Рецензия на «Любить врагов» (Влад Матин)

Есть легенда,что принёс людям пророк Моисей от Бога заповеди,чтобы жили нормально и радовались.Но вот что странно,не было и мгновения с того дня,чтобы кто-то не хотел бы сыграть роль Моисея."Вы слышали,что сказано...а я говорю вам..."
Как бы мы не хотели придумать мир,в котором одна лишь любовь и благоденствие,в итоге жизнь все равно разворачивает нас к правде:где хищники убивают слабых,а слёзы бывают не только от умиления и радости,но и от печали и горечи.
Попытка любить равно всё человечество приводит к навязыванию соседу своего понимания жизни. Оборотной стороной такой любви неизбежно является агрессия с разной степенью насилия.
У человека есть обязанность-активными действиями защищать гонимых и обижаемых. "Не стой над кровью брата твоего"-т.е. не будь безучастен,когда проливается кровь ближнего. Эта обязанность касается и себя самого,в случае,когда враг нападает на меня,я обязан защищаться.
Есть иерархия любви.
А теперь посмотрим:если человек любит врагов больше,чем себя или друзей,то это мазохизм.
"Кто милостив к злодеям-тот тем самым жесток к праведникам".
Отнюдь не всякая декларация милосердия и любви приводит к истинному милосердию и истинной любви.
Выражение "полюби врага своего" должно быть понято двояко.
С одной стороны,я должен считать,что нападавший должен нести за это ответственность.
С другой стороны,я должен задуматься(в мире нет ничего случайного),почему именно на меня напали-в чём моя вина,в чём мои грехи,за что я наказан.
И разве принцип "непротивление злу насилием" можно считать универсальной моделью?
Конечно же нет.
Бывает,что человек,причинив зло другому,стремится искупить своё деяние.Да,он может быть прощен,т.к. отказ обиженного от наказания пробудит в нём муки совести и раскаяния.
Но бывают ситуации,и мы часто их видим в жизни,что преступник,не встретив отпора,распоясывается ещё больше и становится более опасным.
Кажется это сказал Конфуций:"За добро-добро,а за зло-по справедливости."
С уважением.

Борис Шнайдер   17.09.2012 09:07     Заявить о нарушении
Вы продолжаете ту же линию – в жизни, мол, все мы далеки от духовного идеала. И кто бы спорил. Но это не значит, что к нему вообще не надо стремиться. Пророки отнюдь не «играли роли», а тянули людей из теплого болота непотребства, где им так нравилось барахтаться.
Любовь, разумеется, имеет свою иерархию и различные уровни. Точно так же и агрессию по отношению к ближним следует пресекать.
Слова Конфуция – лишь модификация библейского принципа адекватности воздаяния «око за око». Христос пошел дальше Моисея, но понять смысл «непротивления злу», а тем более ощутить суть подобного отношения к жизни, и поныне не дано даже многим верующим. Так уж устроен человек – существо эгоистичное.

Влад Матин   17.09.2012 11:32   Заявить о нарушении
Ох уж эти пророки...Куда они тянули людей и что из этого получалось,пусть останется на совести каждого.
Не стал исключением и Иисус. Очень уж лично принял он сказаное пророком Енохом(48:61).Поверил,что всё сказанное воплотилось в нём,и он стал живым глашатаем Бога.
Другой пророк Аввакум рассказал о трагедии в ессейской общине:руководителя секты-"учителя праведности" был казнён тираном Аристобулом(63г.до н.э.).Но учитель праведности должен был возвратиться и судить Израиль и все народы,и спасутся только верующие в него.
Иисус поверил,что учитель праведности воплотился в нем.
Что из этого вышло...ничего хорошего,т.к.не выполнил ничего,что было предсказано библейскими пророками:не исправил мир,в котором продолжают существовать нищета,страдания,войны и труд остался рабским,и женщины продолжают рожать в муках.(про болезни я уже и не говорю)
Недаром его двоюродный брат Иоанн так сомневался в нём:"Ты ли Тот,Который должен прийти,или ожидать нам другого?"(Матфей.гл.11)
Утверждать,что Иисус пожертвовал собой за грешных людей,чтобы снять с них вину-"первородный грех"-тоже неразумно.Первородный грех не может быть искуплен жертвой.
Но Вы правы,стремится к хорошему надо(знать бы только,что такое хорошо,а что такое плохо)
Люди хотят позитива,при этом любят смаковать всякие несчастья,если это случается не с ними.
Хочу привести ещё один пример практики пророчеств.
Астролог Людовика11 постоянно пророчил ему разные несчастья. Однажды король не выдержал этого негатива и велел казнить предсказателя.
Желая напоследок уязвить астролога,Людовик поинтересовался:"Можешь ли ты назвать день своей смерти?"
Астролог долго смотрел на небо,потом ответил:
-Я умру за три дня до смерти вашего величества.
Казнь не состоялась!
С уважением.

Борис Шнайдер   17.09.2012 14:36   Заявить о нарушении
Вообще говоря, пророк и предсказатель - не одно и то же. Астролог же (в Вашем примере) просто оказался человеком сообразительным. Кроме того, в истории было множество лжепророков.
Иисуса лучше не трогать – в любом случае Он дал нам ориентиры нравственности. А следовать им или нет, дело наше. Но скотина, пущенная на самотек, обычно тянется к своему привычному стойлу в хлеву.
Насчет Крестителя слишком перекручено. Он крестил всех подряд и просто не узнал Иисуса, поскольку много лет с ним не виделся. А «сомневался» потому, что пророки – не ясновидящие и говорят не от себя. После же крещения с небес был дан знак благоволения к Иисусу (Мф 3: 16-17). Иоанн имел полное право сомневаться в незнакомом человеке по такому важному вопросу. В Иисусе поначалу сомневались даже апостолы. Креститель послал своих учеников к Иисусу для уточнения своих предположений о наглядной реализации библейских пророчеств.

Влад Матин   17.09.2012 16:01   Заявить о нарушении
История дело тёмное,да ещё через столько лет,но я не стал бы утверждать,что Иоанн не знал своего двоюродного брата.
И ещё вопрос-являлся ли Иоанн крестителем?
Если рассматривать крещение как акт приобщения к христианской религии,то нет,т.к.христианства ещё не существовало.
Я думаю,что Иоанн приходил к реке,и когда люди омывались,призывал их к праведности,изобличал пороки. За богохульство"крещу вас водой",его бы точно закидали камнями.
Иисуса можно и не трогать,но я никак не пойму какую новую религиозную доктрину он провозгласил. Он сам говорил:"Не думайте,что Я пришёл нарушить закон или пророков:не нарушить пришёл Я,но исполнить."
Почти все высказывания Иисуса соответствуют "Ветхому завету" с ессейским уклоном.
Пожалуй два утверждения не соответствуют учению ессеев:
"Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи".(Матфей,9:6)
Иисус утверждает,что человек может прийти к Богу только через веру в него.
Не буду судить насколько это соответствует истине. Я человек не религиозный,не хочу никого обидеть,но вправе высказать свой взгляд на вещи.
С уважением.

Борис Шнайдер   17.09.2012 16:53   Заявить о нарушении
Полагаю, не наше с Вами дело обсуждать семантику Евангелия. Если в нем Иоанн называется Крестителем, а само действо крещением, значит так оно и есть. Крещение в исполнении Иоанна, естественно, не являлось актом приобщения людей к христианской вере. Христианство в дальнейшем просто переняло этот обряд, как и многие другие.
Иисус действительно пришел «не нарушить Закон, а исполнить». Он не отвергал его, но уточнял и развивал. Христианство ведь возникло не на пустом месте, а вытекало из того же иудаизма (Ветхого Завета) и вобрало в себя всё прогрессивное, что было наработано в тогдашней монотеистической религиозной мысли. Иисус особо акцентировал внимание людей на значении в их жизни духовности, любви к породившему их Высшему Началу и друг к другу. Он также подчеркивал, что им покровительствует Сила, неизмеримо превосходящая их самих, попутно внушая веру в безграничные возможности человека, показывая путь к совершенству. Призывал открыть Бога в себе.
Но скоро только «сказка сказывается». Человечество движется к добру крайне медленно. Здесь Вы правы. Но все же такое движение есть. Теперь уже хотя бы не приносят в массовом порядке человеческих жертв, введены ограничения на методы ведения войн, всерьез говорят о правах человека и т.п. Разумеется, хотелось бы большего, но этому противится эгоистичное животное, живущее в нас самих. Во всех поголовно, включая руководство стран. И заглушить его голос крайне трудно.

Влад Матин   17.09.2012 18:21   Заявить о нарушении
Это Иисус уточнял и развивал законы?
Да он толкует Библию даже строже,чем его современники."...ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона,пока не исполнится всё."(черты и йоты заменяют гласные звуки и указывают как читать текст,т.е.дают указание об интонациях.)Всё должно исполниться в законе,как написано,вплоть до интонации.
То что писали,что он якобы говорил,то пусть это останется на совести писавших.
Скажем у Матфея написано:"Вы слышали,что сказано:"люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего".
Просто нет такой заповеди ни в пятикнижии Моисея,ни у пророков. Где что взято,наверное и бог не разберёт.

"Человечество движется к добру крайне медленно".
Это уж точно. В древности наш предок долго бился с другим предком,чтобы тюкнуть его каменным топором,то теперь прогресс несравненный-кинул бомбу на город и 10 миллионов нет.
С уважением.

Борис Шнайдер   17.09.2012 19:42   Заявить о нарушении
И чем Вам так насолил Иисус? Можно подумать что Вы лично присутствовали при тех событиях. Такая просматривается идиосинкразия. Речь же идет всего лишь о конкретных евангельских текстах, как они есть – независимо от наших желаний.
С чего Вы взяли, что слова о том, что «ничто не прейдет из закона, пока не исполнится всё» относятся к Библии в целом? Там говорится только о пророчествах. Это вторично. Иисус же продвигал в своем учении другое.
Разве Иисус говорил, что слова «люби ближнего своего и ненавидь врага своего» взяты Им из заповеди Библии? Подразумевается общая обстановка вражды и ненависти, насаждавшаяся фарисеями, а также неоднократные призывы Бога Старого Завета не церемониться с врагами.
Технический прогресс почти не имеет отношения к уровню духовного развития человечества. Эти процессы коррелируют весьма слабо, особенно в последнее время. Решение о применений бомбы принимает не высокодуховное существо (хотя и с несколько более развитым интеллектом, чем троглодит), а получившая ее в руки почти всё та же скотина, что и в древности, которой не терпится использовать этот шанс для уничтожения врага.

Влад Матин   17.09.2012 22:06   Заявить о нарушении
Ни Иоанн,ни Иисус лично мне ничего плохого не сделали. Мне,наоборот,очень жаль,что судьба у них сложилась столь трагически. И после смерти им не дают покоя,досаждая стенаниями и просьбами,сделав из них идолов.
А ведь они наверное первыми стали открыто проповедовать основные доктрины ессеев(кумранитов),которые употреблялись внутри секты.Это идеи равенства,братства,духовной чистоты и аскетизма.
Вполне оправдано,что это вызывало противление у саддукеев (храмовой верхушки) и фарисеев.Но это были лишь споры без физического насилия.
Арест Иисуса храмовой стражой был вызван совсем другими причинами.
Смерть Иоанна тетрархом Иродом была вызвана опасениями тирана,что Иоанн мог вызвать своими призывами волнение и даже восстание,т.к. имел большое влияние на простых людей.

Если утверждать,что есть Бог "Старого завета",который суров и кровожаден,значит можно сделать вывод,что есть и другой Бог или даже Боги.
Я считаю,что от имени Бога говорят люди,и поэтому мораль всегда есть чья-то позиция.
Почему я говорю,что Иисус навряд-ли говорил:"Вы слышали,что сказано:люби ближнего и ненавидь врага твоего."
Как я уже говорил,таких слов нет ни в пятикнижии,ни у пророков. Есть в книги Левит(гл.19)другие слова:
"Не враждуй на брата в сердце твоём."
"Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего,но люби ближнего твоего,как самого себя.Я Господь."

Вы говорите,что решение о применении бомбы принимает не высоко-духовное существо,но разве это существо выбирают не высоко-духовные существа.
"Ибо начальник есть Божий слуга,тебе на добро".(ап.Павел)
Кстати,Паве уловил очень важный аспект в жизни людей(хотя не придал этому значения):нравы зависят не от воли отдельных людей,а от того,в каких общественных устройствах эти люди находятся.

С уважением.

Борис Шнайдер   18.09.2012 12:58   Заявить о нарушении
Если Вы сомневаетесь в подлинности слов Евангелий, то тогда и говорить буквально не о чем. По любому вопросу может быть множество частных мнений, и все «истинные» со своей позиции.

Вывод о существовании «Богов» логически не следует из различий в нравственном «облике» Бога текстов Старого и Нового Завета. Бог один и тот же. Но в ходе исторического процесса Он «говорит» качественно разным людям разные же вещи, соответствующие конкретной ситуации и текущему уровню их развития. Иначе Его просто не поймут.

Да, ессеи могли оказать влияние на мировоззрение Иисуса, что в публикации и не отрицается. Оно тем более вероятно, что есть версия о принадлежности к этой секте самой матери Христа. Об искажении подлинного учения уже говорилось. Но Он, естественно, к этому отношения не имеет.

Ссылка на то, что отмороженных вояк-людоедов выбирают «высоко-духовные» существа, выглядит довольно странно. Во-первых, кто бы человека не выбирал на значимый пост, ответственность за принятые решения несет он сам. И, во-вторых, от Бога только власть (конкретные начальники) божеская. «Сверху» же нам дана лишь власть как таковая (как форма управления людьми и обществом вообще).

Влад Матин   18.09.2012 14:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Влад Матин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Шнайдер
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.09.2012