Рецензия на «12. Сага о харьковских тепловозах» (Феликс Рахлин)

Насчет обозначения типа тепловоза ТЭ-3. На самом деле эти тепловозы выпускали три завода в СССР: з-д Малышева, с № 001 по № 535(кажется), Коломенский ТЗ им Куйбышева, с № 1001 и Луганский (или Ворошиловградский, смотря с какой ноги вставали сегодня наши руководители), с № 2001. И все они были ТЭ-3, а буква "Л" появилась только на тепловозах 2ТЭ-10Л.

В создании бронепоезда (изделие 500) я принимал самое непосредственное участие, проектировал бронеплатформы. Бронетепловоз создавали в Людиново, броневагон - в Калинине, а мы на Малышева, как я уже говорил - бронеплатформы, концевую и средние. На них предполагалось устанавливать танки Т-34, которых еще было видимо-невидимо, они имеют немного меньший поперечный габарит, чем Т-54, и лучше вписывались в бронеплатформу. Мы взяли за основу серийную 4-х осную грузовую платформу и навесили на нее броневые листы в качестве бортов, приваренные к кронштейнам из конструкционной стали, а на концевых платформах еще были предусмотрены ворота на шарнирах, через которые должны были заходить танки. Изготовителем назначили Мариупольский (Ждановский) вагоностроительный з-д им.50-летия газеты Правда.

Нас вызвали на завод на приемку первой платформы, не могут сдать из-за трещин сварочных швов. Были специалисты института Патона, гл. технологи их главка, нашего главка, замы гл. инженеров обоих заводов, ну как обычно. Утром и вечером заседали, днем шли в цех, при нас варили, завтра утром смотрели трещины на швах. Что ни пробовали, электроды привозили самые наипоследние - ничего. Выпало воскресенье. Можно не говорить, что все работали, сроки прошли вчера. Утром в понедельник пошли смотреть - нету трещин, ну ни единой! Значит, последний вариант технологии правильный! Утвердили. Во вторник на всякий случай пошли смотреть швы - снова трещины.
Я стал думать, в чем разница? Платформу вкатывали для сварки в цех, за ней сразу огромные ж.д. ворота, хорошие такие, утепленные. Здесь же рядом в две смены варганят какие-то ПАЗики (микроавтобусы), чего-то впихивают внутрь и периодически выгоняют наружу, открывая эти ворота, и загоняют следующий.
Спрашиваю рабочих: а в воскресенье вы работали? Нет, говорят, бывает, но не в это. Тут меня осенило. В цехе тепло, 20-25С, а снаружи -5 -10С зима, все же. В воскресенье ворота не открывались. Все понятно, швы капризные, броневая сталь высоколегированная, остывание должно быть абсолютно естественным, а при открытии ворот холодный воздух большими массами заходит и резко охлаждает швы.
Утром на совещании взял слово, говорю - переведите временно сборку микроавтобусов в другое место. ??? Рассказал свою версию. Мигом позвонили в цех, запретили открывать ворота. Утром и в последующие дни все было в порядке.
Было это зимой 1968-69 г.г. Город почти не видел, все время провели на заводе.

Евгений Райтман   26.01.2016 17:10     Заявить о нарушении
Очень интересно! Свыидетельствам очевидцев цены нет, а тем более - если очевидец сам был участником, делателем события.
Любопытно: Вас за догадку хоть отметили? Дело давнее, но хорошо, что этот бронепоезд не понадобился, и весь труд, включая догадку и сообразительность, "пропал даром"...
А теперь китайцы без боя спокойно переходят границу, селятся и, трезвенники, женятся на русских женщинах как более привлекательные женихи. Пётр Лущенко пел: "Я Сибири эх да не страшуся, Сибирь ведь тоже русская земля..." Полагаю, ненадолго...

Феликс Рахлин   26.01.2016 23:36   Заявить о нарушении
Пётр Лещенко, - извините за опечатку.

Феликс Рахлин   27.01.2016 23:40   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Феликс Рахлин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Евгений Райтман
Перейти к списку рецензий по разделу мемуары за 26.01.2016