Рецензия на «Великая Литва» (Владимир Старовойтенко)

ВЛАДИМИР: Еще больше прибавляет пессимизма, если заглянуть в учебник по физике. Оказывается, существует закон сохранения энергии. Она ни от куда не возникает, так же никуда не деется.
АНДРЕЙ: А при чём здесь физика? Ребёнок рождается слабым и беззащитным, выпастает и становится сильным, стареет и слабеет. Количественный состав племени или народа может увеличиваться или уменьшаться. Существует такое явление, как демографический взрыв. При чем здесь «закон сохранения энергии»?
ВЛАДИМИР: Существует официальный документ, согласно которому все дворянство России вело свою родословную – Бархатная книга. Так вот все потомки литовских князей в России вели свою родословную от Полоцких князей. Повторяю все. Это уже доказательство того, что другого варианта нет. Да, с отдельными положениями книги можно и поспорить. Но другого достоверного документа нет. Оно и понятно. Сама книга составлялась по памяти, по древним документам, которые много раз переписывались. Где-то какое–то колено могло выпасть, перепутаться местами, измениться имя. Но в целом родословие достоверно. И велось оно довольно точно. Ведь оно было основанием при дележе наследства.
АНДРЕЙ: Составлена Бархатная книга в1687 году в связи с отменой местничества. В основе материалы 16-17 веков...
Велись довольно точно?
Вы же сами говорили: «Русские князья друг другу «глотки грызли», братьев убивали, татар на Русь приводили, из-за дележа наследства». На таком фоне подделка родословной – невинная шалость...
ВЛАДИМИР: Нужно ли доказывать, что Жемайтия Литвой являлась? Вопрос только, шла ли речь о той Жемайтии, которую мы знаем сегодня?
АНДРЕЙ: Нужно доказывать, ибо ответ не очевиден. Это сегодня Жемайтия – часть Литвы, а тогда было ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ, РУССКОЕ И ЖЕМАЙТСКОЕ. Судя по названию, Литва и Жемайтия были разными землями, объединенными в одно государство.
ВЛАДИМИР: Начнем с примерного определения размеров древней Литвы. На первый взгляд все кажется утопией. Но Галицко-Волынская летопись хранит в себе запись под 1215 год, где перечислены литовские князья, в том числе князья Жемайтии (...) Если принять, что все князья имели примерно одинаковые территории, то территория подвластная всем литовским князьям должна быть в 10 раз больше, чем подвластная князьям Жемайтии. Территория Жемайтии на сегодня примерно треть от всей территории современной Литвы. Не сложные вычисления покажут нам, что территория Литвы в начале 13 столетия была примерно в 3 раза больше, чем территория современной Литвы.
АНДРЕЙ: «Если принять, что все князья имели примерно одинаковые территории...» А на каком основании это следует принимать? И почему мы должны считать, что «та» Жемайтия по площади была равна современной?
ВЛАДИМИР: Если почитать Новгородскую летопись, то обычно литовцы бегут от Новгорода на Торопец, Усвят. Некоторые летописи даже говорят, что находясь на территории Торопца, литовцы уже у себя. Если посмотреть на обзорную карту то видно, что современная территория Литвы находится совершенно не в той стороне, куда бегут литовцы.
АНДРЕЙ: При чём здесь современная территория Литвы? Торопец был в составе ВКЛ полтора столетия: с середины 14 века до 1503 года....
ВЛАДИМИР: Литовские князья не были безродными разбойниками, а были теми же Рюриковичами (полоцкой линии), что и другие русские князья. (...) Экспансия литовских князей 13-14 веков – это экспансия полоцкой ветви Рюриковичей
АНДРЕЙ: Я не считаю литовских князей «безродными разбойниками» и даже полагаю, что «права на экспансию» у них было не меньше, чем у московских князей...
Но утверждение про «полоцкую ветвь Рюриковичей» выглядит фантастически.
Вдумайтесь: основателем полоцкой ветви Рюриковичей был Изяслав Владимирович, сын Владимира Святославича и Рогнеды Рогволодовны. Прибыл Изяслав в Полоцк после крещения, умер в 1001 году. Более двух веков потомки Изяслава исповедовали православие. К этой ветви принадлежит и святая Евфросинья Полоцкая... И вот в 13-м веке появляются князья-язычники... Как это могло случиться?
Вы даже не задаете такого вопроса, а ведь он очень важен...
ВЛАДИМИР: в древности Литва никогда не была маленькой и искать ее истоки в каких-то точках несерьезно. Литва изначально была регионом от Балтики до Волги, хотя и не была одним государством, и после только сужалась. Во всяком случае, ни один достоверный документ не говорит нам о расширении территории Литвы.
АНДРЕЙ: Совершенно непонятно, что такое эта «Литва»? Какие признаки единого региона?

Андрей Иванович Ляпчев   28.11.2014 19:01     Заявить о нарушении
=АНДРЕЙ: А при чём здесь физика? Ребёнок рождается слабым и беззащитным, выпастает и становится сильным, стареет и слабеет. Количественный состав племени или народа может увеличиваться или уменьшаться. Существует такое явление, как демографический взрыв. При чем здесь «закон сохранения энергии»?=
Ребенок растет, потому, что питается. Энергия пищи превращается и в массу тела и силу мышц.
Если наблюдать за животными, то численность популяций обычно пропорциональна количеству пищи. Охотники знают, что если организовать подкормку, количество зверя увеличится.
Примерно так же и с людьми. Земля, лес, реки, озера могут прокормить определенное количество людей.
Чтобы произошел демографический взрыв, в первую очередь нужно, чтобы какая-то территория могла прокормить приток населения, а ничего такого , что увеличило бы производство продуктов питания в Литве не происходило. Ни зверя больше не стало, ни болота и поля больше родить не стали. Голод периодически посещал Литву не реже, чем русь. В ГВЛ мы читаем: «В год 6787 (1279). Был голод по всей земле: у русских, у ляхов, у литовцев и ятвягов. » Так что никаких условий для демографического взрыва не было.
Может литовские женщины стали больше рожать? В те далекие времена женщины рождали максимальное количество детей, так как у человека не было тогда средств регуляции рождаемости. Регулировала только природа. Определяющим фактором было не количество рожденных, а количество выживших. Но нам ничего не известно о достижениях медицины в Литве, которая могла бы увеличить количество населения, да еще так резко.
Так что не было причин для демографического взрыва.
= АНДРЕЙ: Составлена Бархатная книга в1687 году в связи с отменой местничества. В основе материалы 16-17 веков...
Велись довольно точно?
Вы же сами говорили: «Русские князья друг другу «глотки грызли», братьев убивали, татар на Русь приводили, из-за дележа наследства». На таком фоне подделка родословной – невинная шалость...=
Подделать родословную дело не хитрое. Только что это дает, если к дележу наследства тебя все равно не подпустят многочисленные родственники. В той же Бархатной книге человека приписывали к роду только тогда, когда это подтверждали другие родственники.

=АНДРЕЙ: Нужно доказывать, ибо ответ не очевиден. Это сегодня Жемайтия – часть Литвы, а тогда было ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ, РУССКОЕ И ЖЕМАЙТСКОЕ. Судя по названию, Литва и Жемайтия были разными землями, объединенными в одно государство.
……
И почему мы должны считать, что «та» Жемайтия по площади была равна современной?=
Жемайтские князья названы литовскими князьями в ГВЛ под 1215 год: «В год 6723 (1215). По воле божьей прислали князья литовские к великой княгине Романовой и к Даниилу с Васильком, предлагая мир. Вот имена литовских князей: старейший Живинбуд, Давьят, Довспрунк и брат его Миндовг, брат Давьялов Виликиил. А жмудские князья - Ердивил, Выкинт, Рушковичи - Кинтибуд, Вонибуд, Бутовит, Вижеик и его сын Вишлий, Китений, Пликосова; а вот Булевичи - Вишимут, которого убил Миндовг, и взял жену его, и перебил братьев его, Едивила и Спрудейка; а вот князья из Дяволты - Юдьки, Пукеик, Бикши, Ликиик. Все они заключили мир с князьями Даниилом и Васильком, и воцарился мир в их земле. Но ляхи не переставали вредить - и Даниил навел на них литву; те повоевали ляхов и многих среди них перебили.»
Сам Миндовг называет Жемайтию второстепенными землями Отечества: «Называя имена второстепенных земель отечества, владея ими постоянно свободно и спокойно, с согласия всех наших наследников мы признаем и этим договором установливается, что сами братья, взвесив собственные возможности и признав наши законные владения, выступают против наших врагов и врагов веры постоянно без помощи и в союзе с нами и нашим мечом.
Те же самые обязательства мы возлагаем на себя, на наших приемников тех пределов и на всех братьев.
Названия же земель таковы: Рассеин – половину, Луков – половину, Бетегалия – половину, Ергаллия – половину, Даинов – половину, Кулено – все, Карсово – все, Кразо – все, Недерово – все, Вейцо – весь, Вейзо – весь, Ванго – весь.»
Почему Жемайтия названа отдельно от Литвы? Будучи подаренной немцам, эта земля присоединилась к ВКЛ позже других. Жемайты несколько изменились по этническому составу, так как включили в себя нелитовские племена куршей и земгалов, а так же их территории. Наличие нелитовских племен отдалило балтский язык жемайтов от балтского языка литвы. Находясь в составе литовского государства проявляли некоторый сепаратизм.
Вместе с тем восточная часть Жемайтии начала считаться территорией Аукштайтии. Почему? Ответа не нашел. Литовцы ничего внятного пояснить не могут. По их истории жемайты с аукштайтами местами жительства менялись, наверно и полями тоже. Но мне кажется это сказки. Так что территория сильно не изменилась, но как бы отступила на запад.

=АНДРЕЙ: При чём здесь современная территория Литвы? Торопец был в составе ВКЛ полтора столетия: с середины 14 века до 1503 года....=
В том то и дело, что речь идет о набегах первой половины 13 века. Никакого ВКЛ еще не было и единственно правдоподобное объяснение этого феномена - Литва находилась от Новгорода в направлении Торопца. А вернее сам Торопец стоял в Литве, как нам и говорит Список русских городов.
Косвенно о том, что Торопец стоял в Литве пишет и Татищев: http://i022.radikal.ru/1412/39/b4b5474266e0.jpg

=АНДРЕЙ: Я не считаю литовских князей «безродными разбойниками» и даже полагаю, что «права на экспансию» у них было не меньше, чем у московских князей...=
Дело ведь не в том признаем ли права литовских князей мы с Вами. Главное, что эти права признавали сами Рюриковичи. Иначе бы они тех литовских князей просто поубивали и уж точно не стали бы родниться с ними.

Владимир Старовойтенко   01.12.2014 23:48   Заявить о нарушении
=Но утверждение про «полоцкую ветвь Рюриковичей» выглядит фантастически.
Вдумайтесь: основателем полоцкой ветви Рюриковичей был Изяслав Владимирович, сын Владимира Святославича и Рогнеды Рогволодовны. Прибыл Изяслав в Полоцк после крещения, умер в 1001 году. Более двух веков потомки Изяслава исповедовали православие. К этой ветви принадлежит и святая Евфросинья Полоцкая... И вот в 13-м веке появляются князья-язычники... Как это могло случиться?
Вы даже не задаете такого вопроса, а ведь он очень важен...=
Я не задавался таким вопросом в статье потому, что это утверждение придумал не я. Это я прочел в учебнике, учась в школе, много десятков лет назад. Тоже самое можно прочесть и в Бархатной книге. Но раз уж вопрос поставлен, попытаюсь на его ответить.
На примере литовских князей - Миндовга, Ольгерда, Витовта, мы видим, как легко литовские князья меняли религию в угоду политической ситуации. Но только ли литовские князья были такими веротерпимыми?
Для примера возьмем известного и христианнейшего полоцкого князя Всеслава Чародея. Монахи его прославляют видимо за то, что он подавил востание язычников в Полоцке. Но сам то он носил на шее амулет. А в «Слове о полку Игореве» он ведь оборотнем показан: «Бросил жребий Всеслав о девице милой.
Он, подпершись клюками сел на коня,
Поскакал ко граду Киеву
И коснулся древком копья до златого престола Киевского.
Лютым зверем в полночь поскакал он из Белграда,
Синею мглою обвешенный,
Поутру же, стрикузы водрузивши, раздвинул врата Новугороду
Славу расшиб Ярославову,
Волком помчался с Дудуток к Немиге.
На Немиге стелют снопы головами,
Молотят цепами булатными,
Жизнь на току кладут,
Веют душу от тела.
Кровавые бреги Немиги не добром были посеяны,
Посеяны костями русских сынов.
Князь Всеслав людей судил,
Князьям он рядил города,
А сам в ночи волком рыскал;
До петухов он из Киева успевал к Тмуторокани,
К Херсоню великому волком он путь перерыскивал.
Ему в Полоцке рано к заутрени зазвонили
В колокола у святыя Софии,
А он в Киеве звон слышал.»
Собственно Чародей это и означает оборотень.
А где по-Вашему сидел Всеслав, когда Ярославичи выгнали его из Полоцка? Правильно у племени водь, которое было язычниками. А как он, по-вашему, присягал води? Крестного целования то язычники, поди не приняли бы.

Вы правильно заметили, что внучка Всеслава была святой Ефросиньей Полоцкой. Но среди его потомков был и князь Володарь. Вот что пишет о нем Ипатьевская летопись: «…и стоӕ оу Мѣньска . ı҃ . дн҃ии . и створи 73 миръ с Ростиславомъ . и хрс̑тъ 74 цѣловаша . възвратишасѧ въ своӕси . а Володарь 75 не цѣлова хс̑а З 76 тѣмь 77 ѡже 78 ходѧше подъ Литвою в лѣсѣхъ 79»;
«Том 11 же лѣт̑ приходи Рогъволодъ 12 на Володарѧ . с Полотьчанъı 13 к Городцю 14. Володарь Б же не да ему полку 15 . въ дн҃е 16 но 17 ночь 18 въıступи на нь . из города . с Литьвою 19 . и много зла створисѧ 20 в ту ночь . ѡнѣхъ 21 избиша а другъıӕ 22 руками изоимаша множьство 23 паче изъбьенъıх̑».
Как видим Володарь креста не целует, предводительствует литвой в битвах. Чем он не литовский князь? Кстати, если посмотреть по литовских летописях деяния легендарного Гинвила, то они в точности соответствуют деяниям Володаря Глебовича.
В начале 13 века мы видим князя русского города Герцике - Всеволода. Как говорит Генрих Латвийский он предводительствует литвой: «) Король Герцикэ
(Gercike), (34) подойдя к Риге с литовцами, угнал скот горожан, бывший на
пастбищах, захватил двух священников, Иоанна из Вехты и Вольхарда из
Гарпштедта (Нarpenstede), рубивших с пилигримами лес у Древней Гoры, а
Теодориха Брудегама, погнавшегося за ним с горожанами, убил.»;
«Ибо король Всеволод (Vissewalde) из Герцикэ
всегда был врагом христианского рода, а более всего латинян. Ой был женат
на дочери одного из наиболее могушественных литовцев (89) будучи, как зять
его, для них почти своим, связанный с ними сверх того и дружбой, часто
предводительствовал их войсками, облегчал им переправу через Двину и
снабжал их съестными припасами, шли ли они на Руссию, Ливонию или
Эстонию.»
В таком случае весьма правдоподобно сообщение Бархатной книги:
«НАЧАЛО ГОСУДАРЕЙ ЛИТОВСКИХЪ.

Въ лето 6637 (1129) прииде на Полоцкие Князи на Рогволодовичи Князь Великий Мстиславъ Володимировичь Мономашь и Полтескъ взялъ, а Рогволодовичи за бежали въ Царьградъ. Литва въ ту пору дань даяше Княземъ Полоцкимъ, а владома своими Гетманы, а городы Литовские тогда, иже суть ныне за Кролемъ, обладаны Князьями Киевскими, иные Черниговскими, иные Смоленскими, иные Полоцкими, и оттоле Вильня приложишася дань даяти Королю Угорскому за страхование Великаго Князя Мстислава Володимировича; и Вильняне взяша себе изъ Царяграда Князя Полоцку Ростислава Рогволодовича детей Давила Князя, да брата его Молковца Князя; и той на Вильне первой Князь Давилъ, братъ Молковцевъ большой. ..»

=АНДРЕЙ: Совершенно непонятно, что такое эта «Литва»? Какие признаки единого региона?=
Видимо такие же, как и признаки Залесья – название. Думаю получено оно от греческого названия камня «лит». Другими словами камнепоклонники.

Владимир Старовойтенко   01.12.2014 23:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Старовойтенко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Иванович Ляпчев
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.11.2014