Рецензия на «2. Что такое образ?» (Мария Климук)

Уважаемая, Мария! Коль скоро у Вас не художественный текст, а научный, рецензировать его буду на правах бывшего вузовского преподавателя. Вы неплохо использовали первоисточники, пытались найти свои формулировки, но встретив первые трудности (образы в информатике и математике), публично подняли «лапки кверху». Тогда зачем браться писать то, в чём Вы, как говорится, «не копенгаген».
Далее Вы пишите: «Информацией становится лишь тот образ, который потенциально доступен для восприятия другим человеком». (ниже я вернусь к истинности этой фразы), а пока рассмотрим её (фразу) применительно к статье.
Для массового читателя в силу недостаточных знаний данного предмета статья малоинтересна. Думаю, Вы писали её не для того, чтобы публично показать свою «учёность». Верю, что Вы хотели популяризировать знания по данному предмету среди читателей, это похвальная задача.
Так вот, исходя из вышесказанной фразы, для среднего, не подготовленного читателя, было бы куда интереснее, сначала ознакомится с образными примерами, чтобы понять суть вопроса, а уж потом посмотреть с умным видом на предложенные Вами научные формулировки. Приведу пример из своей практики.
Ежегодно у меня была группа студентов-вечерников экономического факультета, которым я читал курс материаловедения (не знаю кто и зачем это придумал), науки, полностью построенной на химии и физике, в которых будущие экономистки ( а женщин большинство в группе) не очень сильны.
Для того, чтобы сходу объяснить довольно сложные вещи, приходилось подбирать образы, доступные молодым женщинам, женам и хозяйкам. Например, в разделе строительные материалы нужно было знать консистенцию разведённых шпаклёвочных материалов. Я мог назвать число вязкости, процентное соотношение воды и порошка, но это не воспринималось. Я просто говорил, что готовая к работе шпаклёвочная масса должна напоминать густую не растекающуюся сметану. И в данной аудитории всё становилось на свои места.
Вернёмся к оставленной выше формулировке. Скажите, какую информацию несут Вам слова: румпель, фальцгобель, шпунтубель? Буду удивлён, если ошибся. Но скажите слово «румпель» яхтсмену, и он сразу сообразит, что речь идёт о рукоятке руля спортивной яхты, он знает его конструкцию, назначение, приёмы пользования. Или названия ручных рубанков для профильной обработки древесины, которые я указал, и которые использовались до изобретения деревообрабатывающих электростанков. Но для столяра и плотника с большим стажем это не секрет. Следовательно:
Информационный образ, становящийся доступным для восприятия, зависит от ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПРИЯТИЯ другим человеком.
И это надо учитывать, выходя в широкую аудиторию.
А, вообще-то, «психе» - это, как Вы знаете, душа, а это понятие не материальное, т.е. её нет, следовательно и «психология» - это наука ни о чём. (шучу).

Владмир Пантелеев   20.02.2016 00:39     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир. Информация в моём понимании - всё, что мы воспринимаем: слышим, видим, читаем и т. д., не зависимо от того, понимаем мы это или нет. А если информация непонятно изложена, то она будет не доступна для понимания, а не для восприятия. Но это я так вижу, что такое информация, и в своей статье я это обозначила.

P. S. Спасибо за отзыв и развёрнутую рецензию:)
В том, что я не очень доступно изложила материал, вы может быть и правы, хотя я и старалась, чтобы попроще было. Наверно, мне надо ещё об этом подумать.

Мария Климук   21.02.2016 13:56   Заявить о нарушении
Мы с Вами, Мария, "заблудились в трёх соснах". По С.И.Ожегову в русском яз. есть слово "ВОСПРИНЯТЬ" - понять, усвоить. И "ВОСПРИЯТИЕ" - способность различать и усваивать явления внешнего мира. Видимо, я пронустил букву "Н" в слове "ВОСПРИНЯТИЯ" в последнем абзаце.
Если мы спустимся на землю от абстрактных высоконаучных формулировок, к Вашей статье, то я лишь хотел обратить внимание на то, что в "научно-популярной статье", написанной для широкого круга читателей, информацию следует преподносить в популярном, доступном для широкого читателя виде, чтобы уровень изложения соответствовал уровню воспринятия аудитории. Однако планка этой "доступности" должна колебаться в зависимости от аудитории: школьникам - один уровень, солдатам или рабочим - другой, а сотрудникам КБ или НИИ - третий. Причём начинать надо всегда с ярких доступных примеров, от которых, вовлекая аудиторию, перейти к обобщению и самой закономерности. Если Вам хотя бы на несколько минут удастся создать иллюзию того, что присутствующие рядом с Вами люди только что сами сделали открытие, лекция пройдёт "на Ура!", а будете "мямлить" сухими научными фразами (как в заметке), то услышите храп в первых рядах, бормотание и смешки на "галёрке". Вы молодой и безусловно одарённый специалист. В жизни Вам много придётся выступать перед людьми, но как это делать - тоже наука, которую Вы с блеском освоите.

Владмир Пантелеев   21.02.2016 16:56   Заявить о нарушении
Мария, согласен с Вами и не согласен с Валерием. Воспринимать и понимать - разные вещи. Например, я могу воспринять китайский язык органом слуха, но не понимать его.

Егавар Митас   24.02.2023 00:30   Заявить о нарушении
И не согласен с Ожеговым, что ВОСПРИНЯТЬ - это значит "усвоить". Корень "принять". И если человек ПРИНЯЛ пару глотков нерастворимого вещества (вы же химию там преподавали или что?), либо просто керосин, например, то это не означает, что организм его усвоит.

Извините, Валерий, если я вас буду считать плохим химиком, но я в прошлом физик, а ныне неплохой лингвист. Поэтому я неплохо чувствую смыслы, семантику слов, и много чуши нахожу у того же Ожегова.

Например, он определяет слово "красота" как "всё красивое". Я слегка офренел, когда прочитал у Ожегова такое. Много и других косяков у него, особенно если дело касается семантики не предметных, а субстанциональных слов.

Егавар Митас   24.02.2023 00:39   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Мария Климук
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владмир Пантелеев
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.02.2016