Рецензия на «Джахилия. Древние сирийцы были христианами» (Аня Глейзер)
Аня, огромное спасибо за тему о гностицизме в отношении к христианству и исламу! Здесь, действительно, очень много интересного. Особенно, конечно - фигура Маркиона. Маркионистский вариант христианства реконструировал немецкий учёный Деллингер (1799 –1890), в основном по упоминаниям Тертуллиана. В основу своей системы Маркион положил сильно упрощённые идеи ап. Павла о Неведомом Боге (проповедь в Афинах) и о различии закона и благодати. «Разделение закона и Евангелия - отличительное и первоначальное дело Маркиона,» - свидетельствует Тертуллиан. - Бог Ветхого Завета, познаваемый из Его закона, не может быть Богом благодати и любви. Это - «дикий и воинственный судия», несправедливый и немилосердный. Данный им закон только порождает грех и обнаруживает бессилие человека, его обречённость на гибель. Следовательно, сам бог закона - всего лишь неумелый демиург (промежуточный творец): «Демиург зол и злы его творения». Даже обещанный им Мессия придёт, как воитель и насильник, чтобы поработить землю иудейскому народу. Этот Мессия и есть антихрист, предсказанный ап. Павлом (см. 1 Фес.). Но Павел проповедовал о «Неведомом Боге», возвышенном и безгневном, Который «кроток, утешающ, благ и всеблаг». Он - Бог искупления, из одной любви спасающий нас от оков мира сего. Его невозможно бояться. Его можно только любить. В 15-й год царствования Тиберия этот Неведомый миру Бог явился в капернаумской синагоге, приняв видимое тело Иисуса. Он никогда не рождался, не был младенцем, но просто пришёл, чтобы разрушить закон и все дела демиурга иудейского. И спасти людей, которым Он принёс божественную любовь. Он не был узнан демиургом Иеговой и успел раскрыть людям истинный гнозис ( тайну истинного Бога). И за это иудеи распяли Его, как врага своего Иеговы. И снова они не знали, что Он лишь мнимо умер. И сошёл во ад, чтобы освободить всех, взывающих о помощи. Кого ? Уж конечно не ветхозаветных «праведников» и прочих рабов Иеговы, а тех, кто боролся с его тиранией и был погублен его законом: язычников и детей Каина ( вспомним сходную трактовку этого образа у Байрона ). Между тем, вскоре после мнимой смерти Спасителя, апостолы-иудаисты во главе с Петром сговорились написать поддельное Евангелие. Но Иисус призвал 13-го апостола - Павла, раскрыл ему истину и послал «к Своим» (т.е. к язычникам). Павел всюду проповедовал, что благодать отменяет закон, а Новый Завет - Ветхий. Иудеи ненавидели Павла и поклялись убить его. Во время Неронова гонения они выдали его, а послания его исказили своими вставками. Истинное учение Христа и Павла сохраняют только маркиониты - чужие (как и Сам Христос) в этом мире демиурга, гонимые и преследуемые иудействующими. Они ничего не ждут от этого мира, а потому соблюдают строгую аскезу - вплоть до отрицания Брака (которым Иегова заманивает людей, чтобы продлить своё царство). Но стремиться надо не к обманным удовольствиям, а к мученичеству, которое для христианина есть освобождение от мира зла. Не следует жалеть свои тела, т.к. они не воскреснут. Только души соединяться с духовным Отцом. Они-то и образуют истинную церковь, которой дан единственный истинный апостол - Павел. А всё еврейское в церкви должно быть отвергнуто. Христианство - принципиально новая религия, не связанная ни с чем предыдущим, враждебная иудаизму. Это был апофеоз христианского антисемитизма, который так или иначе сохранился до сего дня. Виктор Алымов 22.05.2017 01:25 Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию. От Вас как всегда можно узнать много интересного. Не видите ли Вы перехода идей гностицизма в ислам?
Аня Глейзер 22.05.2017 08:52 Заявить о нарушении
"Не видите ли Вы перехода идей гностицизма в ислам?"
Да, Аня, иногда вижу; хотя речь тут должна идти не об исламе, как изначальном откровении Мухаммеду, а об исмаилизме (исламской религиозной философии). Например в Х веке был такой знаменитый исламский философ Аль-Фараби (которого называли "Вторым Учителем"). Так вот он учил, что Аллах - это Божественный Абсолют (= "Отец"), из которого путём эманации рождается "мировой Разум" (= "Логос), а затем "мировая Душа" (= "Дух"), небесные сферы, Земля и её обитатели. Не смотря на внешнее сходство с христианской триадологией, это - типично гностическая схема, в которой сам процесс творения рассматривается не как мгновенный библейский креационизм, а как объективно-идеалистический эволюционизм (в стиле неоплатонизма). Впрочем, неоплатонизм и в христианских схемах очень чувствуется (особенно - у Оригена). Виктор Алымов 22.05.2017 23:01 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |