Рецензия на «Бездарность» (Весенняя Поганка)

По ходу чтения.

..."бесценный гонорар" - звучит как-то религиозно, гонорар как раз и есть чётко определённая цена, а если в воображении Виолы он в каком-то ореоле, то это лучше отделить от общепринятого понятия гонорара

... почему для отца Виолы было таким шоком узнать, что его дочь не умеет играть? Ведь это её давняя мечта, и наверняка в семье это как-то проигрывалось. Такой принципиальный отец и такое невнимание к своей дочери? Как ни поверни, неправдоподобно. И почему вдруг, если он такой принципиальный по жизни, у Виолы был повод думать иначе? Виола ведь считает, что сумеет упросить отца помочь ей занять место незаконным способом. Почему она так считает?

... знаменитость ещё не значит авторитетность, если вдуматься, не так ли? я по поводу "да пошёл он в задницу, этот авторитет"...

"- Своими победами мы неизменно делаем больно другим. Возвышаясь сами, мы обязательно унижаем своих конкурентов. Таков наш мир" - вообще не согласен. Понятно, что так может думать некая девочка-подросток, но если это автор вкладывает свои зрелые мысли в уста героини, то не согласен категорически. Это незрелое мышление.

"Талант нужен для того, чтобы согревать людей своей ласковой добротой, освещать жизненный путь неизменными идеалами красоты и справедливости, обогащать духовно, способствовать росту культуры поведения, изменять их хоть немного, но все-таки – в лучшую сторону...." - с этим согласен куда больше, чем с предыдущим, но почему всё это говорит Виола, которая совсем недавно говорила себе другие вещи и хотела "бесценный гонорар"? Я бы лучше воспринял эти мысли из уст Кати или третьего лица.

" бесконечная череда ролей, в которой собственная личность девочки безнадежно потерялась, пропала, исчезла... " - надо ли думать, что личность не может проявляться в ролях? Если (по мнению автора) не может, то возникает естественный и самый интересный вопрос: а при каких условиях личность надёжно находится, появляется, проявляется, растёт, развивается, живёт полноценно? По-моему, прекрасная идея, которая могла бы вырастать из этого сюжета. Ведь ответы на эти вопросы большинству "прогнивших до основания" не известны, потому и прогнивают.

.."стелится" - стелется? Пишите в текстовом редакторе, тогда многое он покажет автоматически при проверке правописания, заставит задуматься над тем, бывает ли такое словосочетание как "уничтожительная улыбка" или слово "оббивка", и тд, сами найдёте.

... "Ну, что уж тут поделать... "Не мы такие, жизнь такая"." - Режет. Яркие личности так не мыслят. Между прочим, я думаю, что, когда горло перерезают, то ощущения необязательно такие, как Вы описали. Однажды я глубоко поранился острым ножом. Боли не было вообще. Кровь пошла сильно, а боли всё не было. Она пришла позже. Проконсультируйтесь с кем-то, может быть, с врачом, по поводу боли. У кого-то должна быть статистика.

... Очень трудно понять, за что же Катя так возненавидела свою мать. Мало информации.

...концовка... как бы сказать... зачем такая? Чтобы шокировать? Вы неплохо постарались, чтобы всё так уныло и безнадёжно окончить. Вы нарисовали некое чудовище, что ли. Вы верите в этот образ? Есть прототип? Я думаю, именно бездарным, слабым людям труднее любить, они всё больше злобятся-боятся, не видя дальше своего носа. Те же, кому есть что дать людям, ищут пути, как это у Вас описано в абзаце о таланте. А у Вас бездарность прозревает-просветляется, а дарование - бездушное чудовище. Почему? Я не могу знать и допускаю, что всё возможно, но хорошо ли это в этическом плане, если посмотреть на весь рассказ в целом и его мораль? К чему этот рассказ побуждает читателя, в конечном итоге? К каким эмоциям? Я могу ошибаться, но ощущение такое, что Вам захотелось шокировать читателя цинизмом в конце, а стоило ли? Особенно этот вопрос выглядит важным потому, что на этом шокировании всё и завершилось. Мы ничего не знаем, по сути, о Кате, только срез её некоторых мыслей на момент. Рассказ можно сделать глубже и значительнее. Удачи Вам.
..
))
..
PS (после прочтения других рецензий и полемики) удивительно, как много читателей назвали Катю бездушной. Ещё удивительнее видеть согласие автора рассказа с именно такой простовато-стереотипной оценкой. Бездушный человек не чувствует ничего. А Катя - ей больно, оттого, что вокруг столько несовершенства. Она реагирует остро, потому что молода. Но она реагирует. Она не бездушна. Всё несколько сложнее. Она хотела бы, чтобы всё было иначе, чтобы люди были лучше. У Кати очень ранимая и сложная душа. И именно свою ранимость Катя пытается скрыть расчётливостью и деланным равнодушием. Это же так понятно... Только Катя не так сильна, чтобы помочь всем людям сразу, вот и злится, понимая, что помогать всем вокруг нужно, но она видит для себя и другие горизонты и ей жаль тратить свой талант на помощь тем, кто должен был помогать себе сам. Кате очень одиноко, поэтому считать, что она думает о любви, будто проще никого не любить - ошибочно. Она бы хотела заставить себя так чувствовать, чтобы не было так больно и одиноко, но её душа разрывается, замечая огромное количество душевно неполноценных людей вокруг. Вот почему она сбрасывает мать, а не от бездушности. Не зря же говорят, что больнее всего нам могут сделать именно те, кого мы любим. Кате очень трудно, с таким примером, как её мать. Она не хочет близко соприкасаться с тем, что считает неправильным (а болезненная реакция на пороки - уродливость, слабость и др., на мой взгляд, может быть признаком настоящего таланта, но, как раз, необязательно силы или мудрости). И это не бездушность, это нежелание стать ещё одной жертвой бездарности-слабости-уродливости. Вот о какой ещё бездарности можно было бы дописать в Вашем рассказе. О массовой бездарности всего человечества, это тема для романа, как по мне. Можно сказать, что Катя злая эгоистка (не помогает же), но можно сказать и так, что у неё душа болит за всё человечество в целом - чего не видно у Виолы, которая, впрочем, совершила конкретный поступок, осознав, что Катя лучше подходит на то место, о котором мечтала Виола. У Вас это подаётся двояко. С одной стороны, Виола не выдерживает груза зла, которое требуется совершить для устранения конкурентки, и складывается впечатление, что только поэтому она начинает искать оправдание своему поражению в добре. Как говорится, победитель торжествует, а проигравший философствует. Нет уверенности, что Виола именно созрела стать добрее и полноценнее, переосмыслив происходящее (например, если бы Оне-тян пообещала ей поддержку, а она бы отказалась от неё). С другой же стороны, Вы оставили в тексте чёткий абзац (о таланте), который я уже процитировал, из которого надо думать, что Виола именно созрела к добру, осознав, на что стоит употребить талант достойно. И это не бездарность, это дар - уметь осознать такие вещи. Я бы рекомендовал это в рассказе подчеркнуть. Ещё замечу, что Катя производит впечатление более цельного человека, а Виола - образец современной шизофренички, у которой расслоена психика: то её кидает в мерзкую мелочность и преступную страсть, а то она рассуждает о применении таланта для добра.

Я также думаю (по поводу отзывов), что говорить о молодых людях в отрыве от их старших родственников (воспитателей) не вполне корректно, недостаточно глубоко. Если говорят о 60-летнем эгоисте, то это ясно. Если же человек ещё формируется, то сразу возникает вопрос: для чего нужно ему говорить, что он плохой, вместо того, чтобы показать хорошую дорогу. Это было бы даровитей.

Лохозонд   21.07.2014 14:06     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Весенняя Поганка
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лохозонд
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.07.2014