Рецензия на «Кант и Ницше с точки зрения зэазрософии» (Олег Старчен)

Действительно, Ницше несколько раз говорит о "невиновности" людей. Но это какая-то непоследовательность. В каком-то месте он говорит о том, что у людей нет свободы воли. В то же время он говорит и о ценностях: "высокая культура" - это хорошо, "низкая культура" - это плохо; декаданс - это плохо; в "Казусе Вагнера" кое-что об этом говорится.

Так какой смысл говорить о том, что свободы воли нет, и при этом кого-то обвинять?

Пусть культура идёт как хочет - всё предопределено. Зачем писать об этом книги, как это делал Ницше? Это говорит о том, что Ницше интуитивно верит в мораль. Особенно красноречиво это выражает место из "Ecce homo":

"В сущности, эта книга ("Человеческое, слишком человеческое") лежит на совести у господина Петера Гаста, тогда студента Базельского университета, очень преданного мне. Я диктовал, с обвязанной и больной головой, он писал, он также исправлял - он был в сущности писателем, а я только автором".

Речь идёт о событиях конца 1870-х гг. Поведение Петера Гаста - вполне в русле христианского милосердия. А Ницше это воспринимает как что-то хорошее.

Так что ИМХО на интуитивном уровне Ницше имел какие-то моральные взгляды, довольно близкие к обычным, привычно-европейско-христианским.

Константин Берёзин   01.03.2017 23:38     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Олег Старчен
Перейти к списку рецензий, написанных автором Константин Берёзин
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.03.2017