Рецензия на «Глава 19. Шарлотта поднимает чёрный флаг» (Михаил Сидорович)

Как же хорошо, Михаил, что Вы у меня есть! :D Вернулась к этим главам специально, набраться вдохновения, морской атмосферы и терминов. Заодно в который раз сказать спасибо за интересное, логичное и очень детальное повествование. Оно до сих пор живо в памяти, хотя третью часть я, кажется, так и не прочла. Исправлюсь однажды)

У меня тут возник вопрос в связи с длительной работой над очередной своей главой. Предположительно ответ уже знаю, но всё же... Как по-вашему, могут четыре человека управиться с трёхмачтовым пассажирским кораблём (паруса поставить, в частности), учитывая, что один из них вампир с почти неограниченной силой, а другой- женщина, хорошо знакомая с мореходством и способная командовать (ну, и физически где-то помочь тоже)? Конечно понимаю, что выбранный мною жанр даёт некоторую свободу, но хотелось бы не сильно далеко расходиться с суровой реальностью. А больше мне спросить о подобном некого)

Лана Мерц   10.02.2019 18:41     Заявить о нарушении
Кстати, буквально сейчас осознала, что моя героиня в чём-то похожа на Вашу Шарлотту. Только физически она посильнее будет, а бюстом поскромнее :D

Лана Мерц   10.02.2019 19:15   Заявить о нарушении
Светлана, В наше время на крутых кораблях всё может делать один человек с помощью кнопок в рубке. Даже рифы брать. Вот, если возникнет неисправность, тогда потребуется повозиться.

Если же речь идёт о традиционном корабле...

Для начала, одинаково ли мы понимаем термин корабль?
Корабль, это трёхмачтовое судно с ПРЯМЫМ парусным вооружением.

До конца семнадцатого века не было на кораблях ни стакселей, ни кливеров. Одна только косая бизань (из косых парусов.

Допустим на фок мачте три паруса, на гроте - три, на бизани два - один прямой, один косой. Блинд под бугшпритом, итого 9 парусов.

Один матрос для управления блиндом, три для фока. Три для грота, один для грота, один на руле. Для управления марселями и брамселями потребуется пять марсовых (по одному на каждый из верхних парусов. Лотовый, кок. Ко-то должен командовать. Всё это нужно помножить на два, ибо вахты две. Врач, священник, плотник, два помощника плотника. Человек сорок наберётся. Но мы взяли маленький корабль. метров 25 в длину и 6 в ширину.

Теперь, смогут ли управлять трое? Один у руля. Второй ставит паруса (с неограниченной силой). Проработав несколько часов он сможет установить все паруса. А если потребуется убрать их? Или сменить галс? Сила тут не выручит, ибо требуется совершить много манипуляций. Будет ли у него несколько часов для этого? Налетит шторм, перевернёт судно.

Они могли бы поставить блинд и косую бизань и с черепашьей скоростью ползти, медленнее, чем прогулочная лодка. Это им по силам.
Я бы на их месте, бросил корабль и спустил на воду вельбот. И путешествовал бы на вельботе. Один парус, и тот косой - шпринтовый. Всего и делов-то - рулить и то затягивать шкот, то травить. Если же ни ветер, ни курс не меняется, тогда только рулить. В случае бури, можно быстро отпустить оба шкота и управлять вёслами. Двое на вёслах, один у руля.

Михаил Сидорович   10.02.2019 19:28   Заявить о нарушении
Если же корабль 19 века, Можно свернуть все прямые паруса, установить несколько стакселей и тащиться с низкой, но приемлемой скоростью. В случае аврала просто отрубить лишние шкоты. Но риск есть.

Михаил Сидорович   10.02.2019 20:07   Заявить о нарушении
Ого, сколько информации О_О Вот спасибище!

Да, корабль у нас с прямым парусным вооружением. Ориентировочный временной интервал- конец 17- начало 18 века. А нельзя поставить паруса только на одной-двух мачтах (грот и фок, не трогая косую)? Или, может, вообще только на гроте? С ветром/погодой проблем не предусмотрено (эльф управляет стихией), так что вся сложность состоит именно в постановке парусов. От предыдущего экипажа герои опрометчиво избавятся, но выбора у них особо и не будет. Само путешествие именно вчетвером выйдет очень коротеньким- буквально одна ночь, им бы только немного оторваться от преследования. Вот и интересно, сколько времени примерно может уйти на одни только паруса. Про вельбот я как-то вообще не подумала, а мысль-то хорошая)

Лана Мерц   10.02.2019 21:20   Заявить о нарушении
Аа, без бизани, наверное, не получится управлять курсом, да?..

Лана Мерц   10.02.2019 21:26   Заявить о нарушении
Паруса бывают прямые и косые. Прямые появились раньше. Они устанавливаются поперёк корпуса судна. Можно из поворачивать под углом, аж до 45 градусов, но вдоль поставить невозможно. Мешают штаг и бакштаги - растяжки мачты, благодаря которым она не падает. Такой парус очень сильно тянет при попутном ветре, но плох для манёвра. Например, если судно с прямым парусом повернётся носом к ветру, то встречный ветер, надув парус в обратную сторону, остановит судно, и начнёт крутить непредсказуемым образом.

А косой парус устанавливается вдоль корпуса судна. Он тоже может поворачиваться не более 45 градусов, по той же причине. При попутном ветре он тянет слабее, а при боковом и встречном так же, как прямой. Но он не боится встречного ветра. При встречном ветре его разворачивает ребром к ветру, и он не мешает. Просто полощется на ветру, как флаг.

Маневрировать лучше под косым парусом, а плытьустойчивым курсом лучше под прямым.
Вот с 15 века в дополнение к прямым парусам стали устанавливать косой на корме. Он практически не требует управления. Сам поворачивается под давлением ветра, как надо. Только при попутном ветре его надо ослаблять, а при встречном, затягивать шкот потуже.
Им легче управлять. 1 шкот, и всё.

У прямого паруса два шкота, два галса, два браса - шесть верёвок! И нельзя поворачиваться носом к ветру. Вот и сравните трудности управления.

Пройти узкий пролив навстречу ветру под прямым парусом невозможно. В древности это делали на вёслах. С изобретением косого паруса, стали делать это под косыми парусами. А прямые убирали, чтоб не мешались.

Если вашим героям требуется идти устойчивым курсом много дней, это можно сделать и без косых парусов, и бизани в том числе. Но если потребуется изменить курс, или ветер переменится, а курс надо сохранить, тогда потребуется произвести огромную работу по повороту прямых парусов. Причём, все паруса должны повернуться одновременно.

А косые паруса в данной ситуации вообще не надо трогать. Просто поворачиваем штурвал. Потом, если нужно, можно не спеша изменить натяжение шкотов.

Именно так поступают с латинскими, рейковыми, шпринтовыми, гафельными парусами, с топселями.
Но есть ещё стаксели и кливера, которыми управлять чуть сложнее. У них два шкота. Но всё равно с двумя верёвками легче управиться, чем с шестью.

Если кратко, при нехватке команды,
1. выгоднее ставить косые паруса (с ними меньше работы),
2. чем меньше парусов, тем меньше потребуется рук, для управления ими.

Михаил Сидорович   11.02.2019 06:27   Заявить о нарушении
Если ветер по заказу, можно не ставить бизань. Можно поставить один только грот. Но чтобы уйти от погони, надо двигаться быстрее, чем погоня. А чем больше парусов, тем больше скорость.

Предлагаю такой вариант. К моменту ликвидации команды паруса уже были установлены. Их даже трогать не пришлось. Ветер по заказу. Тогда для управления судном достаточно только одного рулевого.

Ветер по заказу всё радикально меняет. Если можно управлять ветром, тогда парусами можно вообще не управлять.

Михаил Сидорович   11.02.2019 06:33   Заявить о нарушении
Вариант с уже установленными парусами, конечно, идеальный. Я не раз его обкатывала, но так и не смогла принять, потому что имеется одна проблемка: экипаж ликвидирован не в том смысле, что вырезан- его вместе с пассажирами отправили обратно в порт на шлюпках. А чтобы спустить шлюпки на воду, надо убрать паруса... Причём корабль в момент захвата вообще без парусов шёл (даже стоял, скорее). Замкнутый круг, в общем. Но теперь я гораздо лучше представляю себе управление судном, спасибо огромное!

Лана Мерц   11.02.2019 11:30   Заявить о нарушении
Постановка парусов займёт некоторое время, но, учитывая неутомимость матроса, ничего нет невозможного.

Михаил Сидорович   11.02.2019 19:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Сидорович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лана Мерц
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.02.2019