Рецензия на «О неестественности феномена патриотизма» (Василий Львов)

Есть национальный и гражданский патриотизм. Он появился позже родового или этнического патриотизма. Это свойственно человеческой природе делить людей на своих и чужаков, отличающихся внешностью, мировоззрением, поведением.
Посмотрим на современную России, где больше популярен, как раз, этнический национализм. Русские ватники объединяются под идеологией националистического православия, великодержавного шовинизма. Внутри происходит столкновение цивилизаций на границах культурных разломов: Сев. Кавказ, Прибалтика... Нельзя сказать, что это неестественное состояние. В прошлом расизм был нормой. Но задача человека, мне кажется, в том, чтобы преодолеть свою животную сущность, которая выражена в изначально данной агрессии. Однако я считаю такой ход событий утопичным.
А искусственные суррогаты патриотизма исчезнут, когда порвутся скрепляющие идеологические нити и распадётся страна

Двое Безымянных   27.09.2014 10:32     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!

О том, что человеческой природе это свойственно, я и сам написал.
Патриотизм для меня всегда связан с социумом, со второй природой, с тем, что вдобавок к животному дает человеческое.
Национализм я рассматриваю как тот же патриотизм, но только гипертрофированный.
Согласен с тем, что исторически людям свойственны были междоусобицы, которые, что очень важно, оправдывались патриотизмом. У Толстого один из важнейших аргументов в том, что патриотизм сыграл свою историческую роль и теперь мешает совершенствованию человечества. Толстой пишет о великих мудрецах – Христе, Будде, Магомете, - которые принесли заповеди мира. В данном случае не беру на себя ответственность за перечисление Толстого. Главное в другом – в том, что времена ветхого завета (говоря не с точки зрения христианства только, но вообще) прошли, и теперь люди должны объединиться вокруг идеалов любви, человечности.
С тех пор я немало передумал. Патриотизм, как я его описал, безусловно неестественен. Однако, при всем моем неприятии тех пороков, к которым он ведет, я не могу сегодня быть противником сильного государства. Нет, я не за автократию, не за притеснение граждан. Сильное государство для меня – это такое, которое способно отстоять культуру, цивилизацию от посягательств тех, кто стоит на низшей ступени развития. Запад все еще силен, силен и Китай. Хочется, чтобы и Россия разделяла общечеловеческие циливизационные ценности (при сохранении своей специфики в той мере, в какой это не противоречит общечеловеческому). Толстой и для меня утопичен, но не будем забывать, что, руководствуясь именно его идеями, Ганди создал современную Индию – а это реальность.

Василий Львов   28.09.2014 18:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Василий Львов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Двое Безымянных
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.09.2014