Рецензия на «Уста истины и сканеры ладони» (Владимир Репин)
Владимир, смелость вашей мысли: «а что, если?!..» — восхищает... однако убедительности — весьма недостаёт. 1. «Уста истины»: — поверье об откусывании руки лжеца — НЕ древнее, а позднее, средневековое, как и само название “Bocca de la Verità”, «Уста истины» (название упоминается с ~конца 15 в.); изначально рот маски, возможно, вовсе не был предназначен для вкладывания туда руки: плита выполняла либо роль люка, либо — что некоторые предполагают более вероятным, см. http://www.dpsusa.com/bocca_verita_history.shtml роль крышки храмового водосборника; — к сканеру, для достоверного распознавания, ладонь лучше прикладывать, а не засовывать внутрь; и хотя толщина плиты (19 см) в принципе позволяет полностью расположить ладонь во рту маски, это отнюдь не значит, что так и было задумано. Кроме того (современность!), пост охраны обычно находится РЯДОМ со сканером — ладони ли, сетчатки ли, — по причинам вполне понятным: вандалúземь, попытка обмана устройства... 2. Этрусские зеркала: какие-то из них, возможно, и имели диаметр 120 мм, НО — отнюдь НЕ ВСЕ. Их диаметры могли быть очень разными, и едва ли был какой-либо стандарт; примеры: ~8 см, см. http://www.metmuseum.org/art/collection/search/246380 ~14 см, см. http://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/mirror-0 14,5 см, см. http://www.metmuseum.org/art/collection/search/247074 ~17 см, см. http://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/mirror-baluster-handle ; правда, оно римское, так что к этрусским его, строго говоря, причислить низзя... но очень красивое! 17 см, см. http://www.metmuseum.org/art/collection/search/251234 ~19 см, см. http://www.metmuseum.org/art/collection/search/253641 Так что сравнивать этрусские зеркала с CD/DVD не стóит: сходства, которое вы хотите увидеть, нет. Деким Деким Лабериев 03.10.2016 13:03 Заявить о нарушении
Деким, ваши возражения, как всегда, очень обоснованны.
Напомните, где я указал, что конкретно вот ЭТА плита служила сканером? Всего лишь предположение, что нет дыма без огня, и плита м.б. таким же цельномраморным телефоном, который изваял Хоттабыч для Вольки. И вырубали ее в память о мифе, что когда-то что-то похожее мешало солгать. == к сканеру, для достоверного распознавания, ладонь лучше прикладывать, а не засовывать внутрь; Кроме того (современность!), пост охраны обычно находится РЯДОМ со сканером... А почему ее нельзя приложить внутри устройства? Очень удобно: соврал - сканер зафиксировал кисть и подал сигнал тревоги. И не надо у каждого сканера охранника сажать. По зеркалам: ну, нашлись другие размеры. Что это подрывает? Стандарта уже давно нет, осталось несколько образцов, сделанных с него. На палец больше, на палец меньше - какая этруску или римлянину разница? Главное - похоже, и отражает так же, даже посеребрить или позолотить можно. Вопросы не в тему: 1. Что м.б. общего между Киркенесом и Керкинитидой? В плане топонимики. 2. Мог ли раньше существовать вариант написания жеребца: жар-ебец в противоположность сивому мерину? Владимир Репин 03.10.2016 15:40 Заявить о нарушении
Владимир,
$$ ...где я указал, что конкретно вот ЭТА плита служила сканером? Нигде. Но и я об этом не говорил. $$ вырубали ее в память о мифе, что когда-то что-то похожее мешало солгать. Я — именно об этом: о том, что легенда (не миф) — НЕ древняя. Т. е. сначала было изображение (вероятно, бога Океана), которому в рот ничего не вкладывали и с ложью/правдой не связывали... а потом, гораздо позже, появилась легенда. ## $$ ...к сканеру... ладонь лучше прикладывать, а не засовывать внутрь $$ А почему ее нельзя приложить внутри устройства? В принципе — можно, как я и написал. Но практически — удобнее делать сканер открытым: ВИДНО, чтó именно прикладывается, меньше возможностей для злоумышленника... И — да, желательно присутствие человека, следящего за теми, кто прикладывает руку. $$ Очень удобно: соврал - сканер зафиксировал кисть и подал сигнал тревоги. $$ И не надо у каждого сканера охранника сажать. НЕ очень: когда рядом никого нет, желающему обойти защиту заметно легче реализовать свои замыслы. $$ По зеркалам: ну, нашлись другие размеры. Что это подрывает? Это ничего не «подрывает», а означает лишь, что утверждение «диаметр этрусских зеркал, как и оптимальный диаметр лазерных дисков DVD — 120 мм» — ЛОЖНО: других размеров были этрусские зеркала, и стандарта для изготовления зеркал — не было. Кстати, не хотите ли привести ссылки на пару-тройку зеркал такого диаметра? Любопытно было бы посмотреть; мне их найти не удалось. $$ ...осталось несколько образцов, сделанных с него... Ничто на это не указывает: разброс размеров зеркал — более чем в 2 раза. $$ На палец больше, на палец меньше - какая этруску или римлянину разница? Если стандарт был — разница есть, более того — была ещё во времена Древнего Египта: например, длины найденных шаблонов египетского локтя различались всего на несколько процентов. $$ Что м.б. общего между Киркенесом и Керкинитидой? В плане топонимики. Ничего: — Kirkenes — название молодое, середины 19 в. (ранее Piselvnes), от слов НОРВ “kirke”, «церковь» и “nese”, «нос/мыс»; — Κερκινίτις/Καρκινίτις — дано в ~6 в. ДО н. э.; происходит, скорее всего, от ДР-ГРЕЧ слова "καρκίνος", «краб». $$ Мог ли раньше существовать вариант написания жеребца: жар-ебец в противоположность сивому мерину? Нет: это непроизводное слово. См.: http://vasmer.info/жж/жеребенок/ http://ru.wiktionary.org/wiki/жеребец#.D0.AD.D1.82.D0.B8.D0.BC.D0.BE.D0.BB.D0.BE.D0.B3.D0.B8.D1.8F Добавьте сюда ещё ЛАТЫШ “zirgs), ЛИТОВ “žirgas”, «конь»... Деким Деким Лабериев 03.10.2016 20:27 Заявить о нарушении
== Я — именно об этом: о том, что легенда (не миф) — НЕ древняя.
Т. е. сначала было изображение (вероятно, бога Океана), которому в рот ничего не вкладывали и с ложью/правдой не связывали... а потом, гораздо позже, появилась легенда. А вы сами себе не противоречите? Средние века - и бог Океан. А на костёр за пропаганду язычества? :о) $$ Очень удобно: соврал - сканер зафиксировал кисть и подал сигнал тревоги. $$ И не надо у каждого сканера охранника сажать. НЕ очень: когда рядом никого нет, желающему обойти защиту заметно легче реализовать свои замыслы. Ну и пусть прыгает у закрытой двери, если кода не знает. Есть же системы с градацией кодов: директор и нач. охраны - любое помещение НИИ, нач. отделения - все помещения своего отделения.... инженер - свой отсек, столовая, туалет. $$ По зеркалам: Любопытно было бы посмотреть; мне их найти не удалось. Да я на пару наткнулся - мало, конечно, но подряд. Фото с коротенькими ссылками в гавкнувшемся компе, и найти больше не могу :о( $$ ...осталось несколько образцов, сделанных с него... Ничто на это не указывает: разброс размеров зеркал — более чем в 2 раза. Деким, вот не надо валдайский колокольчик с Сысоем сравнивать. Меньше 100 мм - скорее, китайская традиция, как я понял тогда. А 170 - это точно зеркало с ободком, а не сковорода под глазунью? :о) Если серьезно - такую поверхность в плоскость трудно вывести полировкой вручную, всю морду перекосит на изображении. $$ На палец больше, на палец меньше - какая этруску или римлянину разница? Если стандарт был — разница есть, более того — была ещё во времена Древнего Египта: например, длины найденных шаблонов египетского локтя различались всего на несколько процентов. Стандарт - на диски CD и на шаблоны локтя, а на зеркала - традиция :о) $$ Что м.б. общего между Киркенесом и Керкинитидой? В плане топонимики. Ничего. Спасибо. $$ Мог ли раньше существовать вариант написания жеребца: жар-ебец в противоположность сивому мерину? Нет: это непроизводное слово. См.: http://vasmer.info/жж/жеребенок/... возм., др.-инд. gárbhas «материнское чрево, плод во чреве»... Да, похоже. == Добавьте сюда ещё ЛАТЫШ “zirgs), ЛИТОВ “žirgas”, «конь»... При ссылках на прибалтов у меня всегда всплывают Пярну и Палдиски :о) И не могу уже воспринимать это серьезно, хотя через общ.инд-евр. вполне м.б. Владимир Репин 03.10.2016 22:21 Заявить о нарушении
Владимир,
## $$ ...сначала было изображение (вероятно, бога Океана)... ## $$ а потом, гораздо позже, появилась легенда. $$ А вы сами себе не противоречите? Средние века - и бог Океан. Нет: плита — ещё античных времён, поэтому и Океан (предположительно). А легенда о ней — средневековая, и при том не единственная. ## $$ разброс размеров зеркал — более чем в 2 раза. $$ не надо валдайский колокольчик с Сысоем сравнивать. Вы правы: не надо. Но этого — и в мыслях не было. А вот зеркала — вполне сравнимы. $$ ...такую поверхность в плоскость трудно вывести полировкой вручную... Просто долго. Но возможно. $$ Стандарт - на диски CD и на шаблоны локтя, а на зеркала - традиция С учётом того, что своё нынешнее значение диаметр современного CD-диска приобрёл, в общем-то, достаточно случайно: он мог оказаться и совсем другим, см. http://ru.wikipedia.org/wiki/Компакт-диск едва ли разнокалиберные этрусские зеркала имеют к этому какое бы то ни было отношение. ## $$ ...ЛАТЫШ “zirgs”, ЛИТОВ “žirgas”, «конь»... $$ При ссылках на прибалтов у меня всегда всплывают Пярну и Палдиски И напрасно: Можайск, Скалба (река в Моск. обл.), Валдай и мн. др. — русские названия балтского, можно сказать, литовского происхождения. См., например, http://ru.wikipedia.org/wiki/Голядь Балты когда-то жили на очень большой территории. Деким Деким Лабериев 04.10.2016 12:27 Заявить о нарушении
Да, Малая для речки - вероятнее, чем Межа, Рубеж. Согласен.
Я не искал специально, но знаю только одну с таким значением - Яик. В принципе меня за балтские включения агитировать не надо, я понимаю - они были. Но желание списать на них всё-всё-всё, как это порой преподносится лингвистами - этого не могу принять. Владимир Репин 04.10.2016 15:44 Заявить о нарушении
Владимир,
$$ желание списать на них [на балтские включения] всё-всё-всё, $$ как это порой преподносится лингвистами - этого не могу принять. Лингвисты (настоящие) СКОПОМ ничего и никуда не списывают: каждое название всегда анализируется отдельно. Вариантов происхождения — множество: финское (коми, удмурты и др.), угорское (манси), балтийское (литовцы/голядь), наконец, восточно-славянское, часто — в последнюю очередь, потому что восточные славяне пришли на Русскую равнину одни из последних (судя в т. ч. по топонимике). Деким Деким Лабериев 04.10.2016 20:52 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |