Рецензия на «Критика и текст» (Критика Текста)
Меня зацепили два предложения, написанных критиком. "Читательская оценка важна ещё и потому, что именно обычные читатели и являются той самой активной группой литературного процесса, для которой и пишутся книги." Здесь очень много союза "и". Можно избавиться от второго или третьего. "Автору необходимо помнить и о важности собственной позиции в отношении своих собственных произведений, о необходимости своеобразной творческой платформы." "Собственной - собственных". Во втором случае я бы избавился от этого слова, например, написал бы: "своих же произведений". Тут же "необходимо - необходимости". Интересен Ваш взгляд. Я в чём-то прав? Сергей Василёв 17.11.2013 18:20 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. Да, действительно. Надо подредактировать. Давно я не заглядывала в эти тексты, как написала когда-то давно, так и оставила. Спасибо Вам.
...хороший читатель — тот, кто располагает воображением, памятью, словарем и некоторым художественным вкусом, причем последний я намерен развивать в себе и в других при всякой возможности. Что же касается читательского воображения, есть по меньшей мере две его разновидности. Давайте выясним, какая из них требуется при чтении. Первая — довольно убогая, питающаяся простыми эмоциями и имеющая отчетливо личный характер. Мы остро переживаем ситуацию, описанную в книге, поскольку она напоминает о чем-то, что довелось испытать нам или нашим знакомым. Либо опять же книга оказывается близка читателю потому, что вызывает в его памяти некий край, пейзаж, образ жизни, которые дороги ему как часть прошлого. Либо — и это худшее, что может произойти с читателем — он отождествляет себя с персонажем книги. Я не советовал бы читателям прибегать к этой разновидности воображения. Каков же тот единственно правильный инструмент, которым читателю следует пользоваться? Это — безличное воображение и эстетическое удовольствие. Следует оставаться немного в стороне, находя удовольствие в самой этой отстраненности, и оттуда с наслаждением, — переходящим в страсть, исторгающим слезы и бросающим в дрожь, — созерцать глубинную ткань шедевра. Разумеется, полной объективности тут быть не может. Все ценное в какой-то степени всегда субъективно. Я лишь хочу сказать, что читатель должен уметь вовремя обуздывать свое воображение, а для этого нужно ясно представлять тот особый мир, который предоставлен в его распоряжение автором. Нужно смотреть и слушать, нужно научиться видеть комнаты, одежду, манеры обитателей этого мира. Читатель должен замечать подробности и любоваться ими. Хорош стылый свет обобщения, но лишь после того, как при солнечном свете заботливо собраны все мелочи. Начинать с готового обобщения — значит приступить к делу не с того конца, удалиться от книги, даже не начав ее понимать. Что может быть скучнее и несправедливее по отношению к автору, чем, скажем, браться за «Госпожу Бовари», наперед зная, что в этой книге обличается буржуазия. Нужно всегда помнить, что во всяком произведении искусства воссоздан новый мир, и наша главная задача — как можно подробнее узнать этот мир, впервые открывающийся нам и никак впрямую не связанный с теми мирами, что мы знали прежде. Этот мир нужно подробно изучить — тогда и только тогда начинайте думать о его связях с другими мирами, другими областями знания. (с) Угадаете без Гугла, откуда вот это? ☺ Критика Текста 17.11.2013 18:41 Заявить о нарушении
Зачем этот отвлекающий манёвр?
Скажите лучше, Вы откликаетесь на просьбы "посмотреть" текст и, соответственно, обозначить плюсы и минусы? Сергей Василёв 17.11.2013 18:52 Заявить о нарушении
Это - не отвлекающий маневр, это - о том, как НАДО читать художественную прозу.
Это широко известная статья "О хороших читателях и хороших писателях" классика литературы. Посмотреть текст, конечно же, могу. Критика Текста 17.11.2013 18:55 Заявить о нарушении
Спасибо.
http://www.proza.ru/2013/08/16/1620 Этот рассказ я отправлял Критике Современной Сетевой Прозы. "Разбора полётов" не последовало, прои было рекомендовано к чтению. Сергей Василёв 17.11.2013 19:00 Заявить о нарушении
Не обижайтесь на мой ответ, всего знать невозможно.
Сергей Василёв 17.11.2013 19:02 Заявить о нарушении
Сергей, потерпите, пожалуйста. Дела имеют такую особенность - наваливаться сразу оптом. ☺ Обязательно посмотрю текст, тем более интересно теперь сделать вывод об особенностях критического дискурса КСЛ.
Лора Маркова 20.11.2013 07:15 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |