Рецензия на «Присяжные» (Маро Сайрян)
Маро здравствуйте! , опять читая Ваши рассказы во мне проснулись ассоциации и всякие сложнейшие довольно путающие меня, размышления. Очень давно мне приходилось общаться пару месяцев в одном городе с одними уважаемыми в определённых кругах, армянами .Совместно мы «неофициально» искали одних негодяев и дежурили в одной машине больше недели. Это было моё первое знакомство с армянской диаспорой…скажем так.. Находясь считай сутками в этой компании, я вначале вообще не понимал что мне делать, потому как для самого готового к радостям и к веселым, рано или поздно наступает утомление от такого количества свалившегося на голову, ни то чтобы остроумия, юмора и прочего, а как бы этакого «другого» ощущения в жизни. Мы целыми днями общались, и ни то чтобы смеялись (потому как только идиоты способны смеяться долго), уже под конец мои все эти радости спрятались куда-то глубже. И как какой-нибудь внутренний голос совести, этот голос реагировал на все новые комичные ситуации в самом крайнем случае.. в самом крайнем случае удовлетворительным вздохом или выдохом. Потом я как как-то окончательно приспособился, и наша совместное пребывание протекало более-менее размеренно. Опять же.. что такое юмор, сатира, остроумие?. Уже тогда почувствовал что в постоянной весёлой атмосфере, приобретается, вырабатывается, некая «спокойная» реакция, некое «ровное реагирование» на все эти внешние раздражители. Ну скажем, это примерно как прочитав Ильфа и Петрова, рано или поздно читающий гражданин перестаёт хохотать, а скажем только улыбается на седьмом прочтении, а на пятнадцатом будет читать совсем спокойно. Дело ни в том что «шутка устарела», а в этом примере - в способности находится рядом с «этим» в другом состоянии или положении. Это например как многие известные клоуны или юмористы или сатирики, имеют образ бесстрастный и невозмутимый, скажем как тот же…э.. Ширвиндт.?. или те же англичане, считающие себя в высшей степени нацией остроумной. Все они предпочитают иметь или придерживаться этакой невозмутимой «маски» во время произнесения своих острот. И вот я читаю ваши тексты и моё сознание «видит» юмор, остроумие и так далее, словом, происходит удовольствие от прочитанного. Как тогда в машине с четырьмя армянами: никто уже особо не радовался на второй неделе, а все мы просто получали удовольствие от общения и удавшееся компании. И я спрашиваю себя: какова же конечная цель юмора? остроумия и всех этих психических и жизненных явлений? Если всё же, согласится с тем, что остроумие это в большей степени удовольствие, а к удовольствию стремится «всё» в жизни, и конечная цель удовольствия, это скажем… полнейшее удовлетворение. Можно было бы даже сравнить наивысшую любовь, с так называемой низшей, где в низшей любви, конечной целью служит удовлетворение, то есть затухание. Как в жизни: вначале мы живём, а потом к сожалению перестаём жить. Как в знаниях - конечная формула всех знаний.. примерно: «я знаю то, что ничего не знаю…» И так далее… Получается что духовные мудрецы как правило все до единого приходят рано или поздно к загробным царствам, или к незнаниям; становятся Экклезиастами, Нирванами, Великими Призраками; а лучшие разумные умы откровенно признают себя дураками и ничего незнающими самообманщиками; признающими - что каждый ответ, только отдаляет от какой-то там истины, . Словом, они становятся «ничто» или «нечем». То же самое и в любви и в страсти: достигнув только наивысших наслаждений или состояний, переживаний эту любовь, субъект обнаруживает что и с ним происходит полнейшее как бы разочарование и затухание. И в юморе.. где наивысшее достижение - это скажем, остроумие, и это остроумие в итоге и его конечная цель - быть невозмутимым и бесстрастным, - как бы тоже «умереть» перед этим юмором. «Быть», то есть стремится, это одно, а вот когда это происходит естественно!. Скажем, когда я читаю в Ваших текстах о кафе именно с Ваших уст, и Вами подчёркнутыми скобками перевод (Счастливый бублик), я уже не могу улыбаться, а только радуюсь где-то очень глубоко у себя внутри. Это примерно как поздний Пушкин пишет о «женских ножках», может быть вздыхает при этих воспоминаниях, но признаёт что для этих ножек в нём, в Пушкине, что-то произошло непонятное (ибо нельзя же Пушкина подразумевать в полнейшей холодности и бесстрастии). Вывод: поэтому когда другие читатели хохочут или смеются, я читая Ваши тексты прочитываю с лицом серьёзным. И обнаруживая эту реакцию в себе, я стал опасается: может я потерял чувство юмора? Но рассудив примерным выше описанным образом, я пришел к выводу что во мне ещё не всё потеряно! С уважением к Вам и теплом) Андрей Григорьевич Рублёв 26.06.2018 07:58 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей! Рада была и с большим интересом прочитала Ваши мысли и рассуждения, спасибо за отзыв! Совершенно верно, постоянно находиться в состоянии радости, юмора, веселья и других позитивных чувств, впрочем, как и негативных, невозможно, наступает пресыщение, привыкание и утомление, так уж устроена наша нервная система, балансируемая разными нейромедиаторами и гормонами. Смех, как известно, способсвует выбросу в кровь дофамина, эндорфина и серотонина - соответственно гормонов удовольствия, радости и счастья. Когда их концентрация достигает предела, нервная система "блокируется". Потому и страсть не может длиться вечно (любовь - другое дело, но сейчас не об этом), короче, все в жизни конечно, как и сама жизнь.
Вы пишете: "... когда я читаю в Ваших текстах о кафе именно с Ваших уст, и Вами подчёркнутыми скобками перевод (Счастливый бублик), я уже не могу улыбаться, а только радуюсь где-то очень глубоко у себя внутри." Вот ради этой радости, пускай мимолетной, мне кажется, стоило писать рассказ. Благодарю Вас за эти слова от всей души! А если честно, то даже не это, не желание вызвать улыбку, смех, или глубоко затаенную радость у читателя (хотя и это тоже)), является стимулом для написания, а то удовольствие, которое я получаю при этом. И если оно есть, удовольствие, значит рассказ удался. Пример с Пушкиным, который Вы привели, очень кстати. Да с возрастом угасли юные страсти, однако... Ах! долго я забыть не мог Две ножки... Грустный, охладелый, Я все их помню, и во сне Они тревожат сердце мне. Все еще тревожат сердце, т.е. не все потеряно! ) И Вы пришли к правильному выводу в отношении серьезности своего лица, пускай Вас это не тревожит. Главное, внутри чувствовать радость и по возможности, как можно чаще. В конце концов Вы улыбнетесь, без сомнения. ) С уважением и наилучшими пожеланиями, Маро. Маро Сайрян 26.06.2018 20:49 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |