,
Беспощадный Критик 15.06.2012 11:20 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 15.06.2012 11:26 Заявить о нарушении
"...Почему-то я уверен, что если Маркесу придет в голову написать рассказец с унесенными вверх лодками, мы тут радостно закиваем головами, как же хорошо их понесло. И залюбуемся утопленниками, начисто забывая, что это зрелище не для женщин и детей. И в гробиках детки у нас тоже отвращения не вызовут, даже странно.
Очень важен момент соприкосновения с гением..."
Quod licet Jovi, non licet bovi?
Мария Гринберг 15.06.2012 11:31 Заявить о нарушении
Хельги: кроме исторической достоверности есть и другие. Я вот, например, исследования про мушкетеров читал мало и мельком, а вот про Ш.Холмса было интересно. Но вопрос ведь тот же: читать рассказы Конан Дойля - большое удовольствие, и все попытки уличить автора в логических, психологических и прочих просчетах это удовольствие никогда не испортят. Но с другой стороны: а ведь читать эти исследования тоже забавно! И эти две темы - рассказы и разоблачения - остаются в параллельных плоскостях: вот в чем соль! Как бы ни старались энтузиасты раскопать побольше ошибок Холмса, Холмс все равно самый лучший и самый любимый сыщик на свете:) Вот где магия искусства:)
Всего,
Беспощадный Критик 15.06.2012 11:49 Заявить о нарушении
Действительно, какие могут быть претензии, например, к Арни в роли русского милиционера в "Красной жаре"? "Those Russians" именно такие - в ушанках с акцентом и ведмедЯми. Ну там ещё бабУщка, матрёшка, "какие ващи токасательства" ;)
Аманда Глумская 15.06.2012 11:53 Заявить о нарушении
Практически со всем я согласен. Но встречаются сочинения, например, на историческую тему, претендующие на пересказ реального факта, где смакуются убийства и насилие над детьми. Буквально вчера прочитал это здесь, на этом сайте. Грубую чернуху педофильского содержания выдают за исторический факт и большинство людей на это реагирует положительно. Такого, на мой взгляд, не должно быть в литературе. Фантазии маньяка или латентного маньяка популизируется. Зачем? Чтобы множить это зло? Кто из родителей это допустит? Но допускают...
С уважением.
Сергей Вшивцев 15.06.2012 07:00 Заявить о нарушении
Или считаете, что просто нельзя о них писать?
Мария Гринберг 15.06.2012 11:11 Заявить о нарушении
Сергей Вшивцев 15.06.2012 13:01 Заявить о нарушении
1) В лингвистическом смысле – это любовь к детям.
2) В узком сексологическом понимании – это сексуальное влечение к неполовозрелым мальчикам, так как сексуальное влечение к неполовозрелым девочкам обозначается термином «корефилия».
3) Педофилия – психическое заболевание. Большинство специалистов придерживается мнения Международной статистической классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). По определению МКБ-10, педофилия – расстройство сексуального предпочтения, выражающееся в сексуальной тяге к детям препубертатного или раннего пубертатного возраста. Под пубертатом понимается половое созревание. При этом педофилию можно рассматривать как парафилию (болезненное извращение сексуального чувства), если в наличии критерии парафилии и связанные с этим явления. (Код F65.4)
4) Педофилия – вариант нормальной сексуальной ориентации. Меньшинство специалистов считают педофилию вариантом сексуальной ориентации, что вытекает из мнения той же МКБ-10, утверждающей, что «сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство» (в кодировке F66). В таком случае, если в психическом статусе человека не усматриваются критерии парафилий и связанных с ними явлений, педофилия, с медицинской точки зрения, должна приниматься как вариант нормы. Эта точка зрения явно противоречит морально-нравственным устоям современных развитых обществ, поэтому подвергается научной критике. Но научные дискуссии продолжаются, так как научные данные и общественная мораль не зависят друг от друга.
5) Педофилия – преступление. В ненаучном, общественном понимании педофилия в последние три десятилетия, а в России два десятилетия, отождествляется с преступлением, а педофил с преступником, что не соответствует действительности. Так, в уголовном праве подавляющего большинства стран, в том числе и в России, нет понятия «педофилия», так как педофилия изначально – биосоциальное явление, позже – медицинская патология, а понятие «преступление» определено в ст. 14 УК РФ как «виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое настоящим кодексом под угрозой наказания». То есть, деяния «педофилия» нет и быть не может. Дефиниции половых преступлений определены в статьях 131 – 135 УК РФ.
http://www.sudmed-nsmu.narod.ru/articles/pedo.html
Прошу прощения за столь длинную цитату - но в каком смысле Вы прилагаете этот термин к моему рассказу?
Мария Гринберг 15.06.2012 13:09 Заявить о нарушении
Пространство Текста 15.06.2012 13:31 Заявить о нарушении
А о чём тогда речь?
Мария Гринберг 15.06.2012 13:43 Заявить о нарушении
Всё определяет жанр. И если это не фантастика, то в произведении всё таки должна сохраняться достоверность. Не важно, в каком формате произведение. Это может быть тест, аудио, видео, большой кинематограф.
Проблемы возникают тогда, когда человек пишет о том, о чём не знает.
Снял, например, Михалков "Утомлённые солнцем" и заявил, что это фильм про ВОВ. Фильм исторический. А на любую критику ответ: мне рассказывали, что именно так всё и было. Так вот, это- мне кто-то там рассказывал, я где-то там читал и тд и тп- это не аргумент. До тех пор, пока приведённый факт нельзя проверить, это можно считать ложью. Ложь- это одно, фантазия- это совсем другое, а фантастика- третье. И нельзя путать эти понятия.
Произведения создаются для того, чтобы их читали, слушали, смотрели и так далее. И создаются проведения, грубо говоря, для потребителя, то есть, в том числе и для меня. И я вправе оценить достоверность этого "шедевра", оценить на сколько он соответствует моей логике и моему понятию здравого смысла. А не нравится моя оценка- не показывай мне его. Вот и всё.
Степаныч 15.06.2012 03:53 Заявить о нарушении
Если автор пишет исторический роман, то безусловно он должен знать исторические реалии, на основе которых он строит повествование, придумывает образы своих героев и описывает события, с ними произошедшие. Но и здесь фантазия автора не должна ограничиваться, иначе это будет учебник истории, а не художественная литература.
Что касается фантастики, то здесь может быть всё, что угодно, и чем невероятнее, тем лучше. :)))))
"А не нравится моя оценка- не показывай мне его. Вот и всё."
Что тут можно сказать? Не нравится - не смотри, не читай. На всех угодить невозможно.
Потребитель - это масскульт, это - отвратительно. Искусство - элитарно.
Лора Маркова 15.06.2012 23:00 Заявить о нарушении
Степаныч 15.06.2012 23:42 Заявить о нарушении
Лора Маркова 15.06.2012 23:45 Заявить о нарушении
В какой-то мере, Хельги, я отношу Ваши рассуждения по поводу достоверности в художественной литературе и на свой счёт, потому как совсем недавно высказывался на эту тему в рецензии к Вашему рассказу. Постараюсь донести своё видение вопроса.
Я совершенно согласен, что в художественной литературе рамки реальности можно сильно расширять, уходить от достоверности и вообще писать всё, что вздумается, но при одном обязательном условии: это должно идти на пользу художественной стороне произведения. В знаменитой скульптуре Мухина сознательно непропорционально увеличила руки рабочего и колхозницы, чтобы лучше смотрелось именно с нижнего ракурса. Кто её за это упрекнёт? Но вот если бы она, неизвестно зачем, сделала им носы, как у Буратино, то это бы многих раздражало.
Поэтому о достоверности нет смысла говорить вообще, а нужно только в рамках конкретной узкой темы. Если бы Ваш расказ "Звёзды Тюратама" был о ракетчиках вообще, то многие вопросы отпали бы сами собой - как сочинил, так и написал. Но Вы построили рассказ на общеизвестном историческом событии и тут я считаю вольности изложения быть не должно. В одном моём рассказе есть эпизод с Галиной Брежневой, и я постарался быть точным в описании места, времени и характера события. Если бы я писал про тётю Клаву, я бы мог писать что угодно, но про известную личность нужно писать максимально точно. Отсутствие достоверности в таком случае можно оправдать только одним - гениальностью произведения. Но Ваш рассказ на мой взгляд такого качества лишён и поэтому режет глаза с самого названия.
В тексте нет никакой привязки к Тюратаму, почему же тогда звёзды Тюратама? Я писал Вам, что это название ж.д. станции, возле которой приклеился небольшой казахский посёлок. К примеру, знаете как называется аэропорт на этом полигоне? Крайний. Аэропорт Крайний. Станция Тюратам. Так почему Вы не назвали свой рассказ - Звёзды Крайнего? Если уж говорить о городе, в котором живут ракетчики, то это Ленинск. Откуда же в названии взялся Тюратам? Я думал, что возможно по сюжету ЛГ поедет встречать на станцию какой-то груз и там, в Тюратаме, который находится на значительном расстоянии от старта, увидит зарево от взрыва, но ничего подобного в тексте нет и даже само слово не упоминается. Так вот я хочу спросить: какое художественное или документальное значение несёт название Вашего рассказа?
Понимаете, если Вы захотите писать про вымышленного лётчика, то можете писать что угодно, но если Вы решитесь писать про общеизвестный перелёт Чкалова, то нельзя писать, что за штурвалом был однорукий лётчик, а в бак заливали дизельку. Особенно, если стержнем рассказа должен являться сам общеизвестный случай.
Тут я сошлюсь на Ваш же пример про пуговицы в полемике под данной статьёй, - пуговицы начинают считать, когда ничего другого в тексте не увидели.
Сама статья, в качестве постановочного вопроса мне понравилась, но такую глубокую и разностороннюю тему вряд ли стоит обобщать, - конкретный пример я привёл выше.
Вова Осипов 14.06.2012 18:40 Заявить о нарушении
В сущности, Тюратам - это все те же пуговицы. Это условность. Если уж буквоедничать совсем, то терминология и топонимика взяты мной из книги Б.Чертока - как называли, так и называли. Там - Тюратам. Хотя, опять же - много народу вокруг крутилось и могли быть разные традиции. Мои источники я Вам назвал. Чтобы не было в дальнейшем напрасных прений - я сам не имею никакого отношения к Байконуру. К космосу - разве что Буран посадили. А так мне ближе другие места - Кача, Савослейка и т.д. Надеюсь, при Вашей эрудиции Вы знаете, что это такое. Это другие железки. Но трагедия 1960 мне была всегда небезразлична. Хотя, Вы зря говорите, что она общеизвестна. Как раз она-то и неизвестна вообще. Потому что очевидцев нет (см. в ютубе видео с камер наблюдения - что с ними стало), а комиссия сказала:"все. никого наказывать не будем" И забыли. Так что все материалы на этот счет - журналистские домыслы.
И вообще, Вова, в истории ничего общеизвестного нет. Там вообще очень мало даже просто известного. Если бы Вы могли критически отнестись к собственной биографии, Вы бы ужаснулись ее неизвестности даже Вам. Но, похоже , Вы из тех, кто считает набор стереотипов в Вашей голове истинной историей. А почему с Чкаловым не мог лететь однорукий летчик? Есть такой физический закон, который это запрещает? Есть многое на свете, друг Горацио,...)))
Хельги Нордкап 15.06.2012 01:02 Заявить о нарушении
И, как известно, больше всех врут всегда очевидцы событий, которые, как правило, оценивают эти события весьма субъективно. Об одном и том же происшествии всегда существует масса версий. :)))
Лора Маркова 15.06.2012 10:14 Заявить о нарушении
От примеров к теории: любые фактические подробности и их достовенрность интересна одноу-двум десяткам читателей, единицы смогут обнаружить недостоверность или неувязки самостоятельно, но тысячи читателей просто этого не заметят. И все эти действительно занимательные статьи об авторских ошибках и допущениях (вроде упомянутых в статье деталей в романе о мушкетерах) - это просто игра и способ самовыражения, к литературе не имеющие никакого отношения. Достоверность - вопрос веры. Христиане верят в достоверность Евангелий, несмотря на обили противоречий и несводимость четырех евангельских историй к одной. Значит, авторы Евангелий создали тексты, лежащие выше вопроса о достоверности, психологичности, физической выполнимости и тому подобных претензий слишком придирчивых читателей. Это так, в качестве контрпримера:)
Всего,
Беспощадный Критик 15.06.2012 10:39 Заявить о нарушении
"...так автору было удобнее раскрыть образ" - написали Вы и с этим я абсолютно согласен. Приврать для реализации каких-то важных авторских задумок - это оправданно, а исказить достоверность по простому незнанию - совсем другое.
На сайте есть автор Владимир Эйснер, который пишет рассказы о крайнем севере. Можно по разному оценивать художественный уровень его творчества, но одно бесспорно: эти тексты познавательны и занимательны, такие детали и впечатления опишет только тот, кто сам там побывал. Сможет ли так написать другой автор, знающий о полярниках из книжек? А самое главное: зачем ему пересказывать чужие истории? Ответ может быть один: автор придумал невероятный сюжет или новые идеи, которые только на этом фоне и можно раскрыть. Тогда да, можно и полярниках писать, не побывав на севере. Но если в рассказе ничего такого нет, а есть лишь пару неплохих стилевых приёмов и совсем простоватый пересказ деда (в которые, кстати "о птичках", Хельги зачем-то ввернул некоторые известные детали: токораспределитель, запуск двигателей второй ступени, перекур и т.п.), то возникает естественный вопрос: а зачем, собственно?
Допускаю, что отнёсся к этой теме несколько предвзято, и большинство читателей на подобные "мелочи" даже внимания не обратят. Но так случилось, что я много лет ходил по коридорам мимо портретов Циолковског, Янгеля, Неделина, и часто заглядывал в глаза Вале Аля-Брудзинской, вдове погибшего в той страшной трагедии инженера, которая многие годы продолжала участвовать в разработках и испытаниях ракетных комплексов не смотря ни на что.
Вова Осипов 15.06.2012 12:05 Заявить о нарушении
В остальном, я написал выше: да, есть несколько читателей, кого прямо коснуться любые искажения фактологии реальных событий. И они, эти читатели, имеют моральное право заявить о своем неудовольствии. Но это частное дело этих нескольких читателей. Остальным нужно чтение (чтиво), а не достоверная информация. Это закон литературы как продукта потребления.
Всего,
Беспощадный Критик 15.06.2012 12:17 Заявить о нарушении
Теперь конкретно Вове. Просто может быть это будет понятнее. Такая херня - запуск второй ступени во время регламента или предыспытательных ремонтов при молотке , засунутом под концевой выключатель и т.д. был причиной не только этой трагедии, но и очень многих других, кстати,- с гораздо бОльшим количеством жертв. Мне это по определенным причинам тоже близко. И в глаза есть кому смотреть. Но технические подробности тех событий не так наглядны и понятны читателю. Поэтому я взял такую сцену. Что уж вышло - то и вышло. Но меня устраивает.
Хельги Нордкап 15.06.2012 12:23 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 15.06.2012 15:02 Заявить о нарушении
Но это всего лишь мой взгляд на литературу и он вполне может отличаться от Вашего или общепринятого.
Вова Осипов 15.06.2012 16:41 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 15.06.2012 16:46 Заявить о нарушении
Вова Осипов 15.06.2012 16:50 Заявить о нарушении
Вова Осипов 15.06.2012 16:53 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 15.06.2012 17:11 Заявить о нарушении
Вова Осипов 15.06.2012 18:39 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 15.06.2012 18:47 Заявить о нарушении
Вова Осипов 15.06.2012 19:02 Заявить о нарушении
А теперь самое интересное: он всё это писал, а сам он ни разу из Германии не выезжал, никогда и нигде не путешествовал!!! Ни на Востоке не был, ни в США.
Более того, писать – и сразу успешно – он начал в тридцать два года, а до этого не востоковедение в университете изучал, а восемь лет в тюрьме отсидел, потому что с юношества работал вором и мошенником.
Вот так-то, друзья. А вы говорите – будка. Откуда только всё берётся…
Лена Ковалёва 15.06.2012 19:21 Заявить о нарушении
Вова Осипов 15.06.2012 19:45 Заявить о нарушении
Хельги Нордкап 15.06.2012 23:27 Заявить о нарушении
В конце перешли к обобщениям, стало еще интереснее. Например, я был внутренне согласен с этим утверждением Вовы: "писатель должен иметь широкий кругозор и глубокие знания того, о чём пишет. Он должен быть умнее, эрудированнее читателя...кассир, проработавший всю жизнь в будке, именно о будке лучше всего и напишет".
Но Лена привела сильный аргумент: исходя из тезиса Вовы, человек в тюрьме должен лучше всего писать о своей камере, а никак не о Турции и Мексике, если он там ни разу не был.
К сожалению, Вова отмахнулся от Лены и сразу сузил тему разговора до конкретного случая достоверности при описании общеизвестных событий.
А было интересно, Вова. Зря испугались своих же обобщений.
Приведу интересный пример таможенника Анри Руссо, который ушел на пенсию в 49 лет и стал рисовать. И не что-нибудь, а непроходимые джунгли, которые ему могли лишь сниться. Теперь его картины украшают многие видные музеи, а мы удивляемся искренности, детскому воображению и таланту человека, взявшегося за такую, мягко говоря, отдаленную тему. Какое счастье, что он не начал рисовать свою таможню.
Александр Кайданский 16.06.2012 02:11 Заявить о нарушении
Вова Осипов 16.06.2012 08:10 Заявить о нарушении
Вова Осипов 16.06.2012 08:13 Заявить о нарушении
Странно, но вот АК привел пример из живописи...Когда берешься за живопись - вроде бы вполне визуальное искусство - никто не пристает с достоверностью. Разве что к портрету иногда привяжутся. Похоже или непохоже...
Хельги Нордкап 16.06.2012 14:22 Заявить о нарушении
Есть такой писатель Карл Май,(с)
Лена, не поверишь...))) Я учился в школе с парнем, вполне адекватным. Рисовал он хорошо, художником собирался быть, даже стал. Но с детства начитался этого Мая и увлекся индейцами, но по-серьезному. Все думали, что так...хобби, а он в итоге уехал к этим индейцам, стал там каким-то авторитетным вождем, написал про них и про себя книгу, спился и умер среди них. А ведь Май все придумал... Вот тебе сюжет...)))
Хельги Нордкап 16.06.2012 14:31 Заявить о нарушении
А если творчество безотчетно, то о какой ответственности можно вести речь? Разве что о том, что какие-то ужасные самому себе творения лучше уничтожать собственноручно, как это сделал Тарас Бульба.
Александр Кайданский 16.06.2012 16:16 Заявить о нарушении
Кому лень биться за достоверность, преуспел в фэнтази, где неувязки можно легко компенсировать полетом фантазии и происками потусторонних сил!
Хорошая и качественная литература дает более яркие образы нежели кино, ибо кинофильм - последовательность кадров, которые "видит" режиссер и создал образы для зрителя под свое "вижу", а книгу можно перечитать несколько раз и в зависимости от настроения, возраста и т.д. и т.п. картинка и ощущение от происходящего будет отличаться, причем, весьма радикально!
С уважением,
Алекс Сидоров 14.06.2012 16:17 Заявить о нарушении
Взаимно с уважением,
Хельги Нордкап 14.06.2012 18:03 Заявить о нарушении
«Мне представляется странным желание многих читателей увидеть в авторском тексте не что-то новое для себя, а всего лишь совпадение со своим жизненным опытом».
Да нет, это совсем не странно. Это наша человеческая особенность. Я даже допускаю, что именно это совпадение/не совпадение с внутренним миром и является ключевым для ответа на вопрос: почему мне понравился рассказ? Мне кажется, мы всегда ищем резонанс, не обязательно полный. Если есть хотя бы одна точка соприкосновения между мной и произведением, если частота колебаний совпадает, пускай даже приблизительно – тогда мы готовы идти за автором (композитором, художником), готовы прислушаться, радостно удивляться отличному от нашего авторскому взгляду, разбираться в том, что не понимаем. Мы доверяем автору, потому что «он в чём-то как я», а доверяя – принимаем его правила игры и допускаем самое невероятное. Хороший тому пример – магический реализм. Мы принимаем магию, потому что и реализм тоже есть. Или читала я впервые Ясунари Кавабату: всё чужое, непонятное, «психологическая достоверность» попросту не определяется, настолько культура отлична от привычной нам. Но всё же чувствуется живое, общечеловеческое, единое для всех – и потому читаешь, и хочешь понять их, других, не таких как мы.
Если же резонанса нет, если я и произведение находимся в различных плоскостях и никак не вибрируем на одних частотах – текст воспринимается инородным телом, вызывает отторжение, недоумение, даже злость. Так было, например, у меня с текстом М.Гринберг – не приемлю бессмысленное, бесцельное смакование жестокости.
Лена Ковалёва 14.06.2012 15:39 Заявить о нарушении
Спасибо, Лена.
Хельги Нордкап 14.06.2012 17:58 Заявить о нарушении
Всего,
Беспощадный Критик 15.06.2012 10:49 Заявить о нарушении