Рецензия на «Стрельбы» (Игорь Бородаев)
По поводу дружбы. Когда теряешь веру в друга, теряешь и друга. А может, он и не был таковым. И не считал себя таковым. А ты только обманывался в отношении его. Игорь, спасибо вам за вторую рецензию. Согласно законам вежливости и я ознакомился с вашим последним рассказом "Стрельбы". Вопрос: Перед тем, как опубликовать его, вы не пробовали оценить его качество? Если нет, то прочтите его заново. Если вы оцените его на 5, то у меня нет вопросов. Подчеркиваю - именно, качество, а не содержание. *** Добрый день, Игорь. Итак, разбор полетов? Понятно, что под именем Андрей скрывается автор. Мне тоже пришлось послужить и постоять в оцеплении на стрельбище, и помню, что за плечом у меня, у солдата, был Калашников, а на ремне подсумок с двумя тяжелыми набитыми рожками. На боевой пост без оружия не заступают. Т.е. Андрей в качестве солдата в рассказе не выведен. Просто какого-то Андрея направили в оцепление и написали, что это «солдат». Что делает «солдат», оставшись без командирской опеки на боевом посту? Какова его задача? - пока что не ясно. Ясно одно, что хорошо бы «уснуть, да нельзя». «Андрей вытащил из-под гимнастерки припасенную тетрадку». Хорош образ солдата. Ни оружия, ни боевой задачи. Не помню, чтобы в армии ходили в караул или боевое оцепление с тетрадкой за пазухой и без оружия. «Никогда больше до этого случая он не опускался до подобного легкомысленного занятия» - сказано у автора. О каком «случае» идет речь? Вроде бы никакого «случая» еще не произошло, разве что герой рассказа вытащил тетрадку и начал кропать письмо? «До самой старости хранил в себе мужские принципы». Принципы не хранят, их соблюдают. Но в чем же состояли эти самые «мужские принципы» героя рассказа? Из текста следует, что состояли они, эти «мужские принципы» в том, чтобы «не выдавать своих восклицаний по поводу красот, восхищаться окружением молча». Выходит, когда Андрей писал письмецо и одновременно восхищался природой, он делал это не молча, а вслух. Напрашивается картинка. Сидит солдат, пишет письмо, крутит головой и, «восхищаясь окружением», не перестает восклицать, ну, наверное, что-нибудь типа: «Вах-вах!» «Не мужское это занятие – письма» Сами-то верите, что не мужское? Тем более, что у солдата одна только ниточка, соединяющая его с родными – это именно письма. Да и вирши. Вирши – это стихи. Выходит, поэзия не мужское занятие. Интересно, как на это определение отозвались бы Пушкин, Лермонтов, Маяковский и т.д., и т.п. «И держал Андрей свое мужское достоинство крепким словцом и жестким поведением». Опять же сомнительное предложение. Особенно, если вспомнить, что под «мужским достоинством» в народе нередко подразумевают ту часть мужского организма, которая скрыта в штанах. В русском языке бытуют расхожие выражения такие как «сходить по маленькому», «по большому», «мягкое место», «мужское хозяйство» и т.д., в том числе и «мужское достоинство», за которыми скрываются те части тела или те действия, о которых не принято говорить напрямую. Достоинство, как и принципы – это не вещь – это моральная категория. Достоинство не держат, его соблюдают, так же, как принципы, но соблюдают не «крепким словцом» и каким-то непонятным «жестким поведением», а моральными границами. Следующая часть рассказа: О стрельбах, о пожаре, о бравом капитане Соколове. «Соколов появлялся из командирского люка во весь свой рост, выдвинутым шестом». А почему, собственно говоря, не палкой? Вы танкист. Вы сами не пробовали появиться из танка «выдвинутым шестом»? Ну, может, кому-то и нравится. Тогда я не спорю. «Должно быть, было у вытянутого юноши явное влечение к тяжелым боевым машинам» Это все о том же капитане, который вдруг оказался ко всему еще и «вытянутым юношей». «Бравый капитан направил танк в огонь без всяких задних мыслей». Какие еще задние мысли, о чем они, почему о них упомянуто – загадка. Не следует засорять предложения всякими цепляющимся по пути словами. «Бравый капитан направил танк в огонь». Вот все, что было нужно. «Экипаж, экипированный в бушлаты». Бушлат – это не экипировка, это воинская одежда или обмундирование А экипировка – это все, что поверх: рюкзак, подсумки, фляжка, противогаз и т.д. «Заглушил машину и встал свечой из люка механика… Стоит и смотрит поверх башни на дело рук своих». Я не танкист, но понимаю, что люк механика расположен внизу, в передней части машины, ну а башня танка, разумеется, вверху. Поразительно, как это капитану удалось появиться из танка одновременно и снизу, и сверху! «Женщины рукоплескали». Третья часть. Текст возвращает нас к Андрею, в первую часть. «Мечты Андрея разрушила сирена, сигнал тревоги…» Интересно, в чем же состояли его мечты? В первой части, с которой начинается рассказ, о мечтах его не говорится ни слова. Там он любуется природой, пишет письмо матери, зарекается после какого-то так и не выясненного случая не восклицать и любоваться окружением молча. Однако, если иметь ввиду, что во второй части, сразу же ниже, автор вводит в рассказ доблестное поведение капитана Соколова, поневоле закрадывается мысль, что мечты Андрея были об этом самом капитане. Мысль крамольная. Очень даже подозрительная. Может ли солдат мечтать о капитане? Ведь оба они мужчины. Тем более, что Андрей еще и обладает «мужским достоинством, которое держит крепким словцом и жестким поведением». Но возникает такая подозрительность не сама собой, так уж выстроен рассказ. Хотя кем он ему приходится, Андрею, стоящему в оцеплении, этот героический и достойный восхищения Соколов – тоже туман. «Людей заметили вовремя…» Значит, людей было, по меньшей мере, два человека. «Из люка показалась женщина…, вылезла на башню…» Наверное, было бы правильно: «Из башенного люка показалась женщина, вылезла на броню». И почему одна, а где остальные, ведь говорилось о том, что «людей заметили»? А «люди» - это множественное число. Андрей корит себя: «Не выполнил приказа. Сектор не отслеживал». Значит, боевая задача все-таки была. Только непонятно, почему мы узнаем о ней так поздно. «Кто видел когда, как женщины спускаются с танков?» Слово «когда» лишнее, мусор. «Прокати меня, Ванюша, на тракторе». Правильно - «Прокати нас, Петруша, на тракторе». Если вы вводите в ваш рассказ что-то от другого автора, следует соблюдать приличие и не искажать чужого текста. Достоверность – одно из главных правил в работе писателя. Не знаете как правильно, сомневаетесь, загляните в интернет. Ведь читатели верят писателю, верят в его возвышенный интеллект, в его непогрешимую эрудицию. Надо оправдывать эту веру. Писатель – это прежде всего исследователь. Главная задача его не строчить страницу за страницей, сдабривая их красивым словцом, нужным и не нужным, а копаться – в себе, в природе, в жизненных устоях, в героях своих произведений, извлекая на свет их достоинства, их недостатки, переживать с ними, гибнуть с ними, возрождаться ними. Быть писателем, мне кажется, это прежде всего - ответственность. Писателя судят по тексту. На каком уровне текст, таков и его собственный уровень, моральный, интеллектуальный. В общем, рассказ сырой, стилистически не выдержан. Пишете бойко, уверенно, без ошибок, к орфографии не придерешься, но предложения часто составлены безграмотно, непродуманно, наспех. Тем не менее, если постараться и приложить некоторые усилия, из этого текста, может получиться по-настоящему увлекательный и качественный рассказ. Просто считайте этот ваш ткст за отправную точку, за черновик, за предварительные наброски – и вперед, за работу. На Востоке говорят: «Тысяча книг рождают одну». Надо читать. Каждый день уделять чтению хотя бы час. Причем, читать классиков, русских, зарубежных. Набоков писал, что в пору юности он заучивал наизусть целые главы из «Капитанской дочки», чтобы научиться писать прозу. Вот вам и пример для подражания. Пример того, что так просто ничего не дается, даже гениям. Все достигается только трудом, упорным, кропотливым, ежедневным, без жалости и потакания своим слабостям. Лев Толстой переписывал отдельные главы «Войны и мира» по восемнадцать, двадцать раз, угрохал на этот роман где-то шестнадцать лет. Точно уже и не помню. Читал еще в молодости. Таких романов нынче не пишут. Никто не хочет тратить так много жизни. Хотя писать нынче, имея под рукой компьютер, куда как проще. И пишут. Пишут километрами. И романы нынче встречаются потолще «Войны и мира». Да вот беда – не интересны, пусты. Кто их читает?! А вот вы пишите интересно, но это заслуга не ваша, не ваших знаний и литературного опыта, которых у вас еще недостаточно, а внутренней вашей энергетики. К тому же вы хороший рассказчик, это у вас от природы. Это особенно явствует из рассказа о тундре. Так что человек вы талантливый. Вы еще по-настоящему можете удивить литературный мир. Кстати, в интернете полно курсов писательского мастерства, есть платные, есть бесплатные. Так и укажите: «Курсы писательского мастерства онлайн» и нажмите на клавишу: «Поиск». Делов-то! Кстати, вам надо обязательно печататься, если вы еще не печатались. По-моему, у вас на Алтае есть какой-то толстый литературный журнал. Ваш рассказ «По тундре не ходят – бегают» вполне достоин, чтобы увидеть свет. Но прежде всего рекомендую прочесть Паустовского «Золотая роза» об особенностях и тонкостях писательского труда. «Слово живое и мертвое» Норы Галь. Кстати, "будто медвежата попадали, спускаясь с дерева", относительно низкорослых и крепких танкистов, выбирающихся наружу - метафора красивая и в точку. С уважением Ануар Жолымбетов 14.12.2018 09:54 Заявить о нарушении
Здравствуйте Ануар.
Вы с уважением относитесь к своему герою, и Вам удалось передать читателям симпатию к хозяйственному Сапару. Нисколько не осуждаю Кенеса, всё он сделал правильно. Ему осталось только проглотить обиду, вспомнить прошлое. Сапар всё понял, он стремился к другу. Дружбу надо уметь хранить. В нескончаемых проверках дружба рушится. Игорь Бородаев 08.12.2018 10:15 Заявить о нарушении
У меня уже были претензии к «Стрельбам», которые я не понял. Поэтому и выставил рассказ в передовицу, в ожидании конкретной критики. Не ведомы мне заклинания из филологических кулуаров, которые делают гениев из студентов. Я говорю на языке своего окружения, так уж устроен человек многоязыкий. К сожалению, знакомых литераторов, которые привили бы мне пушкинский язык, я не имею. С благодарностью приму любую помощь. С критиканами груб, чему натаскан нашей неспокойной жизнью.
Игорь Бородаев 08.12.2018 10:29 Заявить о нарушении
Дорогой Игорь, вы пишите, что выставили рассказ в ожидании конструктивной критики. И в то же время пишите, что с критиканами вы грубы. и тут же уверяете, что благодарностью примете любую помощь.Значит, я так понимаю, вы грубы с теми, кто не желает вам польстить, указывает вам на ваши ошибки, а все мы люди, произведения наши безупречными не бываю, это естественно, а вы в ответ называете их критиканами. А льстецов привечаете. Оно и понятно. Человек слаб, а человек творческий еще и раним. Тогда не очень ясно, какую помощь вы ждете, чтобы вас опять похвалили или чтобы получить критический разбор вашего рассказа? Хочу предупредить, что критика приятной не бывает, даже если она и конструктивная. Поэтому, чтобы не обидеть вас, прежде чем мы перейдет к критическому разбору вашего рассказа, мне необходимо знать, что вам дороже: лесть или правда. Жду вашего ответа, но ответа не обтекаемого, а конкретного, в одном слове. С уважением
Ануар Жолымбетов 10.12.2018 18:05 Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2018/06/06/973
У нас с Вами не должно возникнуть никаких проблем, Ануар. Заранее благодарю за сотрудничество. Игорь Бородаев 10.12.2018 19:03 Заявить о нарушении
Здравствуйте Ануар.
В полной мере оценил Ваше драгоценное время, потраченное на меня. Настоящий мастер-класс! Теперь я просто обязан не подвести Вас. Работы не на один день, поверхностное редактирование здесь уже не пройдёт. Осталось бы во мне хоть что-то после нашего сотрудничества, не пропали бы даром Ваши усилия. Рахмет мугалим. Игорь Бородаев 14.12.2018 15:32 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |