Рецензия на «П. Я. Чаадаев. К 200-летию Победы» (Спекулянтка Ру)
Боюсь ошибиться, но по-моему, Чаадаев был патриотом, не верившим в русский народ. Вот что я о нём писал: Происхождение русской мессианской идеи остаётся загадкой. Здесь возможны, по меньшей мере, две версии: пессимистическая (чаадаевская) и оптимистическая (пушкинская). Оба выдающихся мыслителя оценивали роль России в мировой истории, как провиденциальную и жертвенную, но резко расходились в оценке её смысла. Если Чаадаев считал русский народ подневольным участником исторического процесса, пассивным историческим материалом, то Пушкин оценивал его активную спасительную роль как духовную миссию, как «особое служение задачам европейски-христианской культуры». По-моему, прав Пушкин. Потому что, по Чаадаеву получается, что это не движущая русский народ идея, а компенсация коллективного комплекса неполноценности, возникшего из-за многовековой культурной и исторической изоляции России. Следуя пушкинскому взгляду, не сомневаюсь, что идея жертвенного спасения мира имеет высокое духовное происхождение. Она является народной проекцией на себя христианской избранности и составляет органичную часть русской ментальности. А Вы как считаете? Аркадий Костерин 31.08.2012 15:14 Заявить о нарушении
Аркадий, не хотелось бы вдаваться в подробности затронутого вопроса, не настолько я,что называется, в теме.
Могу только сказать, что в 1837(1838?)тоду Чаадаев написал "Апологию сумасшедшего", где скорректировал крайности Письма. Там он, в частности пишет: "Поверьте, я больше, чем кто-либо из вас, люблю своё отечество, желаю ему..." И ещё: " Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами." Эти слова Пушкин уже не прочёл... На Ваши две последние фразы ответила бы так - я не разделяю идей чьей бы то ни было избранности, жертвенности во имя спасения мира и т.д. Не вижу подтверждения этому в реальной истории. И нашу ментальность представляю немного иначе. Спасибо за Ваш серьёзный ответ. С уважением. И.Н. Спекулянтка Ру 31.08.2012 22:58 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |