Рецензия на «Культура европейской повседневности 17 в. 6» (Ковалева Марина 2)

Здравствуйте, Марина! С огромным интересом прочитала Ваше исследование, особенно в части, посвященной творчеству художников-женщин. Набрела в сети на него случайно, искала (безрезультатно) письма Артемизии Джентилески к Галилею. Вы специалист по той эпохе, не могли бы помочь найти хоть в оригинале сии письма? Еще раз спасибо за Вашу работу.

Алёна Агатова   17.09.2014 10:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алёна! Одно письмо по-английски можно прочесть в книге Domna C. Stanton "The female autograph:Theory and practice autobiography..." на стр. 90.

Зайдите через Googlebooks и забейте название в поисковую строку. Если вдруг не пройдёт, то наберите Galileo Galilei e Artrmisia Gentileschi - мне вышла книга на этот запрос. Сборник писем художницы вышел, как я вижу по каталогу, в 2011 г., поэтому он не допущен к предварительному просмотру. Я просмотрела также доступные издания писем Галилея, но пока безрезультатно. По-видимому, пока Вам может быть доступно только найденное мной письмо из книги Домны Стэнтон.С уважением, Ковалева Марина.

Ковалева Марина 2   18.09.2014 22:24   Заявить о нарушении
Марина, огромное спасибо! Исчерпывающий и обнадеживающий ответ! Обещаю, если добуду этот сборник, то в двух экземплярах)

Алёна Агатова   18.09.2014 22:38   Заявить о нарушении
Марина, так Вам нужна эта книга? Сборник писем Артемизии?

Алёна Агатова   20.09.2014 10:05   Заявить о нарушении
Спасибо, Алёна, но скорее нет. Я занимаюсь другой темой. Для меня жизнь этой художницы была просто одним из примеров. Я, к сожалению, забыла в первый раз добавить, что письма вышли в Италии. Не знаю, можно ли получить их у нас. Сама я чаще всего пользуюсь базами оцифрованных источников и научной литературы. Через "Озон" заказывала копии старых книг, но эта новая. У меня сейчас нет никого, кто мог бы её поискать на месте.

Ковалева Марина 2   20.09.2014 18:59   Заявить о нарушении
А мне заказывают ее с доставкой на дом. Точно не нужно?

Алёна Агатова   20.09.2014 23:55   Заявить о нарушении
Кстати, я тут прочитала, что письма Галилея к дочери все исчезли, а ее письма к отцу сохранились. Возможно, и его писем к Артемизии не существует?

Алёна Агатова   21.09.2014 20:29   Заявить о нарушении
Нет, спасибо. Мне больше интересно, через что Вы заказывали книгу? Возможно, писем Галилея к ней действительно не существует, ведь она умерла в чумном городе и её вещи, вероятно, уничтожили. Это будет ясно, когда Вы получите книгу. Может, там будет приложение с какими-то письмами к ней. Во всяком случае в предисловии будет сказано, у кого были найдены её письма. У Галилея-то архив точно сохранился.

Ковалева Марина 2   22.09.2014 09:22   Заявить о нарушении
Мне знакомый нашел, я сама даже то письмо на английском не смогла разыскать) Я попробую сейчас скопировать ссылку. Там заказ с доставкой, я только не поняла куда - в Россию или в Италию. У него просто мама в Италии живет.

Алёна Агатова   22.09.2014 10:56   Заявить о нарушении
Доставка в Россию. Марина, как Вы думаете (или знаете) - Артемизия разделяла взгляды Галилея, ей было близко его стремление все измерить, а неизмеримое сделать таковым?

Алёна Агатова   22.09.2014 12:21   Заявить о нарушении
В статье, написанной по этой публикации(David Topper and Cynthia Gillis, Trajectories of Blood: Artemisia Gentileschi and Galileo’s Parabolic Path, Woman’s Art Journal, Vol. 17, No. 1, Spring-Summer, 1996), авторы видят влияние Галилея в картине Джентилески "Юдифь, отрубающая голову Олоферну"(Уффици). Там вот написано: "Согласно Дэвиду Топперу и Синтии Джиллис, первый опыт Артемисии использования теорий Галилео в изобразительном искусстве произошёл в 1611 в Санта Марии Maggiore в Риме, где она видела изображение Лодовико Киголи Успение Богоматери на куполе Полин Часовни. Полумесяц под ногами Богоматери с его грубыми поверхностными и неравными тенями, напоминал об инновационных телескопических открытиях Галилео при нарождении Луны. Спустя год после этого опыта, приблизительно 1612 г., Артемисия и Галилео встретились лично, и продолжали их дружбу в дальнейшие годы.
Влияние Галилео на работу Артемисии весьма очевидно в ее "Юдифи, отрубиющей голову Олоферну"(1620-1), в котором дуга бьющей струей крови Олоферна иллюстрирует неопубликованное открытие параболического закона снарядов Галилео. Даже при том, что "Две новых науки" Галилео не собирались быть изданными, до 1638, было доказано, что идеи, описанные в этом произведении были сформированы Галилео по крайней мере за сорок лет до их возможной публикации, и, возможно, были известны Артемизии также. Ретроспективно закон Галилео кажется достаточно простым: снаряд следует за симметрической дугой, определенно сформированной согласно основной кривой от Евклидовой геометрии. Но, фактически, потребовалось почти 2000 лет для параболы, чтобы возвыситься из пепла теории Аристотеля до движения снаряда. Во время Галилео все еще вообще полагалось, что полет пушечного ядра начинается как относительно прямая линия под углом, под которым был произведён выстрел; затем, после потери его "стимула" (его качество движения, скорее как импульс сегодня), оно делает короткую дугу, после чего падает прямо вниз к земле. ’Это была симметричная форма визуализации Артемизией потоков крови, которая первоначально вызвала предположение о возможной связи с Галилео. Развивая это наблюдение, мы сделали обводку геометрических линий дорожек крови …; затем они были перенесены на миллиметровую бумагу, где их формы показали близкое приближение к истинной параболе. Так как потоки крови были вероятно окрашены в свободной манере(возможно скопированы с некоторых более геометрически точных рисунков), их чрезвычайная близость к фактическим параболам не может быть случайной. Весьма вероятно, Артемизия действительно написала параболические траектории крови в "Юдифи, отрубающей голову Олоферну"."
Ссылка на публикацию: http://artlark.org/2014/02/15/art-and-science-galilean-influences-in-artemisias-judith-beheading-holofernes/

Ковалева Марина 2   22.09.2014 20:47   Заявить о нарушении
Да, о параболической струе крови я уже читала в чьем-то блоге. И, видимо, это именно тот вариант Юдифи, который Артемизия написала по заказу Медичи, а его убедил сделать этот заказ Галилей. Моя приятельница, физик, с которой я пыталась обсудить эту тему, заявила, что Галилей Артемизию, наверно, сводил на публичную казнь, и добавила еще, что кровь будет вытекать по-разному в зависимости от того, в вену или в артерию попал меч. Прочла я сегодня наконец то письмо, которое по-английски издано. Все о делах, да о деньгах, да о царственных особах. И тысяча поцелуев в конце, которыми она осыпает его руки... прелестно. Спасибо, Марина.

Алёна Агатова   23.09.2014 00:41   Заявить о нарушении
Не расстраивайтесь, Алёна. Большинство учёных, собравшись в компанию, в самом деле говорят больше о бытовых вещах, а не о высоком. А большинство даже никогда не читало работ коллег, с которыми рядом работают. Да и писать письменно про теории Галилея , я думаю, было опасно. Ведь даже Леонардо да Винчи о современных ему событиях оставил только несколько очень тёмных записей, которые можно истолковать как безобидно, так и обидно. Опасался. Удачи Вам.

Ковалева Марина 2   29.09.2014 23:07   Заявить о нарушении
Добрый вечер, Марина. Да, в письмах опасно, бесспорно, но говорить-то могли... Написала же она эту параболическую струю крови. Но, в общем, можно и пофантазировать, что я и сделала)

Алёна Агатова   29.09.2014 23:11   Заявить о нарушении
На стихотворной странице у меня лежит фрагмент воображаемой переписки (или беседы) Галилея и Артемизии. Интересно было бы Ваше мнение узнать, Марина...

Алёна Агатова   01.10.2014 02:05   Заявить о нарушении
Мне кажется, что это хорошо написано. Особенно порадовала гармония между формой и содержанием. Я очень вредная в отношении языка, и потому не читаю современных авторов. Ваш язык хороший: он и разговорный, и богатый, и стилистически оправданный. Он и соответствует времени, и легко воспринимается нашим современником. А главное, произведение содержит глубокую идею нравственного содержания, которая заставляет задуматься, что я также очень ценю.
А что до всех её Олофернов, то, действительно, вероятно, сюжет с Юдифью подсознательно имеет источником тот самый случай, на который Вы ссылаетесь.

Ковалева Марина 2   01.10.2014 23:55   Заявить о нарушении
Марина, огромная благодарность за рецензию!
Вы знаете, это двойное стихотворение, выросло из эмоции, в которой история художницы пересеклась с моей жизнью, а вот с идеей, тем более нравственной, как мне кажется, не получилось. Я сама не прочитываю здесь глубокого нравственного содержания. Я зафиксировала момент написания этой вот параболической струи, что, безусловно, под влиянием изысканий Галилея было сделано. Но разве это так уж нравственно - переводить ненависть в наиболее адекватную изобразительную форму? Нравственней было бы говорить о прощении, Христос уже сколько веков как распят был, не так ли? Поэтому я не поняла, над чем, как Вы говорите, произведение заставляет задуматься.

Алёна Агатова   02.10.2014 09:36   Заявить о нарушении
Вообще, я должна попросить извинения за то, что в поле обсуждениия Вашей статьи идет разговор о моем стихотворении, хотя и эпоха и персонажи к Вашей теме имеют отношение.

Алёна Агатова   02.10.2014 09:38   Заявить о нарушении
Нравственная проблема в том и состоит, что заставляет думать: всех ли нужно прощать и как прощать? как много можно требовать от пострадавшей стороны, и кто имеет на это право и имеет ли вообще?
Перевод своего внутреннего страдания в образ, где обидчик терпит муки ( в данном случае картины Джентилески с Юдифью и Олоферном) - это не излияние ненависти к обидчику и даже не желание расправиться с ним иносказательным образом. Автор через библейский сюжет скорее пытается положить конец собственным переживаниям. Приведу пример: случалось мне знать человека, который ощущал страдание от предательства близкого человека. Тогда в одном из произведений он создал образ, который не был точным списком этого близкого человека, но был творением, где были сконцентрированы многократно усиленные те черты характера этого человека, которые автор любил, и те, от которых страдал. По ходу автор выражал через другого героя всю свою привязанность к сущности этого человека, что позволяло ему выплеснуть на бумагу всё, что он хотел бы сказать ему при невозможном личном объяснении. Он разбирал причины, по которым взаимопонимание с этим человеком не сложилось и не было возможно. По ходу сюжета и логики событий этот искусственный персонаж погибал не потому, что автор желал погибели того, кто частично послужил его прообразом, а потому, что в его лице автор сначала сконцентрировал, потом выплеснул на бумагу, а затем "убил" свою мучительную привязанность к нему. Он говорил мне, что когда иносказательно изложил таким образом историю своих переживаний и разобрался в их истоках, а потом положил им конец, то излечился от них. Оригинал этого прообраза до сих пор жив и здоров. Раза два они с автором встречались, оставаясь полностью равнодушными друг к другу. Кстати, в том художественном образе реальный прообраз так никто и не узнал, потому что художественный образ интереснее. Так что иносказательное изложение (изображение) своих внутренних переживаний - это психологический приём, который позволяет осмыслить их, высказать и освободиться от них на длительное время или навсегда. Я думаю, что картины Джентилески с Олоферном - это произведения того же порядка. Я не считаю, что она долгие годы хранила ненависть к орбидчику - ненависть приносит зло только ненавидящему, вызывая у него болезни. Вероятно, у неё периодически возникало что-то наподобие чувства униженности, неполноценности что ли - и тогда ей на помощь приходил сюжет с Юдифью, которая ударом меча прекращает зло, которое воплощает в себе Олоферн. Этот принцип есть ещё в некоторых народных заговорах, где от зла читающий его как бы отгораживает себя мысленными стенами со всех сторон от злых сил, тоже как бы мысленно "разрубая" пространство: он - внутри, а зло - снаружи. а между ними - небесные покровители. Так и у Джентилески: Юдифь рубит голову Олоферну, зло перестаёт существовать, и ей становится доступен покой. А можем ли мы требовать большего? Ведь она отказалась от ненависти к обидчику, и лишь пытается сделать, чтобы и ей стало легче. Раз этот сюжет возникает неоднократно, значит, ей помогало.

Ковалева Марина 2   02.10.2014 21:48   Заявить о нарушении
Необыкновенно глубокое и интересное рассуждение. Марина, я рада, что так вот благодаря случайности с Вами познакомилась. А по поводу Артемизии, возможно, в ней не только от его поступка осталась боль, но и от этого унизительного долгого судебного процесса. Кстати, Вы видели фильм "Артемизия"? Там по-другому представлена вся история. А еще одна моя знакомая, тоже мы заочно знакомы и именно здесь нашлись, на этом ресурсе, считает, что трактовать сюжет этой картины следует непременно опираясь на библейскую историю, и тогда проблема шире личной обиды.

Алёна Агатова   02.10.2014 23:42   Заявить о нарушении
Спасибо, Алёна. мне тоже интересно с вами общаться. Я думаю, нет сомнения, что при написании картин художницей двигал не единственный мотив, а в разные периоды жизни на осмысление сюжета накладывались самые разные мысли и переживания. Фильм о художнице я не смотрела, не знаю, к счастью или к сожалению. Я как-то осторожно отношусь к фильмам-биографиям писателей и художников. В них часто авторов интересуют не творчество, а какие-нибудь патологические черты или пороки. Смотришь и думаешь: "И когда этот развратник (вариант: пьяница, сумасшедший) вообще что-нибудь писал?"
Надеюсь, в дальнейшем мы продолжим обсуждение и других интересных вопросов.

Ковалева Марина 2   03.10.2014 20:18   Заявить о нарушении
Если осилю то, что выложено на Вашей странице здесь, наверняка найдется о чем поговорить) Еще раз благодарю Вас, Марина, за интересный разговор, очень оказавшийся для меня полезным, и надеюсь, что не прощаюсь.

Алёна Агатова   03.10.2014 21:10   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ковалева Марина 2
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алёна Агатова
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.09.2014