Рецензия на «Набоков. От Годунова-Чердынцева до Гумберта» (Иван Лупандин)

Здравствуйте!

Сложно пройти мимо лекции о Набокове. Не то чтобы он был моим любимым писателем… Но даже если читаешь его без особого чувства, а просто с ясным умом, опыт такого прочтения остается на всю жизнь. Мне кажется, очень большую роль здесь играет русский язык, являющийся не средством, а именно самостоятельным действующим лицом. Недаром - как Вы пишете, для него Пушкин оставался солнцем, которое он не готов ни на что менять, потому что именно Пушкин является родоначальником того русского языка, который Набокову удалось снова поднять на когда-то заданную высоту. При этом я хорошо понимаю, по своему разумению, конечно, причины нелюбви Набокова к Достоевскому.
А вот Лолита произвела эффект пощечины ... И хорошо, что роман написан не на русском. Да и на русском его не получилось бы. То, что у Достоевского считалось пиком чудовищности, Набоков сделал обыденностью, серой провинциальностью, завёрнутой в замшелый быт. И если у Чичикова побудительным моментом его поездок по российской глубинке была корысть, ставшая всего лишь фоном для всех типажей, которые встречались на его пути, то двигательной силой для Гумберта была только похоть, в итоге породившая растление. А растление - это смерть, поэтому взрослой из Лолиты не получилось. Естественным исходом для неё как раз и стала смерть. Согласитесь, что в сравнении с "Мёртвыми душами", это явление качественно иного порядка. В Лолите Набокову настолько блестяще удалось избежать хоть какого-либо намёка на сочувствие, что он воспринимается скорее больше энтомологом, чем писателем - настолько убийственно он нанизал на своё слово дурёху мать, глупую девочку и смертельно опасного нездорового мужчину.

С уважением

Лидия Курчина   17.06.2018 17:45     Заявить о нарушении
Да, аналогия с Чичиковым хромает, но хороша для лекции, т.к. держит аудиторию.

Иван Лупандин   17.06.2018 20:37   Заявить о нарушении
А про пощечину - это Вы совершенно правы!

Иван Лупандин   17.06.2018 20:51   Заявить о нарушении
Мне как раз аналогия с Чичиковым показалась интересной. Отчасти это так. Но если начать углубляться, то многие вещи приобретают иной или дополнительный смысл, который требует и углубления анализа. Прочитав Вашу лекцию, я вдруг лучше поняла своё отношение к Набокову. Я никогда не расстанусь с его книгами, но и перечитывать вряд ли буду, потому что боюсь потерять часть прежнего к нему отношения и восхищения. А вот Достоевского перечитывать не то, что не боюсь, а с удовольствием это делаю, и каждый раз только приобретаю. Наверное, меня больше увлекает "огонь, мерцающий в сосуде", чем сам "сосуд", роль которого я ни в коем случае не подвергаю сомнению.

Лидия Курчина   17.06.2018 22:50   Заявить о нарушении
Я тоже люблю это стихотворение Заболоцкого. Лекцию о Набокове прочел по просьбе студентов. Ничего нового, конечно, не сказал. Чичикова с Гумбертом тоже уже кто-то сравнивал. Но во всем этом есть некоторая притча, весьма даже страшная.

Иван Лупандин   17.06.2018 23:11   Заявить о нарушении
А мне пришло в связи с Лолитой пришло в голову одна странная на первый взгляд аналогия. Со Звягинцевым. Если сделать поправку на масштаб, то принцип отношения к тому, что пропускаешь через своё творчество отдаленно-то похож – не знающий удержу эстетизм, но это полностью справедливо только для Звягинцева. Наверное, беспристрастность не может быть полноценной составляющей творческих усилий. В защиту своих слов сошлюсь на Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства ДОБРЫЕ я лирой ПРОБУЖДАЛ». Слово народ тоже надо было бы выделить заглавными буквами. Сейчас чувства «добрые» стараются в первую очередь пробудить в издателях, жюри, критиках и маркетологах.

Лидия Курчина   18.06.2018 11:44   Заявить о нарушении
Дорогая Лидия! Полностью согласен с Вами. Надо стараться пробуждать добрые чувства. Набокову это не всегда удается. Он в русской литературе исключение.

Иван Лупандин   18.06.2018 13:31   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иван Лупандин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лидия Курчина
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.06.2018