Рецензия на «Драконы. Часть пятая. Vagina Evropy» (Иннокентий Темников)

Здравствуйте, Иннокентий. Опять сумели поразить меня этой погоней под низкими тучами, отличным знанием менталитета скандинавских воинов.

Хочу поделиться некоторыми мыслями. Будучи в городе Осло, я посетил музей, где выставлено два драккара, выкопанные из курганов. У меня была возможность внимательно их рассмотреть.

Первое - ни одно судно не имело лавок для гребцов. Только палуба сделанная из коротких дощечек, вставленных между бимсами. Дощечки, вероятно, изготовлены методом раскалывания коротких чурок. Но лавок нет.
Сначала я подумал, что лавки сьёмные, как это бывает на лодках. Но, осмотрев оба борта, я не нашёл инчего, за что можно было бы зацепить концы лавок. Причём, комплект корабля быд полным. И мачта, и рей, и подставки для мачты и рея. И вёсла, сложенные на специальные подставки вдоль бортов. Нет только лавок.

Приходилось читать, ч где-то в Дании тоже стоит хорошо сохранившееся судно. И на нём тоже нет лавок. Некоторые исследователи утверждают, что гребцы сидели не на лавках, а каждый на собственном сундучке для вещей.

Я прочёл множество саг, но нигде не встретил никаких упоминаний ни о лавках, ни о сундучках.

В саге о Сверрире длина судов измеряется в лавках для гребцов. Например Мариин корабль был очень длинным - 33 лавки. Но это в нашем переводе написано лавки. А что написано в оригинале? Румы. А Румы это что?

Закралась мысль, а не гребли ли они стоя?

В принципе логично. Чем выше стоишь, тем выше надо делать вёсельные порты, тем меньше вероятности, что через них хлынет вода при шторме.

Но на глазок мне было трудно прикинуть, насколько корабль погружается в воду, и в каком положении удобно грести.

Этот вопрос легко можно было бы решить экспериментально. Построить точную копию судна. Высота вёсельных портов известна. Все параметры вёсел известны, ведь вёсла сохранились. Построить копию, спустить её на воду и посмотреть, удобно ли грести стоя. Если нет, тогда, какой высоты должны быть сиденья для гребцов.

Но мне ничего не известно о подобных экспериментах. Хотя, копии этих судов участвуют даже в регатах.

Ещё в сагах часто встречается загадочное боевое прикрытие. Что это такое - не знаю. Но в саге о Сверрире перед боем на судах убирают шатры и ставят боевое прикрытие. Значит, это что-то непостоянное, устанавливаемое только на время боя.

Известно ли вам что-либо на эту тему?

Михаил Сидорович   05.03.2019 12:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил. Тоже пытался разобраться в утройстве драккаров. Пересмотрел множество документальных фильмов. Всё же современные реконструкторы склоняются, что гребли сидя. Могу представить что сидели на чём-то вроде современного водонепроницаемого мешка из кожи, заполненным личным барахлом, как используют современные водники. Что бы мы не предположили, без находок это будут только допущения. За боевое прикрытие я принял парус, растянутый как тент. Его делали из шерсти плотной вязки. Доподлинно известно, что на парусных кораблях использовали подвесные койки для сходных целей. Такой тент скроет воинов от вражеских лучников, и возможно ослабит или задержит чужую стрелу.
Из переписки с Вами понял как велика роль стериотипов, в попытке представить и воссоздать прошлое. Человеку свойственно воспринимать мир через призму своих представлений и своего опыта. Как бы я ни пытался влезть в чужую шкуру, моё невежество торчит из всего, что написал. Остаётся утешать себя тем, что даже учёные мужи в вопросах истории не могут прийти к единому мнению.
Я, по возможности, стараюсь не врать. Впрочем, к материальному миру художественного произведения надо относится не серьёзней, чем к антуражу фантастических романов, где люди, покорившие космос, расхаживают с мечами.
Если человек заинтересуется той эпохой и теми технологиями, полезет в учебник, я как бывший учитель труда буду рад.
Беседа с Вами доставляет истинную радость и заставляет думать. С уважением,


Иннокентий Темников   05.03.2019 13:18   Заявить о нарушении
Вы были в Венеции? Там гондольеры всегда гребут стоя.

Михаил Сидорович   05.03.2019 14:07   Заявить о нарушении
В Венеции не был. Возможно, Вы правы, викинги гребли стоя. Знаю точно, что реконструкторы, ходящие на копиях драккаров, сидят. Или их заставить встать некому, или им лентяям грести сидя удобнее. Понимаю "удобнее" не аргумент. Китайцы до сих пор едят палочками, хоть ложкой удобней.
Мои герои застряли в Норвегии. Думаю как вернуть их в цивилизованный мир. Через Атлантику быстрее, по пути из варяг в греки интересней. Текст и так неимоверно разросся. Тут ещё Карл Толстый со своей трепанацией висит. Балдуин должен вернуться в Париж через пять, максимум семь месяцев, а то у меня вся хронология истории разваливается.

Иннокентий Темников   05.03.2019 15:15   Заявить о нарушении
Торопитесь, пока место вожака викингов вакантно.)))

Михаил Сидорович   05.03.2019 16:06   Заявить о нарушении
Значит, сидя, грести удобнее. Осталось только добыть чертежи сидения.

Михаил Сидорович   05.03.2019 16:43   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иннокентий Темников
Перейти к списку рецензий, написанных автором Михаил Сидорович
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.03.2019