Рецензия на «Любовь Чагатая» (Руслан Ровный)

Насколько я вижу в последние пару лет, Руслан Ровный пустился в путешествие по разным странам, эпохам, историческим событиям и втягивает в это читателя, а прежде всего своих литературных друзей, кем я по счастливому случаю являюсь, несмотря на строго антонимическое литературное направление абсолютно во всех аспектах. Тем лучше (и хуже) для Руслана. Всегда оцениваю его произведения исходя из потребительского взгляда (и где-то даже внутреннего противника стихотворного жанра в принципе), а также формическо-супремативного.
Итак, к делу и по порядку.
Во-первых, видно как Ровный тщательно продумывает момент передачи эпохи, страны, территории, события, которые он особенно изящно передает в первых главах своих поэм, на которые у него хватает достаточного первоначального пассионарного запала и вдохновения. Прям утопаешь в этой эпохе с головой плывя на волнах его ритма, своеобразного стиля, оригинальных рифм и множеством фраз относящихся к контексту. Однако эта магия у меня идет только до середины произведения. Дальше я вижу в основном труд автора и желание закончить свое творение до конца. Тогда он начинает вовсю пользоваться генератором рифм, а также использованием фраз, которые явно вырываются из контекста эпохи, возвращая читателя в современную серую действительность. Например, 4 глава меня покоробила использованием таких слов как "задний проход" (что сразу в задний то (никакое стремление к рифме не оправдывает использование такой фразы), "геноцидом" (в ту эпоху такого понятия не было), "фигни" (что за фигня?), ну и "древнерусский язык" (тогда он был современный русский). Хотя возможно я просто не знаю до чего докопаться)
Во-вторых, автору пора пересмотреть заглавие своей авторской страницы, а именно что единая тема - отношение к потребительской цивилизации. Уже давно у Ровного эта не главная тема.
Я вижу следующую красную нить, как призрак, тянущаяся по крайней мере в тех произведениях, что я у Ровного осилил.
А это то, что центральный персонаж - это обязательно женщина олицетворяющая описываемую автором эпоху и свято хранящую ее. А также похотливые грязные лапы главного отрицательного персонажа, который является главным врагом эпохи и главное этой женщины, которую он стремится испортить и подчинить себе. Эта женщина - есть "великий женский образ", сохранившегося и перешедший из старых произведений автора. Очень интересно услышать, что подразумевает Руслан на самом деле в этом образе, какие переживания, какую боль? Хотя есть догадки. Возможно центр его мировоззрения и вообще главной сути жизни заключен в этом непоколебимом женском великом образе и разрушение его чьими-то похотливыми лапами, несет разрушение всего сущего, и эпохи и страны, крах всему на свете, конец света. Возможно, это олицетворение матушки России, в позитивном ее обличье, заключенный в этот нежный образ. А грязные похотливые лапы, это пагубное потребительское влияние запада, Америки, которому она противостоит. То есть, мы думаем, что уже ничто ничему не противостоит, а лишь подстраивается, а вот у Руслана светлое черному противостоит именно в этом обличье.
В этой связи особенно понравилось произведение "Жуть деревенская", где этот образ был неким злодеем когда-то испорчен и убит, но есть великая месть.
Я бы прочел описание автора об этой красной нити как есть, без всяких эпох, забугорных территорий и событий. Желательно обычным языком и в прозе, но можно и в стихотворном жанре, коли по другому у Ровного нельзя).
Ну и в третьих, почему бы Руслану не рассмотреть новую идею, как учебник истории в стихах. Я помню как в школе мы учили таблицу умножения через стихи и песни и это было наиболее эффективно. Используемый стихотворно-исторический жанр невероятно познавательный и он бы пользовался спросом, ибо некоторые захотели бы совместить приятное с полезным: и новую страницу истории для себя открыть и стихами насладиться. Правда для этого придется эту красную линию убрать. Очень навязчивая. Или пусть тут присутствуют другие формы для разнообразия: мужичек - неудачник, мать потерявшая ребенка, история верности друзей и т.д. А то только какая-то постоянная либидическая тема, включающая в себя жгучую черную похоть и изнасилование.
(Если говорить по Фрейду: что-то в вас глубоко засело, батенька, и уже давно не отпускает ;) )

Максим Катеринич   16.09.2018 22:06     Заявить о нарушении
Спасибо Тебе, Максим, за такую огромную и содержательную рецензию! Очень красочно, очень эффектно всё разложил. О Красной нити я задумался. Проработаю. Написанное наспех выложу сегодня в знак благодарности за такую редкую и впечатляющую рецензию.

Руслан Ровный   17.09.2018 19:27   Заявить о нарушении
Мой друг! Все твои замечания по форме литературных ошибок, недоработок и противоречий я принимаю с благодарностью. Действительно странно, сначала из кожи вон лезу, чтобы как можно правдоподобнее погрузить читателя в ту или иную историческую эпоху, внимателен и щепетилен к каждой мелочи, к каждому штриху, к каждой детали. А потом сам же небрежно весь исторический фон и разрушаю, ляпнув какую-нибудь сленговую безвкусицу. Однако, делаю я это умышленно. Я – боян для своих современников и цели преследую современные, конкретные - чтобы не как эстетическую и статичную картинку представлял современник историю, а как постоянно движущуюся, переменчивую и кипящую лаву живых случайностей и закономерностей причинно-следственных связей, непрерывную, непрекращающуюся от древности и до наших дней, чтобы исторические персонажи не казались читателю скучными статуями, а были живыми людьми. Исключительно, чтобы не утонуло внимание читателя в толще исторического материала, я прерываю его исторический дайвинг таким топорным способом. Иными словами, сначала я погружаю его глубоко в материал, чтобы он сам ухватил нить истории, непрерывную и переходящую, а затем вытаскиваю его с ней в нашу реальность. Зачем это мне и ему, читателю – не знаю. Ведь я ничего глобального, по сути, и не анализирую. Действительно, копаюсь в своих психофизических проблемах и комплексах, и внимание читателя пачкаю в этой никому не нужной грязи. Редкий-редкий оригинал находит в этой куче что-либо для себя полезное, для своего вдохновения, черпает энергию для своей жизнедеятельности.
Теперь по сути о Красной нити. Образ Вечной Женственности, который меня взволновал с юности, ярко и красочно создали Александр Блок, Владимир Соловьев и Даниил Андреев. Для меня этот образ олицетворяется ещё с юности с непокорённым мной типом русской красавицы – светлорусой, курносой, светлоглазой. Такие девушки всегда мне говорили «нет», что обижало, обжигало меня и распаляло моё либидо. Глядишь, если бы дала когда-то одна такая и замуж вышла, то и не было бы никаких маниакальных впечатлений. Борюсь с этим драконом в себе, как могу. Надеюсь, что скоро перегорит, перепреет этот навоз моих впечатлений. А пока сим удобрением обильно снабжаю свою литературную почву.
Никакого противостояния светлого чёрному я не стремлюсь закладывать в свои сюжеты. Может быть, машинально, по шаблону советского воспитания так получается. Ранее, может, и думал так, но при создании «Заворёны» мне попалось на глаза стихотворение Сергея Есенина «Лебёдушка», где орёл терзает самку лебедя, да натурально так, конкретно, как насильник девицу, и я эту тему увидел в ином природном контексте – как борьбу за выживание в пищевой цепи. Хотя социально это явление, являющееся, на мой взгляд, раковой опухолью общества, меня с юности ужасало, одновременно отталкивая и притягивая внимание. Когда я был студентом колледжа на Кавказе, в 1998 году у нас в городе изнасиловали и убили девушку, Ольгу Рыжову, мою ровесницу из параллельного класса. Необъяснимое, жуткое зверство, являющееся социальной болезнью, за которое однозначен расстрел или кастрирование. Это что-то бешеное, сродни с тем, как медведь-шатун задирает людей. Хотя почва такая и у нас всех под ногами. Срываем цветы, убивая их невинные жизни своим эстетическим влечением к прекрасному.
А, может быть, ты и прав, ибо как всегда зорок и мудр в своих размышлениях. Похоть – это тоже проявление потребительства. Но я уже не осуждаю потребительство радикально, не берусь осуждать и похоть отдельно в контексте. Это гниение, следствие. А виновата в этом вся совокупность причин, окружающая обстановка и среда, внутренняя культура обывателя. Виновата в том числе и Вечная Женственность, особенно в наш век – век индустрии коммерческой раскрутки гендерных ролей. Разоденется так одна такая вечная женственность, что аж слюну глотай. А замужние куда так вызывающе марафетятся?! Чтобы чужие мужики на них пялились, не иначе. И в этом они, замужние, испытывают свои микрооргазмы, наверное. Моя эротическая литература – это лишь отклик на те стрессы, что вызывают красивые славянские девицы, неприступные, гордые, сексуальные. Вот и пишу про взятие крепостей. Иной раз самому противно. Ей богу. Но ничто так, как женская тема меня не вдохновляет в поэзии. Никак не могу стать зрелым автором, хоть ты и пожелал на ДР уже пересмотреть ценности.
Я уже давно не идеализирую Вечную Женственность. Так, по накатанной, всё болтается, треплется этот образ в моем творчестве, став какой-то навязчивой идеей, парадигмой литературного мировоззрения.
Твои обе рецензии произвели на меня огромное и приятное впечатление. Читал, не отрываясь, с улыбкой. Спасибо Тебе, старина!

Руслан Ровный   17.09.2018 19:36   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Руслан Ровный
Перейти к списку рецензий, написанных автором Максим Катеринич
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.09.2018