Рецензия на «Светлячок» (Иван Наумов)

Стихи замечательные. Солнечные, радостные.
Книжка с картинками получилась бы чудесная. Как, помните, книжка со стихами Маршака.
Детишек бы радовала. Да и взрослые с удовольствием бы их читали ребятишкам.

А вот по поводу стихотворения про зайку я бы с Вами поспорила. Оно - ни о чём, бес смысла, пустое.
Рифма "возвращусь - поищу", по-моему мнению, никуда не годится.
Вот такая я придира.
Но в целом эти стихи очень хороши. Такие милые, добрые. Значит, для детей полезные.
Конечно, "понравилось".
Можно и рассказики для детишек написать. Елена.

Елена Бородина   20.08.2018 18:36     Заявить о нарушении
Лена, спасибо, но попытаюсь защитить стих про зайку, тем более, что вы не первая пишете критические замечания в адрес зайки. Первой и до вас пока единственной была ведущая рубрики "Светлячок" в краевой газете, где была опубликована подборка с рисунками - Елена Попова. Она задала вопрос, а какое дело зайке до того, что я хожу в новой майке? Я ответил вопросом на вопрос: "Вы, наверное, ребенком не были?" - Она улыбается: "Была!" Я продолжаю: " Зайке, конечно нет никакого дела до того, кто и в какой майке, ходит. А ребенку есть. Малыш, накарябав на бумажке непонятные каракули, несет показать маме, у девчонки новая лента в волосах, она спешит со всеми поделиться радостью. Есть детский стишок:

"Мама мне на день рожденья,
Сшила новые трусы.
Пристают ко мне мальчишки:
Показы, да показы!
Ну, а ты, дурак большой,
Что не приставаешь?
У меня трусы в горошек,
Разве ты не знаешь?

Не кажется ли вам, что стих перекликается с моим "зайкой?"
Да что говорить за детей, когда и взрослые ведут себя в таких случаях, как дети?. Моя жена обижается, если я не отреагирую на ее новую прическу или платье. Не думаю, что другие женщины реагируют по иному. А какой высокий смысл вы хотите вложить в уши ребенку, если рубрика предназначена ребенку "от двух до пяти" так в скобках было пояснение под названием рубрики.

Для ребенка главное не смысл, а чтобы стишок звучал, запоминался. А стих про зайку в этом отношении едва ли не лучший. Уже первая строчка звучит так, что не нужно продолжения:
"Зайка, зайка - ты зазнайка!" Однострочное законченное стихотворение с внутренней рифмой. Моя пятилетняя тогда внучка, сейчас ей больше двадцати, когда я прочел ей вслух подборку, подхватила именно это четверостишие и целый день сочиняла к нему продолжение, повторяя, как заклинание: "зайка, зайка, ты зазнайка!"
А написал я эту подборку после того, как прочитал в рубрике стих одного члена союза писателей - "Подснежник". Все не запомнил, да его и невозможно запомнить, но одну строчку выделю:

И снег под ним, стал расползаться, "таять."

Я прочитал целую нотацию ведущей: "Вы хотите, чтобы ребенок воспринял и запомнил это стихотворение? Да, здесь и взрослый язык поломает!"
И предложил ей свои стихи.
Но я уже устал объяснять очевидное, а надо еще разобраться с рифмой.

Рифмы бывают графические и акустические. Стихи могут рифмоваться последним слогом, предпоследним и даже третьим от хвоста. Но обязательно УДАРНЫМИ слогами. Только тогда рифма будет являться рифмой. Не знаю, какой стих вы имеете ввиду, разберусь-поищу - рифмуется последним слогом "щу" и "щусь". Можно сказать- абсолютная рифма, окончание "сь" почти беззвучно и никакого значения на звучание строчки не имеет.

А, вообще, по рифмам еще Пушкин писал, что в скором времени поэтам придется переходить на белые стихи, потому что все сильные рифмы станут известными и начнутся повторами, а ведь стихи считаются сильны находками. Но кому неизвестны пушкинские "вновь-любовь" или Лермонтовские "вновь-кровь" или общеизвестными "кровь любовь" которые растиражированы тысячами поэтов в десятках тысячах стихов. И стихи становятся похожими друг на друга, как близнецы, хотя все стараются писать о разном.

К счастью, прогноз Пушкина оправдался только частично, поэты нашли выход и применяют акустические рифмы, рифмуют сочетаниями разных слов, серединой и даже начальными слогами, лишь бы не заимствовать у классиков и друг у друга всем известные рифмы. Не люблю звонкие рифмы и я, и если и применяю, то только потому, что не нашел подходящие по смыслу менее звучные рифмы. Например у меня есть стихотворение "Кони". Там поэтесса из Питера отметила такие рифмы, как находки, которые вы вообще не посчитаете рифмами. Я их выделю заглавными буквами:

"Но вечно будут ВСКАЧЬ НЕСТИСЬ
Прекрасные творения,
Что созданы с ИЗЯЩЕСТВОМ
И простотою гения."

Здесь, вообще, нет никакой графической рифмы, акустическая ощущается только если прочесть все четверостишие слитно, а не по слогам. Но оно имеет много рецензий на Стихи ру, не обделено вниманием и на прозе, опубликовано в Альманахе, литературном журнале, в двух коллективных сборниках, в двух газетах и не один рецензент или редактор не сделали замечание по поводу этой рифмы. Потому что они профессионалы. А вы никакая не придира, а просто дилетант в поэзии. Не обижайтесь!


Иван Наумов   21.08.2018 11:09   Заявить о нарушении
Забыл, именно на стих питерской поэтессы Людмилы Рединовой я написал стихотворный отклик, известный вам под стихотворением "Я знаю". У нее я позаимствовал и ритм, и способ рифмования. Так что в силе ее можете не сомневаться.

Иван Наумов   21.08.2018 11:26   Заявить о нарушении
Добрый день, Иван!
Из Ваших ответов всегда узнаю что-то новое для себя.
Я собиралась Вам написать личное сообщение по поводу стихотворения Ультиматум.
И в сообщении как раз хотела сказать, что я дилетант (в плане знаний законов, правил стихосложения). Но Вы поймёте, почему я упомянула об этом.
А Вы вдруг об этом мне и написали.
Теперь про "Зайку" - всё равно он мне не нравится. Но вот прочитала внуку (ему только что исполнилось 13 лет), он заулыбался (значит, понравилось), сказал, что стихотворение забавное. А "устами младенца глаголет истина", как глаголет (видите, какой каламбурчик получился) народная мудрость.
Так что про "Зайку" - сдаюсь.
Теперь про рифму, которая мне не понравилась: это в стихотворении

Я на саночках каталась -
Рукавичка потерялась.
Я на горку возвращусь,
Рукавичку поищу.

Теперь ещё про строфу из "Кони"
"Но вечно будут ВСКАЧЬ НЕСТИСЬ
Прекрасные творения,
Что созданы с ИЗЯЩЕСТВОМ
И простотою гения."

мне кажется, что певая и третья строки вообще не рифмуются. Рифма здесь - "творения - гения".

Да в этом стихотворении Вы всё время рифмуете только вторую и четвёртую строки.
Первый попавшийся катрен из этого стихотворения:
Вот так и годы буйные
Летят лихою конницей,
И жизнь, едва проклюнувшись,
До горизонта клонится.

В нём ведь тоже не рифмуются первая и третья строки.
Так что - как уж услышала (даже если говорить об акустической рифме) ту самую рифму, которую Вы выделили (вскачь нестись - изяществом), петербургская поэтесса - не знаю.
А вообще - спасибо за то, что отвечаете мне.
Мне всё, о чём Вы рассказываете, очень интересно и полезно.

Напишу сообщение попозже - прочитаете?

До свидания, Иван. Всего доброго, хорошего Вам.
Елена.

Елена Бородина   21.08.2018 14:22   Заявить о нарушении
Елена, я весь день занимался ответом вам, казалось все разложил по полочкам, разжевал и в рот положил, осталось только проглотить, но не тут-то было. Вы ровным счетом НИЧЕГО НЕ ПОНЯЛИ. Прежде всего, что такое дилетант в поэзии. Дилетант не тот, кто не знает правил стихосложения, я и сам их по большому счету не знаю, а тот кто не видит всех тонкостей стихотворения. Профессионал тот, кто только посмотрит стихотворение и сразу видит, чего оно стоит. Профессионалом нельзя стать, выучив правила, профессионал тот, кто немало шишек себе набил,
пока стал профессионалом. Приведу грубый пример из области спорта. Идет игра, все соперники заряжены на результат, кипят эмоции, постоянные мелкие фолы - толчки подножки, которые хоть и не приводят, к падениям и голам, но формально считаются нарушениями. Арбитр все время свистит, останавливает игру, назначает штрафные, раздает желтые карточки предупреждений, а иногда и красные, которые ведут к удалениям, игроки затевают с ним споры и друг с другом, и зритель видит не игру а разборки. В итоге зрители кричат: "судью на мыло" и после игры вспоминают не как красиво такой-то игрок обыграл полкоманды и пробил по воротам, а сколько раз судья "дунул" не в ту сторону. Игра испорчена, а вместе с ней испорчено настроение зрителей. Другого судью просто не замечает, он не свистит по мелочам, а если и свистнет, то только действительно за грубые нарушения. Игра постоянно не прерывается, а идет словно по проложенному руслу. А по окончанию игры зрители вспоминают не судью, а какой красивый гол забил такой-то игрок или в каком отчаянном прыжке вратать отбил мяч. Кто из судей профессионал, а кто дилетант поймете сами. Теперь вспомните мою рецензию на ваше произведение. Я написал, что в этих делах не "копенгаген", то есть не компетентен, но ставлю вам "понравилось" Действительно, если мне что-то не понятно, это не означает, что автор плохо пишет, просто я не дорос до понимания вопроса.
Теперь конкретно по вашим замечаниям. Вы пишите, что у меня в Стихотворении "КОНИ" почти не рифмуются нечетные строки. То, что я вам отвечу, вы не найдете в правилах стихосложения, но это знает каждый опытный поэт. В четверостишиях ключевыми считаются только четные строчки, нечетные только вспомогательные. ПОЭТОМУ ЧЕТКИЕ РИФМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ только в четных строках, в нечетных достаточно только приблизительных, но и точные не возбраняются по обстановке. Многие авторы пишут стихи только с четными рифмованными строчками, и они звучат ничуть не хуже. Я помню лет 40 назад я читал в каком-то литературном журнале историю написания стихотворения каким-то известным поэтом. У него вроде бы все прекрасно рифмовалось, а стих не звучал. И тогда он убрал рифмы в третьих строчках и стих зазвучал! . По поводу конкретных примеров. Буйные и проклюнувшись графически совсем не рифмуются, акустически рифмуются третьими от конца слогами "бу" и "клю" с переходом у на ю, что допускается, хотя и считается не достаточным. Но рифма есть, а а порядке рифмования нечетных сток я уже писал. А вот по поводу отсутствия рифмы в словах "творения" и "гения" которые рифмуются графически четырьмя последними буквами, то надо быть слепым, чтобы их не заметить. "ения"и "ения". По поводу "вскачь нестись" и "изяществом" редина не просто заметила здесь акустическую рифму, о отметила что такие римы украшают поэзию.

Иван Наумов   21.08.2018 19:30   Заявить о нарушении
Даю ссылку на стих "Кони" на Стихи ру. Сама стихотворение вы читали на прозе, а там прочитайте рецензии. Все. Я много времени потратил вам на ответы, потратьте и в вы на чтение рецензий. Если ссылка не откроется, потому что вы на Стихи РУ не зарегистрированы, то наберете в яндексе "Стихи РУ Иван Наумов"
ОТКРОЕТСЯ МОЯ СТРАНИЧКА. СТИХ В ВЕРХНЕЙ ЧАСТИ

http://www.stihi.ru/2005/01/05-935

Иван Наумов   21.08.2018 19:43   Заявить о нарушении
Иван, спасибо, что отвечаете мне, да ещё так подробно.
И - честное слово - я всё понимаю.

Стихотворение "Кони" я нашла и прочитала перед тем, как прошлый раз ответить Вам.

Про рифму "творения - гения" я как раз и писала, что в четверостишии

"Но вечно будут ВСКАЧЬ НЕСТИСЬ
Прекрасные творения,
Что созданы с ИЗЯЩЕСТВОМ
И простотою гения."

рифмуются вторая и четвёртая строки.
Но - всё-таки - Вы меня не убедили (несмотря на то, что ссылаетесь на мнение авторитетной поэтессы), что сочетание "ВСКАЧЬ НЕСТИСЬ - ИЗЯЩЕСТВОМ" - это акустическая рифма.
Но, наверное, в этом случае, мы так и останемся каждый при своём мнении.
Но, бог-то с ним, правда? Мне это совершенно не помешает оставаться самой искренней и горячей почитательницей Вашего замечательного творчества.
А Вы, надеюсь, останетесь мне другом, от которого я получаю столько новой информации.
У Вас на странице есть ещё стихотворения и рассказы, которые я не прочитала.
Хочу и до них "добраться" поскорее.
Да и хочется написать Вам ещё и сообщение. Может быть, сумею сегодня.
До свидания, Иван.
Творческих удач Вам! И - здоровья, здоровья!
Елена.

Елена Бородина   22.08.2018 15:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иван Наумов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Елена Бородина
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.08.2018