Рецензия на «Б. Кривошеев. Цена, которую я готов заплатить» (Пространство Текста)
Может вы не сильно-то и скучали, но я всё-таки влезу. Всем привет! Признаюсь честно, я не понял, какое отношение всё рассказанное в тексте имеет к Достоевскому и вообще к книге. С моей точки зрения содержание может быть изложено так: не важно, как я заработал нужные деньги, но как только я их заработал, то получил возможность почитать книгу, и меня "накрыла волна тихого безграничного счастья". Быть может такой исход нелогичен без всего предыдущего, но по мне, можно выбросить любой эпизод и всё равно финал рассказа ничего не потеряет, как и не приобретёт. Какое-то время я надеялся, что главная мысль содержится в парадоксальном на первый взгляд диалоге: "Кажется, смерть - это единственное, что мне хотелось бы получить в награду за мою любовь к людям". - Ты действительно любишь людей? Нет, я не люблю людей. В этом - моя любовь к ним". Мне эта мысль кажется весьма глубокой, где-то на грани (но всё же) понимания, однако дальше она не заиграла, а может я не понял где. В общем, признаюсь, я не понял нифига. Поскольку это происходит со мной почти всегда при чтение текстов данного автора (а остальным, напротив, нравится) подозреваю, что проблема во мне и с интересом почитаю, что по-вашему мнению здесь написано и почему это - художественная проза. с уважением, Виктор Ганчар 22.02.2013 23:14 Заявить о нарушении
Скучали-скучали! Привет, Виктор :)))
В чем соглашусь - так это в том что тело рассказа практически не состыковано с концовкой. В этом четвертом бункере, могло быть что угодно - от плавленных сырков до ванны с нирваной. Ну и книга, конечно, могла быть. Почему нет? ;) Аманда Глумская 22.02.2013 23:18 Заявить о нарушении
Ну хоть книга-то оказалось хорошей) Привет, Вить. Очень рад тебе.
Всех с наступающим. У мня это главный праздник - всегда отца ездил поздравлять. Завтра тоже схожу, надеюсь проберусь по снегу... Счастья всем и радостей))). И чтобы не было войны. Хельги Нордкап 22.02.2013 23:24 Заявить о нарушении
Всем опять привет:)
Виктор, Достоевский тут, конечно, совсем ни при чем. Но вопрос такой же, как к Игерину: а вы бы какую книгу вложили в руки моему персонажу? Вы же, надеюсь, поняли, о чем речь? Этот рассказ, в числе прочего, адресован и лично вам - помните наш недавний спор на странице ДК? Это его отголосок:) Опять же, по структуре самого рассказа я уже написал ниже: задача всех эпизодов одна: подчеркнуть значительность цены. Возможно, выбранные эпизоды не достаточно эффективно выражают эту идею, тогда опять вопрос: как бы вы сами сделали? Всем радостей, Борис Кривошеев 23.02.2013 18:37 Заявить о нарушении
Вот что я понял.
В первой части представление героя и намёк на преступление святотатственное по значению. Ага, герой – чудовище. Упоминается также о бодхидроидах, как не-людях. Во второй части выясняется, что люди – второй сорт, сосуществуют с бодхи, которые, собственно, и придают значительную часть смысла бытия людей, и если нет бодхи, то три с половиной миллиона людей за семь часов добровольно расстаются с жизнью. В этом месте я понимаю, что эволюция не остановилась на людях и следующий её шаг – бодхи, а отношения типа «я – моя собака» соответственно заменены на «бодхи – я». С этого места начинается фантастика. (Кстати, у стервятника вообще никакого выражения нет, да и где бы оно могло разместиться – на клюве? Что касается хищника, то он любит свою жертву, как мы любим, например, жареную рыбу, и на морде у хищника (да и у нас) соответствующее выражение) Становится понятным, что дон Хуан – последний фетиш человечества, и уж в этот раз – стоящий того. Этакий прощальный подарок людям неизвестно от кого (Бога?) В третьей части я окончательно убеждаюсь, что Всевышний отчаялся наставить чад своих возлюбленных на путь истинный (через церковь, например), что эволюция ушла в незапланированную Им сторону, а может ожидаемую, потому что бодхи, судя по параметрам – практически ангелы, что связь с непослушным человечеством проще и результативней осуществлять через одного человека – дона Хуана. Последний контакт. Не второе пришествие – кого оно теперь впечатлит, когда есть (была) Эмми Делайт, а постоянное консульство Бога на Земле. В четвёртой части я становлюсь свидетелем разговора исключительной силы и абстрактности, при том, что дело вполне конкретное: дон Хуан заплатил за собственную смерть. Он говорит: «Кажется, смерть - это единственное, что мне хотелось бы получить в награду за мою любовь к людям». Но почему смерть – награда? Я не могу внятно ответить. Как смерть может быть наградой? До сих пор она была наказанием. Но – может быть, расплата? Ведь искал же смерти Иисус. Не знаю, не уверен. Сложное место. И дальше: «Нет, я не люблю людей. В этом - моя любовь к ним». А если бы любил – им было бы хуже? Наверное. Наверное пытался бы сохранить эту расу, вдохнуть в неё веру в себя и будущее, добавить сил для дерзновенных мечтаний. Как это делал его Отец небесный тысячелетиями. И к чему всё свелось – к Эмми Делайт, не говоря уже о последней ядерной войне. (Предполагаю, что дройды – мутанты, появившиеся благодаря радиоактивному облучению). Нет, людей не за что любить, в этом – его любовь к ним. Все семь миллиардов будут оставлены Богом, как были оставлены животные. Выживут, не выживут – не его, дона Хуана проблема. Своей смертью он (Он) решил судьбу человечества. Это ли не награда? Хотя бы по масштабу деяния? А в последних частях мне подсовывают водевиль и какую-то книгу. Мне безразлично какую. Я бы вообще всё это выкинул. Фантастика кончилась. Хочется задаться риторическим: "Что это было?" Виктор Ганчар 23.02.2013 21:49 Заявить о нарушении
Вот-вот, Витя. Так много можно наковырять из текста, а в конце...нет, это все равно, что после Девятой симфонии вышли девушки в бикини и пропели "Покупай Клерасил - это то, что ты просил". Надо уметь остановиться. Автору изменило чувство меры за секунду до концовки.
Хельги Нордкап 23.02.2013 22:36 Заявить о нарушении
а вы бы какую книгу вложили в руки моему персонажу (с)
Если вопрос только в этом, то я бы постарался обезличить Книгу... Хельги Нордкап 23.02.2013 22:38 Заявить о нарушении
привет, Лёша! с праздником тебя! и, спасибо за поздравление
а насчёт обсуждаемого текст ты ещё раньше верно заметил - конструкция вообще, тексты Андрея мне всегда кажутся сделанными прецизионным станком с ЧПУ, вот только программа кое-где сбоит, а так станок исключительно точно создаёт любые сложные профили :) Виктор Ганчар 23.02.2013 22:59 Заявить о нарушении
Чем-то мне это напоминает манеру моего любимого Набокова - на любую тему совершенный текст. Но тут до совершенства не хватает миллиметра. Правда, мы ведь не Набоковы - мы только учимся...)
Хельги Нордкап 23.02.2013 23:15 Заявить о нарушении
ну, тогда давай поразмышляем, чем мы отличаемся от Набокова :)
мы располагаем тем же набором слов и оборотов речи, каким пользовался великий стилист сколько бы я ни читал классиков, не встречал совсем незнакомых словесных конструкций, значит, не в это дело, а что тогда? ты говоришь - на любую тему совершенный текст а мы, такими же словами и фигурами речи - несовершенный, как же так? может в теме дело? начинаем перебирать темы и всё равно - лажа раз за разом где собака порылась? подозреваю, проблема всё же в теме, точнее, в её понимании как явном, так и интуитивном помнишь, как в физике, пока словами не прояснишь досконально ситуацию, - не напишешь правильные уравнения в этом смысле, уравнения - суть совершенный текст на заданную тему а что делаем мы? тема, бывает, не то что досконально не продумана, а подчас даже не очерчена! что пишут наши графоманы - композиции из обрывков разных тем (каждая по-своему интересна, как выбросить!) сшитых натужными нелогичными стежками, тут тебе и девятая симфония и клеросил и просто блёстки афоризмов (вот уж что терпеть ненавижу - засилье афоризмов) Виктор Ганчар 24.02.2013 00:12 Заявить о нарушении
Ты прав - это все современная культура, когда эрудицию успешно заменяет выход в интернет, темы все перебраны, даже рифмы все подобраны на компьютере...Не знаю, что и сказать.
Знаешь, сегодня имел дискуссию с младшим сыном по поводу физики. Физика вызывает у него вполне аргументированные сомнения.И я с ним согласился. Есть математика, которая описывает абсолютно абстрактные объекты и есть физика, которая тырит у математики модели и выдает их за реальность. Реальность - иллюзорна и это следует признать. Помню, я как-то ляпнул здесь, что термометр показывает температуру рабочего тела термометра и больше ничего...Сколько разговоров началось...Люди готовы рвать горло за право верить в свои иллюзии. Рецензируемый текст не имет оценки. Необходимо понять его парадигму, а это знает лишь автор. В этом слабость текста. Имхо он должен быть доработан так, чтобы любая идея , привнесенная в него читателем, была в итоге непротиворечива. В этом смысле текст можно сравнить с программой - или задаешь изначально область допустимых значений аргумента, или создаешь универсальную программу. В люом случае концовку надо менять. Хельги Нордкап 24.02.2013 00:35 Заявить о нарушении
Всем привет:)
Во-первых, большое спасибо за высказанное мнение:) Во-вторых, буквально несколько комментариев по разным поводам: *** В этом месте я понимаю, что эволюция не остановилась на людях и следующий её шаг – бодхи, а отношения типа «я – моя собака» соответственно заменены на «бодхи – я». Пожалуй, я скорее имел в виду, что технология достигла такого уровня, когда духовными идолами человечества становятся не живые люди, а дроиды. Естественно, в образе бодхидроидов я свел всяческих поп-идолов (рок и поп-певцов, кинозвезд и тому подобное) с идолами мировоззренческими (политики, религиозные лидеры и прочее). То, что после смерти некоторых поп-идолов прокатывается волна самоубийств - дело давно уже обычное, я просто экстраполировал масштаб с учетом предполагаемой силы влияния бодхидроидов:) Но это, конечно, так - творческие закулисы. Ваше понимание ничуть не хуже:) *** Кстати, у стервятника вообще никакого выражения нет, да и где бы оно могло разместиться – на клюве? Просто к слову: всегда считал обсуждение подобных замечаний непродуктивным. Если вы за него зацепились, значит у нас с вами просто разное чувство языка. Выражение, конечно же, на лице у человека. Мы гворим: с выражением грусти на лице. Понятно же, что у грусти нет выражения, но вы понимаете о чем речь. Хорошо, это абстракция другого рода, тогда так: со змеиной улыбкой, с орлиным носом, с лицом тупой воблы, с выражением бараньей упрямости на лице. Можно утверждать, что у барана нет выражения, а у орла - наса, но - зачем? *** И дальше: «Нет, я не люблю людей. В этом - моя любовь к ним». А если бы любил – им было бы хуже? В ситуации с доном Хуаном всплывают два мотива, которые потрясли в свое время мое юное - в те годы - воображение. Мотив первый - это страстное ожидание собственной смерти полковником Куртцем из "Апокалипсиса" Копполы. Второй - мотив беспомощного бессмертия, когда ты "можещь, но не хочешь" - это из "Далекой Радуги" Стругацких. Видимо, они как-то наложились, смешались с чем-то еще, и получился дон Хуан де Сола. А его фраза "Я не люблю людей. В этом - моя любовь к ним" может означать, что, в отличие от Господа, дон Хуан дает людям все, о чем они его просят. Парадокс в том, что по-настоящему любящий Отец так никогда бы не сделал, но именно эта щедрость дона Хуна воспринимается людьми как безграничная любовь. *** А в последних частях мне подсовывают водевиль и какую-то книгу. Мне безразлично какую. Я бы вообще всё это выкинул. Фантастика кончилась. Хочется задаться риторическим: "Что это было?" Жанр рассказа, а тем более фантастического, подразумевает важность именно концовки. В ней должен быть контраст, в том числе и с читательскими ожиданиями. Просто представте, если бы рассказ (конкретно этот) закончился бы так, как вы ожидали. Это было бы лучше? Или в других терминах: разве нет в этом симметрии (в терминах теории В.Ганчара)? Нарисовать глобальную картину мира, а потом свести все к какой-то банальной в своей конкретности бумажной книге - это ли не пример симметрии? Всего, Борис Кривошеев 25.02.2013 04:46 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |