Рецензия на «Божий замысел и зло» (Вадим Данилевский)

Вечный вопрос, Вадим... Но ответить на него необходимо. Хотя бы для самого себя необходимо. На своём нынешнем уровне... Ну а если почитать великих философов, то непременно согласишься практически со всеми в той или иной степени. Иначе и быть не может - на то они и мыслители чтобы сбивать мысли в маслобойке своего разума.
Мне кажется, что более всего в этом преуспел Сократ, заявив о зле невежества и о добре-знании. Это прекрасно подтверждает даже наука, говоря о гомеостазе и об отклонении от него. Заболеть по дурости, нарушив баланс внутренней среды своего организма, можно легко, а вот быть практически всегда здоровым и уметь быстро выправится от болезней - трудно. Но тут всё дело в понимании меры-гомеостазиса.
Это так сказать упрощённый взгляд на зло и добро. В применении его лишь к узкотелесному уровню.

Но и в более широких и высоких уровнях это именно так. Невежество (непонимание своего истинного блага) ведёт к преступлениям, войнам, горю и бедам, а ведание - к благу и миру.

У нас, у русских, тоже была своя система зло- и добро-ведения. Она сейчас правда покрыта христианством как битая карта. Наша система родственна именно нынешней индийской, они обе выросли из одного корня. Но наша куда боевитее, чем пассивный индуизм. Её суть хорошо выразил Иван Ефремов в романе "Лезвие бритвы", особенно в главе "Мост Ашвинов", выразил с узкоматериалистической советской точки зрения, но очень толково и ясно.

Зло, оно зело, то есть это то, что чрезмерно или недостаточно вымерено. Это как бы недолёт или перелёт. А Бог русский истинно добрый, он в беде своих чад не бросит, и в ВЕЧНЫЙ ад непослушных не заключит. Как говорил Яван Говяда: правого слухай, в доброго Бога верь, идеи делом проверь, старого уважай, слабого не обижай, обходись малым, со злым будь удалым, да ещё подлой шкурой не будь – вот тебе и простой путь!

Владимир Радимиров   07.02.2018 11:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за интересную рецензию! Я тоже в своё время зачитывался Ефремовым. В главе, на которую ты ссылаешься, мне понравился подход автора, при котором он даёт читателю самому оценить философию героя и его оппонентов. Мне, например, кажется уязвимой позиция Гирина в той части, где он говорит, что Высший разум, ставящий опыт над нами, не может оценить результат этого опыта, а вот, мол, сами подопытные люди, испытывающие страдания и пр. неприятности, оценить его могут. По этому поводу можно сослаться на известное положение о том, что познать систему можно только находясь вне её.
С рассуждениями о знаниях и невежестве полностью согласен.
С добром!

Вадим Данилевский   07.02.2018 19:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Вадим Данилевский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Радимиров
Перейти к списку рецензий по разделу за 07.02.2018