Рецензия на «Поездка к Солоухину в Алепино» (Николай Григоров)

Николай просматривая Вашу страницу ещё раз зацепился глазами за Солоухина. Это один из моих любимых писателей. В нём сочетается глубокий знаток искусства и литературы с народными взглядами, деревенской прочностью что ли. Я большой любитель живописи и пройти мимо Солоухина, который как никто тонко чувствовал изобразительное искусство, народные промыслы конечно не мог. Сначала меня захватили его "Письма из Русского музея", а потом уже пришёл и к его литературе. Во многом я разделял его взгляды. Он атеист, как и я. У него тонкое понимание религии, которую я пытаюсь тоже изучить уже много лет.
Я, грешным делом не знал где похоронен Солоухин, не видел его могилы на фото. С огромным удовольствием прочёл Вашу публикацию. И опять отмечу общее впечатление: почему Вы боитесь конкретики? не описано не место, ни село, ни население, род их занятий и т.д. Мне этого не хватило. С уважением Вадим.
PS: Будет время прочтите: "Хрущёвское время глазами студента "http://www.proza.ru/2012/11/05/2014 Думаю, Вам будет близко.

Вадим Гарин   23.04.2015 12:58     Заявить о нарушении
Ещё, боюсь надоесть: "День пожилых людей в Питере" http://www.proza.ru/2012/11/10/2068

Вадим Гарин   23.04.2015 13:00   Заявить о нарушении
Вадим, спасибо за внимание к моим произведениям! Насчет конкретики - согласен с Вами, но отсылаю Вам к очерку Солоухина "Капля росы", где он как раз и описывает свое село и своих земляков. С ним мне не тягаться.
Вы не правы лишь в том, что он был атеистом. Нет, он был верующим, причем его веры крепла с годами. См. его последние произведения "Смех за левым плечом", "Последняя ступень", "При свете дня". Очень интересное эссе на политические темы "Чаша" и "Читая Ленина".
Ваше "Хрущевское время" я читал, через него мы с Вами и познакомились. Вышел на Вас по подсказке С. Шрамко. С удовольствием почитаю другие Ваши произведения. Сразу не получается, все постепенно.

Николай Григоров   23.04.2015 13:27   Заявить о нарушении
Извините, забыл на каком тексте мы с Вами познакомились, старость - не радость.
По поводу описания деревни - с Вами не соглашусь. Одно дело Солоухин, а совсем другое впечатление от дороги и встреч, которые у Вас произошли. У того же Солоухина есть описание пути в родовое поместье Державина. Посмотрите на досуге.

Вот мнение Солоухина из его "Писем из Русского музея" по поводу христианства для славянского народа (настольная книга):
"что молодому, веселому, душевно здоровому народу с его языческими богами, с его поклонением природе, с его Ярилиными играми на Красных горках, масленницами и купалами, домовыми и лессовыми, русалками и приворотными зельями, - что этому народу ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ, зародившаяся на древнем востоке, БЫЛА НАВЯЗАНА ИСКУССТВЕННО. Что она с САМОГО НАЧАЛА БЫЛА ЧУЖДА ДЕТСКИ ПРОСТОДУШНЫМ СЛАВЯНСКИМ ПЛЕМЕНАМ, что, зародившись среди древнейших восточных племен и народов, ЭТА РЕЛИГИЯ ВОСПРИНЯЛА ОТ НИХ ИСТОРИЧЕСКУЮ УСТАЛОСТЬ И ЧТО ЭТА УСТАЛОСТЬ ЛЕГЛА ТЯЖЕЛЕЙШИМ КРЕСТОМ НА МОЛОДЫЕ ПЛЕЧИ ЭТИХ ДРЕВЛЯН, полян, вятичей, кривичей и так далее. Что вместо ярких славянских имен, разных там Любав, Горислав, Ратьмиров, Русланов, Людмил, Светлан, Цветан, Веснян, Лелей, Купавен, Ярославен, восточная христианская религия принесла и внедрила чужеземные имена, а яркие привольные поляны и берега рек, где происходили языческие празднества, заменила на храмы, полуосвещенные лампадами и душные от курений ладана".
И дальше он пишет:
- "Здесь не место (имеется в виду его книга) эту точку зрения развивать во всю ширь, соглашаться с ней или опровергать ее, гадать как строилась бы государственность России и чего она достигла бы, говорить о том, что древние представления славян о природе, о жизни вовсе не были погублены, но все время органично участвовали в культурном процессе, что ПРИВНЕСЁННУЮ ДАЛЁКУЮ, ЧУЖДУЮ ВОСТОЧНУЮ РЕЛИГИЮ народ в конце концов, ассимилировал, «обрусил», и «одомашнил», создав на ее основе свою ярчайшую архитектуру, живопись,, что до самых позднейших времен в искусстве существовал своебразный синтез древнеславянских и христианских представлений".

А вот Вам ещё очень любопытный пример: Солоухин, разбирая оду "Бог" Державина, определённо подходит с материалистических советских позиций. Он пишет, что мы признаем вторичным сознание и тут же восклицает: - «Но ведь тем самым мы уже отделяем сознание от материи и возводим его в самостоятельный ранг? Далее отвлекаясь от философских терминов, он поясняет Державинскую терминологию: мы говорим «материя», Державин – «вещество»; мы говорим «сознание», - он «дух».

Вообще-то так может думать только материалист с прекрасной теоретической подготовкой.
Его отношение к иррациональному близко к пантеизму, но никак не к христианству. Так, что чтобы о нём ни говорили - я скажу одно: так думать может только атеист. Не воинствующий, а глубоко соображающий атеист-философ!

Вот Вы написали о сдаче своего партийного билета из идейных соображений. К этому у меня не может быть никакого ни осуждения, ни поощрения. Для Вас это был ПОСТУПОК. Почему? Да потому, что с детства начались противоречия официальной идеологии с правдой и ложью жизни. "В пионерах - лучшие" "Комсомольцы - передовой отряд" и т. д. А я советский человек, воспитанный советской системой всё это представлял как игру. Вроде футбола: это можно, это нельзя, а вот тут офсайт! Меня выгнали из пионеров за хулиганство и за мятый, грязный галстук в кармане, в комсомол не приняли - недостоин! А как я оказался в партии - будет Вам интересно и интересным будет то, как к этому относились промышленники:
http://www.proza.ru/2013/03/06/1609 (рассказ "Персональное дело")
С уважением Вадим.


Вадим Гарин   23.04.2015 15:27   Заявить о нарушении
Если я не ошибаюсь, то Солоухин был первым, кого отпевали в еще не достроенном Храме Христа Спасителя.

Павел Дыбан   29.04.2015 19:55   Заявить о нарушении
Возможно. Этого я не знал. Знаю, что в его селе церковь совершенно разрушена.

Николай Григоров   29.04.2015 20:32   Заявить о нарушении
Ни в коем случае не хочу Вам возражать. Отпевают или не отпевают - это решение родных. Я ничего не знаю о том, завещал ли Солоухин себя отпевать. То, что он серьёзно относился к своему членству в КПСС - это известно из его публикаций. Приведённые мной его мысли по поводу христианства оспорить невозможно. Отпевание - вообще на мой взгляд требует осмысления и анализа. Я с этим столкнулся на отпевании моей матери. На этом настоял мой родной брат, считающий себя православным. Я уважаю любые религиозные чувства и никогда не спорю по религиозным вопросам. Однако имею свою точку зрения исходя из своего собственного изучения религии и могу аргументированно её доказать. И чем больше изучаю и знаю, тем дальше от любой религии.

Вадим Гарин   30.04.2015 20:33   Заявить о нарушении
Солоухин - очень хороший писатель. Один из моих любимых. Возможно, так нехорошо говорить, но он очень русский. В это я не вкладываю НИ ГРАММА национализма в смысле отличности и превосходства русской нации. Он просто очень ПРОНИКНОВЕННЫЙ той землёй, страной, людьми, в которой и среди которых он жил. Отличный стилист, тонкий психолог. Есть у него вещички и пустоватые, балластные. Так какой большой корабль бывает без балласта? Особенно мне нравится его сборник "Закон набата".

Сергей Елисеев   12.06.2015 11:50   Заявить о нарушении
А почему же нехорошо говорить, что он русский писатель? Так оно и есть. Тут нет никакого национализма, не более чем в утверждении что Роберт Бернс - шотландский поэт. Согласен с Вашей оценкой его произведений. Мне хотелось, чтобы больше людей знали, где он похоронен и смогли бы посетить его могилу.
Успехов Вам!

Николай Григоров   12.06.2015 14:28   Заявить о нарушении
Потому что противно от раздолбаев, орущих :"Россия для русских!" Сами работать не хотят вот и кидаются кодлой на одинокого узбека, который приехал им дорогу строить (самим-то не хочется). Противно от еврейства, от украинства (кто только придумал такую чуднУю национальность, из какого пальца высосал?) Есть просто Человек. И есть история мира. И его народов. У каждого своя, и в то же время неразрывно связана с другими народами. Сколько же спекуляций (часто агрессивных) на эту тему. Причём, чем меньше народ, тем агрессивнее его отдельные индивидуумы. Вот почему я не люблю касаться этого вопроса. Но всё равно Толстой - великий русский писатель. И никуда от этого не деться. Как есть великий английский Диккенс, французский Бальзак, немецкий Гёте (так куча великих).

Сергей Елисеев   12.06.2015 16:02   Заявить о нарушении
Рад знакомству.

Вадим Гарин   12.06.2015 17:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Николай Григоров
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Гарин
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.04.2015