Рецензия на «Проблема природы индивидуального Я» (Иванов Евгений Михайлович)

Интересно. Буду перечитывать еще раз, более досконально. Меня эта тема тоже очень интересует, но с более, так сказать, практической материалистической точки зрения: я - как психофизиологический феномен.
"Прибывая всегда лишь в настоящем, мы бы и знали одно только настоящее и не могли бы уловить движение собственной души во времени – ведь последнее предполагает возможность каким-то образом соотносить разделенные во времени события, сопоставлять их непосредственно друг с другом. Вообще все временное возможно лишь на фоне сверхвременного, хотя бы просто потому, что всякая вообще множественность (и множественность моментов времени, в том числе) – возможна лишь на фоне единства, преодолевающего эту множественность и позволяющего соотносить единицы многого друг с другом, утверждая тем самым факт их наличия в качестве отдельных единиц."
На это, как мне кажется, дает ответ П.К. Анохин в своей теории функциональных систем. Т.е, на аппарат афферентного синтеза приходит масса различных рецепторных импульсов, импульсов из памяти и проч. В соответствии с этим, афферентный синтез производит не только генерацию ответных импульсов (которые, кстати, по коллатералям от аксонов, формируют кольца поддерживаемого возбуждения), но и т.н. акцептор действия - предполагаемый результат реагирования системы. Он потом и сравнивается с реальным результатом. Т.е уже элементарный поведенческий акт включает в себя и прошлое (знание о прошлом опыте), и настоящее, и предполагаемое будущее. И все это еще замкнуто отрицательными и положительными связями в единый поведенческий акт.
Вообще, Анохин в своих статьях многократно и настойчиво утверждает, что пространственно-временной фактор являлся наиважнейшим в процессе эволюции живых существ

Реактивный Дом   02.07.2016 13:26     Заявить о нарушении
Не думаю, что тут возможны какие-либо физиологические объяснения в духе Анохина. Речь идет о реальной временной нелокальности нашего сознания на "смысловом" уровне. (Более подробно см. статью "Сознание и время").

Иванов Евгений Михайлович   02.07.2016 13:53   Заявить о нарушении
Спасибо, обязательно прочту.
Однако, хочу и возразить, что достаточно хорошо известны и нарушение пространственно-временного восприятия при поражении тех или иных частей Г.М., психических заболеваниях, различных интоксикациях, эмоциональных возбуждениях. Этом все говорит о том, что материальный субстрат психики - мозг (ну и тело, конечно), что психика (и, конечно, сознание) есть, все-таки, результат деятельности мозга.

Реактивный Дом   02.07.2016 14:27   Заявить о нарушении
Я развиваю обратную теорию: мозг есть продукт сознания (см., например, статью "Гипотеза об экстрасоматической природе памяти".

Иванов Евгений Михайлович   02.07.2016 14:46   Заявить о нарушении
Прочитаю

Реактивный Дом   02.07.2016 17:11   Заявить о нарушении
Извечные крайности ученого человека: либо сознание - продукт мозга, либо теперь другая крайность: мозг - якобы продукт сознания.
Только атеизм мешает представить себе, что и мозг и сознание не создают одно другое, но оба являются "продуктом" Творца.

Дмитриев   20.02.2020 16:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Реактивный Дом
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.07.2016