Рецензия на «Гл. 25 Если дом разделится...» (Екатерина Домбровская)

Содержание этой главы одновременно с развитием основной темы раскрывает вторую, не менее важную, пронизывающую всю книгу и вызывающую пристальный интерес читателей, а именно, состояние православия в современную эпоху и во времена, когда жил и творил Чехов. Именно с этой позиции автор рассматривает творчество великого русского писателя. Оно подано через восприятие и размышления героя повествования Тимофея и является органичным углублением темы, намеченной в книге «Весна души». На нескольких главах её развернулась дискуссия, приемлем ли путь, избранный Анной, для рядового христианина. Ответ с исчерпывающей полнотой дан именно в этой главе. Итак, что же происходит с православным человеком, если меняется его сердце, корень его личности. Если присущие ему изначально чуткость, особое слышание другого, соучастие заменяются злыми помыслами, недолжными страстями, калечащими изнутри. Это говорит о том,, подчёркивает автор, что сместился вектор христианской жизни, ибо суть его в очищении сердца от страстей. Нет очищения, значит зло, исходящее из него, калечит и оскверняет человека. И здесь приводятся слова одного из богословов, который утверждает, что не мысль намечает пути жизни, открываются они сначала сердцу, но только то, что мысль и разум сформулируют и усвоят, станет духовным фундаментом личности. А он в свою очередь зависит от того, каким сердцем воспринято это, пораженным страстями или очищенным Господом. Слушай сердце, поучал старец Севастиан Тимофея, но рассуждай и строжайше различай помыслы добра и зла, гнездящиеся в нём, принося незамедлительное покаяние в недолжном. Вот и ответ на вопрос о приемлемости пути избранного Анной, для православного христианина. Он единственный, потому что без этого «умного делания» человек способен впасть в извращение христианства, в духовную «прелесть».
И развитие этой мысли, великолепно сформулировано автором: « …в Церкви, в подлинной христианской жизни человек постепенно постигает совершенно иную природу слова,…познаёт он это только в погружении в стихию молитвенного церковнославянского языка. Тут слово открывается нам уже не как информация, а как энергия, как сила, действие которой сообщается сердцу, прикасается, проникает, входит в сердце и…меняет его».
Вот почему в слове, неразрывно связанном с сердцем, -приходит к заключению автор, -заключена невероятная духовная сила, способная творить или убивать, а когда оно воспринимается только умом, ухватывающим лишь информацию, потому что сердце повреждено и молчит, рождаются такие фарисейские поверхностные толкования, что с наглядной очевидностью продемонстрировано критиками «Студента». Совершенно иной, внутренний духовный взгляд, отличает подход Е.Домбровской к анализу творчества Чехова. И здесь в полной мере применимы её слова, адресованные творческому наследию русских писателей и церковных иерархов: «всегда ведёт и говорит сердце,- несравненное, совестливое, не терпящее никакого вреда и огорчения другому, забывающее при этом себя, не гордое, смиренное, мягкое христианское сердце». Именно это позволило автору открыть в творчестве писателя нечто совершенно новое, его истинно духовный взгляд на природу человеческой личности. И здесь мне кажется совершенно новой и оригинальной мысль автора о связи сердца, ума и духовной силы слова, способных оказывать материальное воздействие на верующего, но лишь в том случае, когда ум не опережает развитие сердца. Умственно можно схватить многое, но сердце, не готовое к восприятию духовного, сведёт на нет работу ума. Вот отчего самый образованный, схватывающий умом, не способен оценить то, что истинно верующий познал сердцем. Вот почему каменное сердце фарисея невосприимчиво к Слову Божию, совершенно иначе слышит Его смиренное сердце раскаявшегося грешника.
Символично название главы: «Если разделится дом», да, если отделить разум от сердца, коренным образом изменится мировосприятие, что продемонстрировали приведённые автором высказывания критиков о творчестве писателя.

Татьяна Шайдор   08.08.2013 10:37     Заявить о нарушении
Дорогая Татьяна! Очень признательна Вам за отзыв: он очень точно выявил тематический каркас этой главы, да и не только этой. Здесь сконцентрирован ответ на многие вопросы, связанные с восприятием творчества Чехова в разные времена и в наше в особенности.
Взаимосвязь ума и сердца, когда они в разделенном состоянии, самому человеку трудно понять. Судить можно, как сказано в Евангелии - по плодам: читаешь рецензии и видишь, как и чем воспринимался текст Чехова. Видишь полнейший холод в восприятии лучшего чеховского рассказа - по его мнению - "Студент". Глухота сердца. Или, напротив, сочувствия Душечке и обвинения Чехову в мучительстве: тут уже произвол критика, не считающегося с текстом, напоминает гоголевское слово о грушах, растущих на яблонях - то есть толкованиях , выходящих за рамки допустимого реальным текстом, личностью автора и его замыслом.
Произволы такие появляются не от хорошей жизни! Человек слышит и не понимает, что хотел чехов сказать? И как это чаще всего делают, сводят его произведения к абсурду жизни. А Чехов знал ее подлинный смысл, сам жил так и скорбел о потере смысла жизни своими современниками.
Рецензия Ваша замечательная. И только одну фразу я бы поправила. " Умственно можно схватить многое, но сердце, не готовое к восприятию духовного, сведёт на нет работу ума" - точнее было бы сказать, что ум без сердца (оно в состоянии окаменения) истинных путей жизни проложить не может, он собъется с пути и сильно собъется. Именно тут и поджидает человека опасность падения в "прелесть" - в ложную духовность. А это самое страшное.
Поэтому вся аскетика православия стоит на главном постулате: сведения ума в сердце и соединение ума с сердцем. Вся живая практика духовного воспитания в православии подчинена этой цели. Здесь не время говорить о том, как это делается. Сказать же хочу еще одно: ярчайший пример раскола личности (разделение дома)- герои Достоевского: Раскольников (фамилия из этого духовного корня) и Иван Карамазов. Ум без сердца ведет человека в бездну.
Еще и еще благодарю Вас, Танечка!

Екатерина Домбровская   08.08.2013 10:58   Заявить о нарушении
Танечка, милая, ну, какие "почтения"? Я кланяюсь Вам в землю за такое внимание к моей работе, за такое желание проникнуть (и вы проникаете!!!) в сферы, которые, может быть, были и не так близки Вам раньше. Это я восхищаюсь и жажду высказать Вам свое почтение за Ваше прочтение,дорогая и любезная моему сердцу Таня Шайдор.
И НЕ ВОЗРАЖАЙТЕ!:-))))

Екатерина Домбровская   08.08.2013 11:32   Заявить о нарушении
Искренне благодарна за столь важное уточнение, оно мне так и не далось, за великодушие, потому что Вы терпимы к неуверенным попыткам рецензировать такой глубины и значимости текст. В нём редкое сочетание отточенной богословской мысли, тончайшего духовного восприятия прозы величайших писателей и поражающая широта кругозора мыслителя и художника.

С величайшим почтением,
Татьяна


Татьяна Шайдор   08.08.2013 11:33   Заявить о нарушении
СПАСИБО!!!

Татьяна Шайдор   08.08.2013 11:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Екатерина Домбровская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Татьяна Шайдор
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.08.2013