Рецензия на «Вот моя деревня» (Светлана Викарий)

http://forum.buturlino.ru/viewtopic.php?f=8&t=5753&sid=0c75bbac5ce84948a84665972b0d6497
Предлагаю посетить форум (ссылка сверху) и принять участие в обсуждении.
"Что она реальным людям напридумывала не бывших в их жизни событий. Художественный вымысел подменила домыслами, а фактически враньем. "Ради красного словца не пожалею и отца" - это вот как раз о тот случай"
Я думаю, что мы с вами по разному мыслим. Постарайтесь терпимо прочитать выдержку из статьи:
"Художественный вымысел
Художественное творчество без вымысла невозможно, оно не может существовать. Способность фантазировать отличает и ученых, «точная» наука без творческого воображения немыслима.
Верным признаком художественной одаренности считается умение домысливать, выдумывать, воображать. Этот процесс вытекает из природы мышления в образах. И важнейшим его законом становится типизирование. Искусство не копирует, а воссоздает жизнь, отображает ее таким способом, что она представляется понятнее и красивее. Между образом и реальной материей существуют противоположные отношения. С одной стороны, они соответствуют друг другу, с другой, разнятся друг от друга, ибо всякий образ не копия, не действительность, а возведенный в перл создания факт более похожий на себя, чем жизнь.
В основе художественного вымысла лежит не закон непохожести, а закон правды, которая дает о себе знать через непохожесть. Так, щедринский градоначальник вместо головы имеет органчик, но это гротескное обобщение правдиво. Суть типизации состоит в том, что типический образ заключает в себе неповторимый и целостный сплав, через который просвечивается сущность. Эти отношения, не повторяющие действительность, утверждаются лишь на основе творческого воображения."
Какова же функция художественного вымысла? Искусство не повторяет действительность, но отражает самое существенное в ней, оно рассказывает не о том, что было или имеется, а как бывает на свете. Это «бывает» и создает знакомых незнакомцев. Модель художественной фантазии выражает противоречивые связи: с одной стороны, схожие, с другой — отличительные. Писатель не копирует и не повторяет жизнь, а исследует ее. Он иногда попирает правду факта во имя правды жизни, он должен порвать с маленькой правдой во имя большой правды. Основа вымысла всегда есть то, что связано с человеческой способностью из реально — данного извлечь сущностный смысл.
Вымысел — это тот особый путь, каким создается нелогическая, не художественная абстракция, которую принято называть «образом типов». Это внутренняя особенность «отлета» в сферу искусства от действительности. Способность вымышлять есть дар специфический, он выявляет у писателя природные наклонности к абстрагированию, к опережению действительности. Для художественного вымысла свойственно именно то, что можно было бы назвать даром трансформации, перевоплощения, находиться в измерении чужой жизни, постигать ее, оценивать и воссоздавать в формах, присущих самой действительности. Отсюда у писателей довольно часто проявляются художественно — творческие галлюцинации. Многие авторы говорят о том, что они слышат голоса своих героев, даже чувствуют их волю, которая словно бы водит их пером. Вспомним о Вронском, который вопреки первоначальному замыслу, стреляется; Татьяна «удрючила штуку» — выскочила замуж; Бальзак впал в обморок, и когда его спросили о причине, он ответил: только что сейчас скончался папаша Горио; Флобер ощущал вкус мышьяка в своем рту. Это вовсе не значит, что все писатели должны испытывать галлюцинации, но всегда писать надо так, чтобы «на кончике пера оставался кусочек мяса». Если этого нет, то будет холодно и неубедительно.
Это качество должно отличать не только классиков, но и художников менее одаренных. У каждого писателя обнаруживается вымысел своего характера и своей особой меры. Одни авторы творят, вымышляя по фактической канве, другие слишком далеко возносятся от земли в своем воображении. И дело тут не только в творческой личности и таланте художника. Здесь играет свою роль и память жанра, и манера творческого развития автора. Однако даже в тех случаях, когда «отлет» от действительности очень высок, он у настоящего художника никогда не оборачивается полным уходом от закона художественного вымысла. Остается лишь то, что составляет сущность познания и проникновения в жизнь, в ее нутро."
Чтобы не было плагиата, я сразу скажу, не моя статья, автора не знаю, но лучше не скажешь!
А, то, что сельчане узнали себя в персонажах, лишний раз доказывает актуальность написанного, а не "ради красного словца", значит задело за живое. На нашем, психиатрическом языке это означает "эмоциональный отклик", некая форма "ИНСАЙТА", причём коллективного, возможность переосмысления того мира, в котором они живут, и, следовательно, возможность изменения его в ту или иную сторону с целью улучшения. А как ещё можно достучаться до тех, кто, постепенно, ввиду тех или иных объективных причин, утрачивает человеческий облик и уподобляется небезизвестному животному, которое смотрит только вниз. Она нашла свою, может, не самую лучшую форму протеста против существующей действительности. "Веселая повесть об умирающей России." - цитата и первая строчка, написанная автором! Но она то, хоть, пытается что-то изменить! Вика́рий (лат. vicarius — «заместитель», «наместник»). Не знаю, случайное ли это совпадение фамилии автора, или псевдоним, однако попытка присвоить себе роль и функции "Приходской викарий (лат. vicarius paroecialis) — священник, сотрудник приходского настоятеля, может назначаться для помощи ему в осуществлении пастырского служения во всем приходе, в определенной его части или для некоторой группы прихожан, а также для несения определенного служения сразу в нескольких приходах. В приходе может быть назначен один приходской викарий или несколько. Приходской викарий назначается епархиальным епископом; он обязан замещать приходского настоятеля в его отсутствие.", - попытка обращения в " последнюю инстанцию - к Богу! Фактически повторить путь "на голгофу", "Распни его! - кричала толпа"- и распяли. Вот как я думаю, хотя ей, конечно, "не по сеньке шапка", но, нечто подобное в её действиях я усматриваю. Давайте подискутируем, возможно я и не прав...
http://www.bukinistu.ru/teoriya-literaturyi/index.php

Вячеслав Токаренко   09.10.2013 23:56     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Светлана Викарий
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вячеслав Токаренко
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.10.2013