Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Актуальная статья, уважаемый Николай. Пояснение относительно морали и нравственности очень полезно для многих. Обратимся к словарю Ожегова, авторитетному толкователю русского языка. " НРАВСТВЕННОСТЬ. Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами." "МОРАЛЬ. 1.Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. (например, мораль басни Л.Б.) 3. Нравоучение, наставление (разг.)" У Вас же развёрнутые размышления о природе нравственности и, как синониме её, морали. Ожегов же немного расширяет определение морали, из которого, думаю, следует, что абсолютного тождества здесь нет. Я, благодаря Вам, буду более осторожно относиться к применению этих терминов. Попытаюсь только внести одно замечание." Человек как единица населения не представляет нравственного начала, поскольку его бытие определяет и его мировоззрение, и его поведенческий кодекс. Нравственность возникает только, когда человек находится среди людей, то есть общество представляет нравственные начала для его членов." Пишете Вы. Думаю, это не совсем точно. Тот же Робинзон Крузо, читал сохранившуюся на корабле Библию, на чём и складывалось его понимание нравственности. И поступал он в соответствии с этическими нормами морали к Природе, животным и растениям. И главным, судя по всему, в его в поведении была любовь к окружающему миру, благодаря которому он и остался жив. В соответствии с теми правилами он и спас Пятницу и обрёл преданного друга.
И ещё. Я как-то написал миниатюру о нецензурных словах, в которой указал, что для многих издателей, редакторов да и авторов нецензурными стали и, в частности, такие слова как нравственность, мораль. К великому сожалению. А потому наше общество серьёзно больно.
Рад, что не ошибся в своём прогнозе, сделанном на основе Вашей рецензии: творчество Ваше интересно и познавательно.
С уважением и добрыми пожеланиями,

Латиф Бабаев   22.02.2013 14:08     Заявить о нарушении
Латиф, спасибо за добрые слова.
Определение термина "нравственность» в словаре С.И. Ожегова основано на словосочетаниях: «внутренние духовные качества», «этические нормы», «правила поведения». Каждое из них представляет понятийную туманность. В первом случае резонно заметить, что при наличии «внутренней духовности» непроизвольно пытаешься представить образ «внешней духовности», при этом шалея от туманности понятия термина «духовность». Когда говорят «нормы», понимаешь – то, что достаточно или то, что дозволено. Но, что значит – достаточно? Кому? Но, что значит дозволено? В современном праве всё, что не запрещено – разрешено, то есть, нормы – это то, что за границами права. При этом их множество не опубликовано и не известно. Из правил поведения опубликованы лишь правила дорожного движения, «Клятва Гиппократа», «воинские уставы», да технологические инструкции. Исходя из этого, можно приведенное определение «нравственности» признать наукообразным и не научным.
В отношении термина "мораль» как «Логический, поучительный вывод из чего-нибудь». Не более чем вычурное замещение терминов: «итог», «резюме», «вывод». Нравоучение и наставление – средства воспитательного воздействия. Их направленность подчинена цели воспитателя. Называть их «моралью» можно, если только очень хочется. Но, латинский термин “moralis” в русском языке соотносится с термином «нравственный». Ну и, если словарь толкует мораль как «сама нравственность», то только это понимание и нужно считать научным. С уважением.

Николай Мурашев   22.02.2013 20:59   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Николай Мурашев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Латиф Бабаев
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.02.2013