Рецензия на «Последняя партия Маэстро» (Алексей Аксельрод)

Однажды на Ваганьковском кладбище мне случилось наткнуться на простую, неухоженную плиту из черного полированного гранита, на которой была надпись "Гроссмейстер Сало Флор"

Вадим Бережной   08.01.2018 07:24     Заявить о нарушении
Однажды в парке культуры им. Горького я видел "живого" пожилого Сало Флора, дававшего сеанс одновременной игры. Он был с женой, почтенной старушкой. Одет несколько старомодно, в мешковатый, но приличный костюм. Когда в дебюте он поймал одного из соперников в элементарную (по гроссмейстерским меркам) ловушку, красиво отдав две фигуры, но выиграв ферзя, я, юнец, простодушно и громко рассмеялся, и он на мгновение поднял голову от доски и посмотрел на меня. Такое вот мало значащее воспоминание. Один российский шахматный журналист писал о нем в том духе, что еврей Флор быстро понял как строить свою жизнь в СССР, куда он переехал на жительство после оккупации его родной страны - Чехословакии (правда, родился в Галиции, родной язык - немецкий). Он не лез на передний план, благоразумно свел вничью матч с Ботвинником, на которого делали ставку советские шахматные и партийные руководители, выбрал шахматную журналистику в качестве профессии. И прожил достаточно тихо и спокойно, не вернувшись на родину, в ЧССР в отличие от Лилиенталя, возвратившегося в родную Венгрию. Замкнутая жизнь, мало друзей, бездетный брак (насколько я знаю). У него были довольно дружеские, доверительные отношения с Алехиным, который, однако, не простил ему помощь Эйве в ходе первого матча Алехин-Эйве. Алехин назвал такую помощь неэтичной, и с ним можно согласиться.

Алексей Аксельрод   08.01.2018 09:18   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий, написанных автором Вадим Бережной
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.01.2018