Рецензия на «Теория революции П. Сорокина и российская политика» (Виктор Клёнов)
Мда, худшие люди и дали худшую жатву. Почитаю внимательно этот текст позднее. Мне попалась какая-то дореволюционная работа Сорокина, где он просто истерично вопит, что наций нет, что они выдуманы. Интересно, он поменял свои взгляды по этому вопросу? Жизнь его научила? Александр Самоваров 01.12.2014 10:42 Заявить о нарушении
Извините, отвечаю через месяц.
Питирима Сорокина по дореволюционным работам не понять. Слишком стремительна была его вертикальная мобильность (тема, которую он потом хорошо исследовал). Подросток из глухого края попадает в Петербург. А тут и либералы, и революционеры, и настоящие ученые, и проходимцы. Учился он много и быстро, но и дистанция была огромной. Его дореволюционные работы еще слишком ученические, а в позитивизме он хотел быть "святее папы". Жизнь учила сурово: чуть не расстреляли, и от голода мог погибнуть. Весьма любопытна его автобиография "Долгий путь" - не всё там правда, но истоки многих его идей понимаешь. Сорокин часто раздражает, но вообще он большой эрудит и оригинал.Попав в Америку, работал как после воскрешения. Действительно, оригинальный ум. Поменял ли взгляды? Нашему зырянину в эмиграции приходилось быть космополитом - а как иначе было выжить и добиться успеха в Гарварде. В "Социологии революции" ПС ужасается русским потерям, пишет о роли евреев в терроре, горюет об уничтожении культурного слоя в стране. В "Социокультурной динамике" исследовал общие причины кризиса - и на Западе, и на Востоке. После войны много писал о творческом альтруизме и развивал свой вариант теории конвергенции. Сорокинские идейные зигзаги выглядят порой весьма причудливо, но в них отражение кризисов ХХ века. Виктор Клёнов 27.12.2014 19:11 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |