Рецензия на «Отчего нельзя не думать о послесмертии, хулить Бог» (Ольга Афонина-Пильщикова)

Начнем, помолясь.
Сначала – о чисто формальной стороне Вашего эссе. Каким-то странным образом все атеисты у Вас стали «правосеками», «поборниками прав секс-меньшинств», и даже предателями Родины.
Уже в одной вашей фразе - «А вот фанатики воинствующего атеизма считаться не хотят, хотят жить одним кратким днём как неразумные животные, только вот унаследованный от животных предков инстинкт самосохранения подменить рефлексом фанатствующей травли верующих за их мнение о возможности существования Творца.» - вы наговорили достаточно для того, чтобы привлечь вас по статье 282 УК: «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —…»
Впрочем, тут Вы не одиноки: профессор МГИМО, г-н Вяземский, в прямом эфире заявил мальчишке, участнику программы «Умники и умницы», о том, что атеисты хуже животных. Это случилось после того, как он спросил у пацана, какую религию тот исповедует, и тот ответил, что в Бога не верит. Вот она, Ваша и многих православных позиция! Вот она, ваша хваленая «любовь к ближнему» во всей красе!
Но бог с ней, со статьей. Лучше перейдем к фактам. В России смертная казнь за отказ от православия была отменена только в конце 19 века. Этот факт ясно говорит о теснейшей связи православия с государственностью в те времена. При этом практически стопроцентный охват религиями (не только православием) населения не очень-то способствовал нравственному процветанию населения: бесконечные восстания и бунты, кошмарные массовые казни с неимоверной жестокостью, творившиеся и во времена Ивана III, и Петра I, и при других государях; репрессивная реформа Церкви при Алексее Михайловиче (реформа патриарха Никона) тоже залила страну кровью, а последствия ее не преодолены до сих пор. Наконец, насилие как норма поведения – государственное, бытовое, семейное – тоже мирно уживалось с православием.
Можно говорить о том, что в Священных текстах есть множество ярчайших гуманистических идей: и десять заповедей, и «если тебя ударили по левой щеке…». Да это так. Но эти идеи универсальны. Они есть и в любой религии, и в идеологии безверия. Эти идеи – необходимое условие выживания общества. Те культуры, которые не выработали сходных принципов, попросту вымерли. Эти принципы возникли в силу необходимости, и когда верующие обвиняют атеистов в безнравственности (как это делаете вы), то они пытаются узурпировать гуманистические принципы, принадлежащие всем, причем сужая их до уровня собственного толкования и распространяя только на своих единоверцев. Не верит? На дыбу его, на костер! Чуваш, Христа не признает? В монастырскую тюрьму, ноздри вырвать! Именно так и шла христианизация Поволжья и Зауралья в России.
Да, религия – ярчайший источник вдохновения для всех творцов. Сколько картин, сколько музыки создано на религиозные сюжеты! Но это не относится к православию. Православие всегда вовлекало народ в храмы, подавляя его активность вне храмов. При Алексее Михайловиче было приказано собрать и уничтожить ВСЕ музыкальные инструменты и сжечь, раешникам рвать ноздри и слать на каторгу – чтобы народ шел в церковь, а не «предавался забавам». Что и было выполнено, да так успешно, что мы сейчас практически ничего не знаем ни о музыке, ни о зачатках театра тех времен.
В отличие от православной Руси, в католико-протестантской Европе Церковь не опускала светскую культуру до своего уровня, а поднимала. Уже в средневековье лучшие церковные художники и композиторы создавали светские произведения. Бах, Гендель, Микеланджело, Рафаэль, да Винчи – были ли в Российской культуре имена, хот в малой степени столь же славные? Нет. Они могли бы быть, если бы ни церковь с ее вечными запретами.
Первым, кто осознал опасность культурной дремучести, был, вероятно, Петр. Именно при нем из-за моря повезли и картины, и музыкальные инструменты. А при Екатерине II проблема встала в полный рост – потому право Церкви на вмешательство в государственные дела было существенно урезано если не де-юре, то де-факто, а за границу поехали учиться те, кто потом стал нашей славой и заложил основы нашей нынешней культуры: Бортнянский, Верстовский, Глинка… Вот потому-то наша музыка корнями уходит не в неведомую и убитую Церковью национальную традицию, а от немцев, французов, итальянцев; живопись вовсе не от Рублева и Феофана грека, а от Рафаэля и Дюрера, от испанцев, фламандцев и прочих «цев». То же относится и к архитектуре, в которой канонический след Византии просматривается четко только в культовых сооружениях, в остальном же видится все та же Европа.
Ну, а уж об образовании и говорить не приходится. Разумеется, Церковь немало поспособствовала и распространению письменности, и книгопечатанья, и изучения языков (но только латыни и греческого), но в остальном она была страшнейшим противником светского образования, источником нелепой цензуры. Даже Ломоносов, пользовавшийся поддержкой и царицы, и Дашковой, и Шувалова не избежал сильнейших «терок» с Синодом – а что уж говорить о других? Впрочем, и в наше время Церковь все так же лезет в дела культуры и образования: вот лишь несколько примеров:
- была предпринята агрессивнейшая попытка внедрения преподавания «Основ православной культуры» в школе;
- организован сбор подписей в пользу законопроекта о запрете продажи телескопов с апертурой более 100 мм, потому что «знание астрономии вносит сомнения в души молодежи»;
- одобрен церковными властями и издан учебник «основы православной биологии» некоего Вертьянова (почитайте, он есть в Сети – собрание идиотских баек, к науке никак не относящихся);
- организована травля кинорежиссера Учителя (при участи экс-прокурора Крыма Веры Поклонской);
- были случаи погромов вернисажей и выставок "православными активистами".
В заключение хочу напомнить, что ни Жуков, ни Василевский, ни Ватутин, и никто из других военачальников, громивших Гитлера, не был верующим; что среди тех солдат, которые били фашистов, и тех, кто пахал как проклятый в тылу, преобладали неверующие, а среди верующих были не только христиане, а среди христиан – не только православные. Поэтому ваши обвинения и попытки сепарировать людей по принципу принадлежности к Вашей конфессии не только необоснованны, они и аморальны.
Наконец, хочу донести до Вас простую мысль: мои родители и мои дедушки с бабушками не были верующими. И, тем не менее, не крали, не убивали и не прелюбодействовали. То же самое могут сказать о себе и своих предках много-много людей. Так что не слишком-то кичитесь своей верой. Она Вам помогает жить? Очень хорошо. Но я хочу, чтобы мои внуки изучали математику, историю и языки, а не повторяли чины ангелов, и кого родил Исаак, а не выстаивали молебны трижды в день. Вы полагаете, что Ваши будущие дети смогут освоить и естествознание, и Ветхий, и Новый завет в полном объеме? Что ж, это Ваши дети, Вам за них и отвечать. А красть они не будут, потому что не крадут их папа и мама.
Вы полагаете, что Ваши будущие дети смогут освоить и естествознание, и Ветхий, и Новый завет в полном объеме? Что ж, это Ваши дети, Вам за них и отвечать.

Алексей Степанов 5   02.08.2017 12:19     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Ольга Афонина-Пильщикова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Степанов 5
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.08.2017