Рецензия на «Гражданское примирение - фальшь неспроста» (Николай Судзиловский)

У нас в Иркутске установлен памятник А.Колчаку. На постаменте - белогвардейская папаха и красноармейская будёновка как знак примирения.

Григорий Рейнгольд   01.03.2016 19:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий, не слышал.
Знал, что есть в Краснодаре - под сенью некого замысловатого сооружения, которое я назвал бы ротондой, не будь оно в плане квадратным, в обрамлении круга с надписью «Екатеринодарцам, жертвам гражданской войны» главные элементы - казачья папаха и красноармейский шлем (считаю, термин «будёновка» некорректным).
Ещё есть в Новочеркасске. Там гарнир посложнее - фигуры скорбящей казачки и мальчика-казачонка у подножья православного креста, гранитные тумбы с названиями казачьих войск, винтовка, шашка, башлык - но главные смыслообразующие элементы те же. Фуражка и красноармейский шлем.
Мы с Вами уже в таком возрасте, когда следует объективно оценивать действительность, как минимум, собственные достижения и провалы. Так вот, памятник этот я считаю своей огромной удачей.
Бывают символы, сразу врезающиеся в память. Настолько естественные, что, раз увиденные, кажутся сами собой разумеющимися, народными (хотя и у них, как правило, есть вполне определённые авторы). Такие символы, например, как Родина-мать или буржуй. Помните, конечно - цилиндр и сигара. Иногда дополнялось моноклем, или фраком, или ещё какой-нибудь деталью, но главное - цилиндр и сигара, как угодно коряво, лишь бы узнаваемо, изображённые очередным творцом. И уже никаких сомнений - на плакате именно буржуй!

Так вот, Григорий, памятник мой - это плакат. В нём всё сделано по законам именно этого жанра - скупая палитра, влёт узнаваемые символы, как три контрастные краски - простреленная фуражка русского офицера, разрубленный красноармейский шлем и терновый венец - библейский символ искупительного страдания. Считаю этот памятник произведением, абсолютно исчерпывающим тему русского примирения.

Фактически, это плакат из стали - и автор его я.
На чём базируется такая самоуверенность?
Был у меня учитель и старший друг В.Г.Гнеушев - фронтовик, орденоносец, писатель, поэт, хулиган - в общем, достойнейший человек! В одной из своих ипостасей был он заместителем главного редактора издания «Голос Родины» - печатного органа Общества по связям с соотечественниками за рубежом. Осенью 1995-го года он гостил на своей малой родине - на Кубани. Пообщался с представителями творческих союзов и организаций, попил любимого вина Изабелла, и, между делом, оставил там несколько свежих номеров своего издания, где была им напечатана небольшая заметка с фотографией почти готовой металлической композиции памятника. Вернувшись из творческой командировки, Владимир Григорьевич рассказывал, что памятник кубанцам понравился - что, разумеется, было мне очень приятно. Потом я узнал про установку 7 ноября 1997 года Краснодарского варианта, увидел фотографии - и понял, что памятник на Кубани не просто понравился, а очень понравился. Что, в общем, тоже приятно. Потом узнал про памятник, установленный в 2005-м году в Новочеркасске, теперь вот про ваш, иркутский, А.В.Колчаку, установленный в 2004-м. Мой памятник был установлен в Санкт-Петербурге 8 мая 1997 года, а телесообщение с его видеоизображением прошло по общероссийскому Пятому каналу ещё раньше, в октябре 1996-го, хотя в ноябре 1997-го, сообщая об открытии памятника в Краснодаре, большинство дикторов особо подчёркивало его уникальность и самобытность.

Так что, Григорий, идея этого памятника, несомненно, моя. В самом крайнем случае, если найдётся где-нибудь упоминание такой композиции, сделанное ранее марта 1993-го года, когда я сдал в редакцию журнала «Санкт-Петербургская панорама» свою статью «Неделимый венец», где было дано исчерпывающее описание будущего памятника, поставленную в одиннадцатый, кажется, номер за 1993-й год, который был сделан, но не вышел по известной причине, готов признать идею народной, витавшей в воздухе. Потому, что я-то абсолютно уверен, что не списал её, не подобрал где-то, а мучительно выносил за многие месяцы, когда было чувство, что решение замысла где-то совсем рядом, но никак не давалась эта композиция, представляющаяся сегодня естественной и чуть ли не единственно возможной. Кстати, и Зоя Степановна Бобкова, автор выбитой на граните надписи работала над ней почти два года. Предлагала вариант за вариантом, злилась, иногда чуть не плакала, а, настрадавшись, выдала исчерпывающую формулировку, четверостишие, которое выглядит естественно и предельно просто.
Возможно, поэтому мы с огромной радостью вспоминаем годы работы над памятником, и больше огорчаемся по поводу его сложной судьбы, чем по поводу своих личных неудач и обид. Что поделаешь, как сказал один прекрасный писатель, «сейчас не время авторов-одиночек. Сейчас не такое время, чтобы авторы одиночки пользовались плодами своего авторства»…

Да, Григорий, а как там багульник - не расцвёл ещё? Знаю, что рановато на пару месяцев, но зима какая-то сопливая, всего можно ожидать… Мне тут приснились на днях фиолетовые сопки возле Слюдянки…

Николай Судзиловский   02.03.2016 00:51   Заявить о нарушении
Спасибо за пояснение,Николай!

Идея папахи-будёновки появилась в Иркутске лет 20 назад. Её высказала в своей книге старожил города Л. Тамм. Точнее,там изображение красноармейца и белогвардейца.

А до багульника ещё далеко.

Григорий Рейнгольд   02.03.2016 13:51   Заявить о нарушении
Ну, это всё-таки несколько иное.
И по содержанию - трудно поверить в возможность примирения убеждённых приверженцев красной и белой идей, хотя бы временного, и уж совершенно не подходит в качестве такого «общего знаменателя» - некого единого, общего, примиряющего фактора - личность А.В.Колчака.
И по форме - фуражка со старой русской кокардой и красноармейский шлем со звездой - это антиподы, очищенные до степени голого символа от второстепенных подробностей и оттенков, легко различимые на расстоянии обозначения сторон, те самые чистые краски плаката.
И видимые вблизи безусловно смертельные повреждения на обоих символах тоже о чём-то говорят. Поздно уже, да и бессмысленно пытаться мирить их, но ещё есть время сделать так, чтобы не превращать больше братьев по крови в непримиримых врагов.

Николай Судзиловский   03.03.2016 04:17   Заявить о нарушении
Насколько я понял, Ваша работа ещё не установлена в публичном месте? Жаль. Это тяжёлый случай, ведь Вы не входите в сообщество профессиональных скульпторов. А конкуренции со стороны "дилетантов" никто не любит. И в литературной среде то же самое.

Григорий Рейнгольд   03.03.2016 07:26   Заявить о нарушении
Да уж, думаю, проблему Вы обозначили точно. А стоит он в сквере возле школы, там за время его "прописки" всё расстроилось, пейзаж изменился - и власти хотели было перенести памятник метров на 200, в близлежащий парк. Сомневались - памятник небольшой, камерный - не потеряется ли на открытом пространстве? Я сделал эскизный проект, приложил фотомонтаж, расписал необходимые материалы - практически даром по районным масштабам - пару машин бетона и два десятка саженцев сосны. Убедил - но когда эти вопросы были урегулированы, в очередной раз вылезли "доброжелатели" - и власти в очередной раз отступили перед угрозой возникновения очага противостояния. Спровоцировать видимость конфликта эти ребята могут запросто и на ровном месте, властям лишняя напряженность ни к чему - ну и спустили на тормозах.

Николай Судзиловский   03.03.2016 07:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Николай Судзиловский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Григорий Рейнгольд
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.03.2016