Рецензия на «Влюбленный. Глава 24 Санкт-Петербург, 1995» (Сергей Казаринов)

Сергей, написала для Конкурса такое эссе-синопсис:
«Влюблённый» Сергея Казаринова
Чем привлекает повесть или роман? Талантливое произведение сразу «цепляет»: сам того не замечая, даже искушённый читатель не может оторваться. Конечно – культура автора и хорошая литературная форма, необходимые, но отнюдь не достаточные условия. Новизна и оригинальность стиля, богатство и своеобразие языка, оригинальный сюжет, открытие новых истин – всё это ценится: не развлекательное чтение, а заставляющее думать. Пожалуй, всего перечисленного – сразу вместе – в одном произведении и не найти, но посмотрим.
В повести Сергея Казаринова «Влюблённый» – незаурядные герои, с чувством превосходства, даже с заявкой на сверхчеловека. Валентин – умён, красив, превосходно владеет собой. Его кумир – Фридрих Ницше, его мать – удивительная красавица, богиня, которая озаряет всё своим присутствием: «Помехи на прямом ее пути не значилось. Она не жила, она текла рекою, орошая вкруг себя Вселенную. Ее воды ласково плескали, переливаясь на солнышке. Рядом прорастали поля, леса, и воздух был чист и прозрачен.
При всем том Ирина не прикладывала ни малейших усилий что-то делать – будь то хозяйство, или воспитание сына, или еще что. Все делалось ПОМИМО нее, ОБТЕКАЯ ее, само собою».
Студент МИГИМО, он проводит много времени среди музыкальной богемы. В начале 90-х годов Валентин отчислен: «хвосты» да ещё в это сложное время он «стал никем» – с точки зрения однокашников и преподавателей (поскольку его родители не только не урвали с «перестройкой» себе кусков пожирнее, напротив, отец остался без своего НИИ и вообще без работы).
Юноша обожает мать: «В начале века Мастер писал «Кто не верит в настоящую любовь? За мной, читатель, и я покажу тебе ее!». И вот тут, на задворках того самого века, в самом сердце ошпаренной переменами державы, она – настоящая любовь – снова себя демонстрирует, правда, в такой необычной для общества форме – любовь родственная, любовь разных поколений, любовь бескорыстная и беспредельная. Что там до школьно-студенческих «страстей»! Разве там мы подобное встретим? Такое проникновение друг другом, такое понимание и уважение.
И такая общая «новая жизнь».
Один из малоизвестных бардов того самого времени попал «в яблочко» мужской души своим диалогом двух женщин...
За той, булгаковской любовью, наблюдал Воланд. За этой же любовью - сына к матери – «наблюдал» пожилой усатый немец с жестким взглядом. Отовсюду - из неосознанного астрала, насыщенного идеями и страстями людской массы».
До призыва на службу в армию Валентин - теперь приятели зовут его Кремень - перебивается какими-то временными заработками и однажды на богемной тусовке встречает свою первую любовь. Алёна – прирождённый музыкант, этим и зарабатывает на жизнь. «Во всем облике проскальзывало нечто русалочье, девчонка представлялась сотканной на перехлесте двух стихий – воды и воздуха. Вроде как – темная от густой листвы потаенная заводь где-то в глуби лесной чащобы, непременно - глубокая, непременно - с тиной и илом… И – тайна, передаваемая будто звучащей, будто обволакивающей ее музыкой - вибрирующими переливами психаделлической трели.
Она тянула к себе, она как жаждала прикосновений и глубоких ласк – как алчет бесконечного притяжения то, что невозможно, казалось бы, насытить земными способами. Сочленилось в мертвой сцепке что-то высочайше-духовное и не менее (если даже не более) отвязно-телесное, животное, яростно-непредсказуемое.
«Девчуха – «Высший пилотаж!» - восхищенно помыслил Кремень». Их потянуло друг к другу неудержимо, автору удалось очень динамично показать эту вспыхнувшую любовь, так написать, как, возможно, ещё никто не писал… Такого не придумаешь, всё это нужно самому пережить.
Композиция книги напоминает «крутящуюся сцену». Хронологически автор начинает повествовать чуть ли не с конца (Валентин уже после армии, потерявший свою Алёну из-за вмешательства сил зла, околдовавших его женщину – оказывается в тайге, а потом, после драки с бичами, - в геологической партии на Северном Урале, нашедшей уникальнейшее месторождение золота. Но продолжение, кульминация и развязка – в конце повести. А в её сердцевине – от главы к главе – резко меняются декорации и проходит вся его короткая жизнь. Когда он пытается вырвать Алёну из лап «Учителя», который смахивает на Вельзевула (в относительно интеллигентной упаковке) и, одновременно, на адепта тоталитарной секты, появляется видение обольстительной женщины. Её имя не называют, но это сама Лилит. От этих существ веет астральным ужасом.
Тем временем в стране идёт развал «лихих 90-х», кто-то падает, кто-то поднимается. Отец героя окончательно спился, мать становится кинозвездой. Кинодива играет саму себя – с ошеломляющим успехом.
Но сын не может найти место в этом грязном мире, к тому же его Алёна исчезла неизвестно куда, её «учитель» и злой гений это скрывает.
В автомобильной катастрофе, спасая ребёнка, внезапно выбежавшего на дорогу, погибает его мать.
В тайге Валентин, которого чуть не убили бичи, встречает совсем других людей. Питерские учёные-геологи – воспитанный и знающий своё дело народ, душа… оттаивает, тем более, дочь начальника партии Елена – обворожительна и, одновременно, умна. Её духовные запросы – не красивая модная обёртка. Вполне современная девушка, которая впридачу свободно судит о философии Ницше.
«- Так ты москвич? Ой! - она прыснула в кулачок, - Что ты так испугался-то? Это мой папа, - кивнула в сторону Викентьича. – Значит, вместе работаем. Класс!!

…Сердце доставало неровными ударами до кончиков пальцев. Резкая мигрень навалилась всей силой, проворачивает в голове дурнинные жернова, в глазах – пелена, перемежаемая тенями.
«О Господи!... Ты достал меня и здесь!! О-о-о!»

- Да, из Первопрестольной… был когда-то! – Валентин собрал остатки силы, чтоб ответить, - неужто… еще заметно?
- Ха! Да сколько же надо выпить, чтобы потерять москальский облик, - рассмеялась девчушка, - Ты столько не жил… Санкт-Петербург, - указала она на себя большим пальцем. - Нас, столичных, тут за версту разглядят, особенно москалей. Ну все. Слава Богу, хоть будет с кем пообщаться, ровесник».
Так рождается такая любовь, которую злая судьба допустить не может. Горы содрогаются от подземных толчков, река, на берегу которой раскинулся палаточный лагерь, меняет русло. Так получается, что ночью в ненастье Валентин бросается за мороком – неясным женским силуэтом, который устремляется вглубь таёжных гор. Валентин думает, что следует за Еленой, но это видение ¬ Лилит, заманивающая его на верную смерть. Есть жизненная сила художественной правды, СергейСлишком большое счастье для земных людей, силы зла это раздражает безмерно. Его увела Лилит, это её обличье, великая Блудница, прислужница Лукавого.))) А он думал, что следует за своей Еленой.
Морок, морок - ключевое слово.
В эпилоге на следующий день после главного землетрясения за геологами прилетает вертолёт. Когда разбушевавшаяся стихии утихли, спасатели начинают поиск погибших, привлекая местное население. А в далёком Петербурге через положенный срок у Елены рождается удивительный сын.
Герои получились живые. Мощная фабула на контрастах заканчивается драмой, а впереди - свет. Валентин умер, Валентин родился.

Это беглая канва сюжета. Главное во «Влюблённом», написанном в духе неореализма – протест незаурядных душ против мещанства и погони за богатством и «красивой жизнью», - ницшеанская революция духа. На этом пути Алёна попала под злые чары, а Елена (ей опорой отец) – твёрдо знает, чего хочет, воспитывая чудо-сына. Нет сомнения, что его никто и ничто не сможет сбить с пути.
Такая «закольцовка», равно как и художественная правде, даёт повести цельность. Реалистично написана панорама «перестройки» в Москве, что позволяет ощутить то время. Герои сразу запоминаются. Этот синопсис написан с одного прочтения – по памяти. Наконец, язык – современное слово нового века.

********************************************************
P.S. неореализм вытекает из неоромантизма. Это литература в ключе системы гуманизма, с отражением тонких планов бытия, реальной «мистики».
«Я думаю, что система гуманизма с ее парадоксальным смешением беспощадной критики, бескомпромиссного реализма и рациональной веры даст возможность для дальнейшего плодотворного развития здания, фундамент которого был заложен Фрейдом» (Эрих Фромм «Душа человека»).

Любовь Царькова   10.12.2013 19:12     Заявить о нарушении
Любовь, спасибо!
Великолепно!!!

Знаете - я открыл новые грани своей же (!!!) задумки. Что может быть удивительней.

Грек и Алена - затевались, как никакие не Везельвул с Геллой, а как вполне искренний, ВЕРНО христианский народ....
Не, это непередаваемо! Я читаю Вашу рецензию "...подругу, попавшую в сети зла..." Оп-паньки! - думаю - не то восприятие!
А читаю дальше.... ОГО! И правда же - Везельвул...
Т.О., уважаемая Любовь, Вы увидели и показали как есть..... АВТОРУ!
В восторге непередаваемом!

И, стоит сказать, сюжет и флер "Начала Века Гардарики", где мои герои продолжают жить - много, много должен сказать дальше и о деффках моих :))), и об этой всепроникающей Ницшеане на Русской Равнине.

Спасибо Вам огроменное, громкое, рок-н-ролльное за эту статью.
Не прощаемся!
Сергей.

Сергей Казаринов   11.12.2013 18:02   Заявить о нарушении
Там, в сцене, когда Кремень разбивает икону, всё сложнее. Как говорится, "не для телефонных переговоров".
Есть книга Алан Элфорд "Боги нового тысячелетия", рекомендую гл. "Тайное лицо Яхве".

А христианство понимал и Николай Бердяев, из моего эссе http://www.proza.ru/2013/08/19/1515:

Николай Бердяев: «Православие нужно для русского стиля, как самовар и блины… Русская душа остаётся православной по своему основному душевному типу. Это шире и глубже православия и католичества как верований. Это особое чувство жизни и особый склад души. Русская стихия в славянском мире – чувство особенно великого призвания, чувство богоносности, богоизбранности России».

Сейчас, когда в Интернете достаточно информации о ведическом Православии славяно-русов, понятно, что имел ввиду философ, когда говорил: «Должны быть видны древние религии, истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу».
Россия не играла ещё определяющей роли в духовной мировой жизни. Русский патриот, Николай Бердяев духовным зрением провидел историческую миссию русского народа. «Каждую нацию Провидение выводит на мировую арену и она выполняет свою миссию... До времени народы хранят свои потенциальные силы.

…Христианство исторически не христианского происхождения. Я всегда верил, что существует не только универсальное христианство, но и универсальная религия. Церковные богословы не могут ответить на вопросы современной души».

Современники считали Николая Бердяева модернистом, вольнодумцем, еретиком, за то, что он, поднимая проблему нового религиозного сознания, требовал, чтобы христианский мир осуществлял социальную правду, чтобы в исповедании религии не было лжи.
«Бог во мне глубже меня самого. И не Бога не приемлю, я мира Бога не приемлю… Бунтовать можно только во имя Бога… Атеисты бунтуют во имя Бога, не сознавая этого. Бессовестность христиан беспримерна в истории».

Христианское милосердие, сострадание, прощение, человечность – где они?
«Из христианства умудрились сделать самые бесчеловечные выводы, поощряющие садистские инстинкты людей. Подавленный грехом человек медитирует над тьмой, увеличивает тьму. Апокалипсис отталкивает жестокой расправой над злыми и неверными. Это не может исходить от Христа, это человеческое привнесение.
…Историческое христианство приспособилось к миру и часто рабствовало у мира. Антология ада – террор. Фатально лишь зло. Божественный конец есть дело светлое, не фатальное. А человек живёт и держится верой. Нет религии выше истины».

Поскольку Господь дал людям свободу – право на «несотворённое творчество», люди сами должны навести порядок на земле: «Царствие Божие придёт от творческого акта человека, от человеческой свободы».

Бердяев чувствовал себя принадлежащим к мистической церкви Христа, к сверхконфессионализму… Он любил Бодлера, Ницше, Ибсена («Хенрик Ибсен помог мне найти самого себя»), потому что они, веруя в Бога, отстаивали перед людьми своё право на свободу – человеческую и сверхчеловеческую.

Фридрих Ницше отрицал традиционные религиозные понятия о Боге: «Очиститься должен освободившийся дух» от отвращения к жизни и от проповеди смерти. Высшая надежда – мысль о жизни. Призыв Ницше – больше верить в жизнь.

Его формула «бог умер» – выражение антипатии в клерикализму – имеет отношение только к тому, что выдумали люди о Боге, когда слишком много плоти и мало духа. Ницше всегда признавал высшее духовное начало, независимые от материального мира духовные ценности.
Бердяев восхищался книгой «Так говорил Заратустра», великолепным произведением, созданным целостным творческим порывом. Бердяева вдохновлял поэтический и философский талант Ницше, отсутствие узости, его широкие знания и интересы.
"Николай Бердяев: «Православие нужно для русского стиля, как самовар и блины… Русская душа остаётся православной по своему основному душевному типу. Это шире и глубже православия и католичества как верований. Это особое чувство жизни и особый склад души. Русская стихия в славянском мире – чувство особенно великого призвания, чувство богоносности, богоизбранности России».

Сейчас, когда в Интернете достаточно информации о ведическом Православии славяно-русов, понятно, что имел ввиду философ, когда говорил: «Должны быть видны древние религии, истоки культур. Восток по-новому должен стать равноценным Западу».
Россия не играла ещё определяющей роли в духовной мировой жизни. Русский патриот, Николай Бердяев духовным зрением провидел историческую миссию русского народа. «Каждую нацию Провидение выводит на мировую арену и она выполняет свою миссию... До времени народы хранят свои потенциальные силы.

…Христианство исторически не христианского происхождения. Я всегда верил, что существует не только универсальное христианство, но и универсальная религия. Церковные богословы не могут ответить на вопросы современной души».

Современники считали Николая Бердяева модернистом, вольнодумцем, еретиком, за то, что он, поднимая проблему нового религиозного сознания, требовал, чтобы христианский мир осуществлял социальную правду, чтобы в исповедании религии не было лжи.
«Бог во мне глубже меня самого. И не Бога не приемлю, я мира Бога не приемлю… Бунтовать можно только во имя Бога… Атеисты бунтуют во имя Бога, не сознавая этого. Бессовестность христиан беспримерна в истории».

Христианское милосердие, сострадание, прощение, человечность – где они?
«Из христианства умудрились сделать самые бесчеловечные выводы, поощряющие садистские инстинкты людей. Подавленный грехом человек медитирует над тьмой, увеличивает тьму. Апокалипсис отталкивает жестокой расправой над злыми и неверными. Это не может исходить от Христа, это человеческое привнесение.
…Историческое христианство приспособилось к миру и часто рабствовало у мира. Антология ада – террор. Фатально лишь зло. Божественный конец есть дело светлое, не фатальное. А человек живёт и держится верой. Нет религии выше истины».

Поскольку Господь дал людям свободу – право на «несотворённое творчество», люди сами должны навести порядок на земле: «Царствие Божие придёт от творческого акта человека, от человеческой свободы».

Бердяев чувствовал себя принадлежащим к мистической церкви Христа, к сверхконфессионализму… Он любил Бодлера, Ницше, Ибсена («Хенрик Ибсен помог мне найти самого себя»), потому что они, веруя в Бога, отстаивали перед людьми своё право на свободу – человеческую и сверхчеловеческую.

Фридрих Ницше отрицал традиционные религиозные понятия о Боге: «Очиститься должен освободившийся дух» от отвращения к жизни и от проповеди смерти. Высшая надежда – мысль о жизни. Призыв Ницше – больше верить в жизнь.

Его формула «бог умер» – выражение антипатии в клерикализму – имеет отношение только к тому, что выдумали люди о Боге, когда слишком много плоти и мало духа. Ницше всегда признавал высшее духовное начало, независимые от материального мира духовные ценности.
Бердяев восхищался книгой «Так говорил Заратустра», великолепным произведением, созданным целостным творческим порывом. Бердяева вдохновлял поэтический и философский талант Ницше, отсутствие узости, его широкие знания и интересы".

Любовь Царькова   11.12.2013 18:11   Заявить о нарушении
Дублирование получилось)))

Любовь Царькова   11.12.2013 18:12   Заявить о нарушении
"Алёна - христианский народ", а как же "не убий"? Она же на него по-серьёзному шла))))

Любовь Царькова   11.12.2013 18:14   Заявить о нарушении
Да нет, нет же, конечно...
Это был взрыв новых граней.
Все относительно, в т.ч. и заповеди.
Охххххх, этот разговор точно надолго.

Знаете, я очень, очень уважаю истинную Веру, и в Христа тоже.
Но если верующий (истинно, что чаще) и мочканет какого придурка в приступе фрустрации (не менее искренней, чем его Вера), я его тоже не осужу.
А Лёнка моя... Это вообще тема на 500 страниц А4:)))

Сергей Казаринов   11.12.2013 18:19   Заявить о нарушении
Да, кроме того, Ваша статья ВСЕ расставила по полкам.
Пусть так, реально - "новая Вера рванет... Ложись!" /Ю. Шевчук/

И реально - "Бог любит танцевать" . Это давно пора понять приверженцам клерикализма.
И Христианские ценности никуда не уходят. Только усиливаются необходимостью (!) СО-временности.

Сергей Казаринов   11.12.2013 18:30   Заявить о нарушении
Сергей, по книге так и получается. Валентин разбил икону и тем подписал себе приговор. Даже портрет Ницше для него померк после этого.
Господь Един http://www.proza.ru/2012/04/01/881

Любовь Царькова   11.12.2013 18:32   Заявить о нарушении
Да, именно это я и хотел сказать.
Человек дошел до такого идиотизма саморастления, продиктованного исключительно нутряной мутью, присущей каждому сапиенсу, что...

Цельный стержень Кремня не дал жить такому телу (вернее, мозгу, что тоже часть тела).

Может, кто другой и живет с таким, но... как говорится кесарю-кесарево.

Этому герою лучше так.

Да не Лилит его все таки.... Сам не маленький...

Сергей Казаринов   11.12.2013 18:44   Заявить о нарушении
У Кремня было слишком много гордыни - истинно мужской, когда она не позволяет склониться перед Богом, понять, что именно Он не только создал все материальные и нематериальные миры, но и поддерживает в них каждый атом.

Любовь Царькова   11.12.2013 18:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Казаринов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Любовь Царькова
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.12.2013