Рецензия на «Свобода как источник процветания» (Сергей Бахматов)

Свобода, справедливость, мораль - не существуют сами по себе как абстрактные понятия. Они всегда вписаны в конкретный этноисторический контекст. В разные времена, у разных народов были разные понятия о свободе, справедливости и морали.

Петр Елагин   11.11.2014 19:31     Заявить о нарушении
Дело в том, Пётр, что философия как раз и занимается трактовкой абстрактных понятий, пытаясь абстрагироваться от субъективности восприятия конкретных людей и конкретного времени. Жителям крайнего Севера, кажется, что на экваторе невыносимо жарко, а жителям экваториальной Африки, наоборот, кажется, что на Северном полюсе нестерпимо холодно. Из этого при помощи Ваших рассуждений можно сделать вывод, что нет жары и нет холода...

Сергей Бахматов   11.11.2014 19:45   Заявить о нарушении
Жара и холод, свобода и несвобода - понятия относительные, что же тут неясного?

Абстрактные понятия мало применимы к реальной жизни людей.

В науке базой для умозаключений и выводов являются наблюдения и эксперименты. В данном случае такими наблюдениями и экспериментами является история человечества. Только опираясь на историю можно доказывать свою правоту в таких вопросах

Петр Елагин   11.11.2014 20:04   Заявить о нарушении
Преданность, верность, любовь (наряду со свободой и справедливостью) - понятия абстрактные и относительные, тем не менее, они являются базисными для взаимоотношения людей, а потому не могут быть мало применимыми в жизни.
Что касается научного знания и конкретных выводов, то, конечно же, они основываются на историческом опыте. Любое знание исторично.
По поводу предыдущего примера философия не будет интересоваться мнениями аборигенов, а попробует определить температуру комфортного существования для человечества в целом. Например, круглогодичная температура 20 - 25 градусов по Цельсию может рассматриваться как оптимальная, а всё остальное уже экстрим в разной степени:-))

Сергей Бахматов   11.11.2014 20:25   Заявить о нарушении
Все же, прежде чем делать выводы нужно узнать мнение аборигенов.

Петр Елагин   11.11.2014 20:30   Заявить о нарушении
Во мнении аборигенов очень мало полезной информации, кроме той, которая банальна: человек в силу необходимости может приспособиться к экстремальным обстоятельствам и считать это нормальным.

Сергей Бахматов   11.11.2014 20:39   Заявить о нарушении
"Возвращаясь к общественному устройству, а именно: к эффективности её экономики, можно констатировать тот факт, что общество состоит из людей, по-разному одарённых природой и имеющими по этой причине разные возможности созидать на благо своё и общества.
Следовательно, чтобы получить максимальный эффект от деятельности каждого индивида, требуется обеспечение экономической свободы".

Не понятно, почему второе вытекает из первого. Не вижу логической связи.

Петр Елагин   11.11.2014 20:56   Заявить о нарушении
Логическая связь в том, что если у способного индивида нет капитала, который при капитализме даёт неоспоримое преимущество в экономической деятельности, то он не сможет должным образом реализовать свой потенциал. Например, он всю жизнь проведёт клерком, выполняя указания менее способных индивидов, но имеющих капитал.
Экономическая свобода в данном случае означает, что он не ограничен отсутствием стартового капитала и способен реализовать себя в полной мере.
Этой темы я касался в статье: "Социализм XXI века".

Сергей Бахматов   11.11.2014 21:09   Заявить о нарушении
Человеку в общем то плевать есть ли экономическая свобода, и свобода как таковая или ее нет. Большинство людей считает сытую, обеспеченную жизнь главным условием существования.

К примеру, экономический расцвет Рима пришелся на времена империи. Римская империя буквально набухала сытостью. Есть такая книжка известного французского историка Буасье "Общественное настроение времен римских цезарей", где убедительно показано, что в эпоху самых жестоких цезарей подавляющая масса населения была довольна.

Петр Елагин   11.11.2014 21:11   Заявить о нарушении
Как говорил Михайло Ломоносов, если в одном месте убыло, то в другом обязательно прибавится. Можно хорошо жить за счёт рабства других (это касается и римской империи и её нынешнего варианта США). Но такое положение дел, естественно, нельзя считать свободой для человечества. Поэтому римская империя рухнула, а США это ещё предстоит. Свобода мыслима, когда она для всех, а не для избранных. В противном случае и рабов на плантации можно считать живущими в свободном обществе. Ведь плантаторы были свободными во всех отношениях.

Сергей Бахматов   11.11.2014 21:23   Заявить о нарушении
Там где нет рабов, нет свободных. Кого считать свободным, а кого рабом - большой вопрос.

В Афинах городская стража состояла из рабов-скифов, эти рабы лупили свободных граждан палками за нарушения общественного порядка. Обидеть такого раба свободному гражданину было нельзя, поскольку тот был собственностью афинского государства и за это полагалось серьезное наказание.

В Римской империи рабы и вольноотпущенники императора занимали очень высокие места в администрации. Сенаторы едва ли не ползали перед ними на коленях.

Петр Елагин   11.11.2014 21:58   Заявить о нарушении
Чтобы видеть за деревом лес, не надо всё сваливать в одну кучу. Классическое рабство ассоциируется у всех с тем, что раб есть вещь. Его можно купить, продать, наказать, убить, нещадно эксплуатировать, уморить с голоду и т.д. И всё это будет законно. Кстати, великий философ античности (Аристотель) считал рабство явлением естественным и неизбывным. Но мы-то теперь знаем, что это как минимум не так. Это означает, что человечество медленно, но верно всё-таки стремится к своему освобождению. Поэтому большое значение имеет разработка философских понятий свободы, справедливости и морали, чтобы знать, к чему стремиться.

Сергей Бахматов   11.11.2014 22:12   Заявить о нарушении
Все таки, что ни говори, а философом надо родиться. Это слишком сложно для меня. Желаю успехов в Ваших философских изысканиях.

Петр Елагин   11.11.2014 22:16   Заявить о нарушении
Вам тоже успехов!
С уважением...

Сергей Бахматов   11.11.2014 22:26   Заявить о нарушении
*чем аккуратнее вещи размещены в кузове фургона и чем меньше пространственные зазоры между ними, тем больше их поместится, и не надо будет заказывать второй, а возможно, и третий фургон.*

А я бы не задумываясь выбросила всю мебель и купила новую. Так и жизнь! Её каждый день надо начинать с чистого листа, оставляя из прошлых дней самое ценное, как и настоящих друзей, а всё остальное на помойку, потому что хлам в квартире и в голове - всего лишь создаёт дискомфорт. С уважением к вам и улыбкой,

Тина Свифт   25.04.2015 14:29   Заявить о нарушении
Что-то иначе хотела написать. Да ладно! Пусть остаётся ненужное тире.

Тина Свифт   25.04.2015 14:30   Заявить о нарушении
Спасибо, Валентина!
С уважением,

Сергей Бахматов   25.04.2015 22:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Сергей Бахматов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Петр Елагин
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.11.2014