Рецензия на «Шкрабам к размышлению Доп 20. 3. 2019 г» (Полковник Чечель)

Василий Васильевич! Вы затронули такую тему как "склонность к агрессивной манере пилотирования" (как у боксёра-перворазрядника). В простонародье это называют резкие движения рулями управления, которые в определенной ситуации легко перерастают в несоразмерные движения рулями управления. Сразу скажу, что нормальный инструктор должен сразу пресекать это на корню (особенно если это проявляется на взлете, заходе на посадку или на посадке), будь он хоть истребитель или бомбёр, боксер-перворазрядник или сексуальный спортсмен. Только не путать разницу между резкими движениями и энергичными движениями. При "агрессивной манере пилотирования" курсанта будет укачивать, возникают позывы к метанию харчей, качество усвоения уменьшается. У нас в АЭ у одного инструктора на вывозной всегда рыгали курсанты (естественно вывозная с добавками), а все просто, у него была такая манера пилотирования. Теперь представьте, если такой пилот везет целый салон пассажиров и "агрессивно пилотирует". Что будет с пассажирами, вернее с салоном? Да и ведущим такого ставить нежелательно, т.к. такая манера пилотирования к добру не приведет, особенно в сомкнутом строю. Но бывает, что и нормальный летчик может допускать "агрессивное пилотирование" , это зависит от его личных качеств, на которые могут влиять следующие факторы:
- мал налет общий или на данном типе;
- большие перерывы в полетах;
- центральная нервная система поражена алкоголем, никотином или наркотиками;
- болезненное состояние или критические дни.

Насчет высокого или низкого выравнивания если не туда смотришь. Я уже ранее писал, что всего этого можно избежать, если решать две математические задачи (т.е. видеть), это первая производная высоты - вертикальная скорость снижения и вторая производная от высоты - уменьшение вертикальной скорости и тогда не надо заморачиваться, чтобы определить высоту окончания выравнивания. А смотреть нужно туда, чтобы видеть эти вертикальные скорости, посадочное положение определяется по положению "плоскости" твоего самолета относительно плоскости земли (по интуиции) когда решаешь задачу с уменьшением вертикальной скорости. Вот у нас, когда инструктор сидит тандемом, впереди большой заголовник с большой головой курсанта (для фуражки 60 размера), все загораживает впереди, вот и ищешь дырку, чтобы видеть полосу куда снижается и как снижается самолет.

Кстати, вспомнил о высоком выравнивании. Был у нас зам. ком. АЭ, очень грамотный, начитанный, требовательный к себе и подчиненным, отличник боевой и политической подготовки, коммунист, настаивающий чтобы мы изучали и конспектировали труды Л.И. Брежнева, материалы съезда КПСС (забыл уже какого). Начинаем выпускать курсантов самостоятельно на Л-39. Другие командиры звеньев "хитрые", берут себе проверяющих каких надо, а я в АЭ новый, ничего не знаю и планирую курсантов своего звена на выпуск с этим зам. ком. АЭ. Всех курсантов моего звена "рубит" и дает добавки. Дал ему на проверку очередного, в котором тоже не сомневался. Заруливаю на стоянку, бежит ко мне довольный инструктор того курсанта и докладывает: "Допустил, курсант уже выруливает". Спрашиваю что он ему сказал? Сказал: "Если сомневаешься, то сразу уходи на второй круг - и несколько раз ему повторял - сомневаешься, уходи на второй круг ". "Ну что - говорю ему - теперь держись за яйца!". Сказал, как в воду глядел. В методике летного обучения написано, что перед первым самостоятельным полетом курсанта нельзя заострять его внимание на чем-то (лучше вообще ничего не говорить). И вот я стою с очередным курсантом перед полосой, заходит этот курсант на посадку, все без замечаний, выравнивает примерно на 2 м. (да это даже отлично) и висит на этих 2 метрах. ПРП и РП орут: "Задержи! Снижайся! Под тобой 2 метра!". По нулям, как висел, так и висит и дело идет к сваливанию. РП заорал: "Обороты максимальные, на второй круг!". Вижу заваливается, облако пыли, ничего не видно. Я уже мысленно представил как капотирует и тут пыль рассеивается и о чудо! Чудо дивное! Самолет висит в воздухе слегка покачиваясь, набрал скорость и пошел с набором. Заходит на посадку без единой подсказки и производит посадку на отлично. Даже если РП и ПРП лишились бы дара речи после увиденного, то все равно посадка на отлично. После заруливания на самолете обнаружили, что правое крыло (от района стойки шасси) получило положительное V примерно 3-4°. С таким положительным V крыла только с одной стороны смелых летать не нашлось, рихтовка не помогла, пришлось крыло заменить полностью. Ну а выравнял он высоко (хотя это было нормально) из-за того, что темп выравнивания был чуть повышенный, а так как проверяющий вбил в голову, что нужно уходить на второй круг, то принял это как обязательное, вот только обороты двигателя забыл при этом вывести на максимал.
К этому зам. ком. АЭ я претензий не имею, он предъявлял требования к курсантам такие же, какие требовали от иракскких курсантов, которых я обучал и где они летали без ПРП. Только одного он не учел, что при наших программах подготовки таких требований очень трудно добиться, особенно когда у инструктора это первый год обучения (у меня в звене все инструкторы были молодые). Моими курсантами звена "занялся" ком. АЭ, выпустил их самостоятельно, больше этот зам. ком. АЭ никого не выпускал, ушел в академию, а я занял его место.

Владимир Гуревский   19.03.2019 20:44     Заявить о нарушении
Владимир, Благодарю за интересное дополнение к нашему общему "опусу". С Вашими взглядами насчёт обучения курсантов и всего остального полностью согласен. Что касается себя - то в том-то и дело, что у меня эта "агрессивная манера пилотирования" проявлялась изредка, так сказать, под настроение. И такое же я видел временами и у других классных лётчиков. Это в качестве примера:

http://www.proza.ru/2013/04/04/2227

В целом же у меня была нормальная сильная т/п, и не случайно замполит АЭ майор Дмитриченко Владимир Аниканович из нас семи лейтенантов, пришедших в полк из училища в 1969 году, выбрал летать в качестве штурмана со мной. Сами понимаете, со слабым лётчиком он бы летать не стал. Я сначала был очень расстроен этим фактом, что у меня - лейтенанта штурман не только майор, но и замполит. Но впоследствии, когда слетались, я оценил, какое это для меня благо. Поскольку замполит всегда должен быть впереди, меня зачастую по учениям включали в группы с опытными пилотами на сложные задания, что давало возможность набираться ума чуть быстрее, чем мои сверстники с рядовыми штурманами.

В общем, мы очень нормально летали, но был один эпизод, когда я его конкретно послал "на три буквы", правда, на ВЫ: "Пошли Вы на х..., Владимир Аниканович, на что он мне ответил: "А после этого я с тобой вообще разговаривать не буду". И вот мы висим за облаками на 7800 метров, корабль БПК, которому мы должны обеспечить ракетные стрельбы сбросом двух мишеней ПМ-6г, орёт: "Доложите ваш маневр?", а не знаю, куда крутить каралик штурвала. Чем кончилось дело, не повествую - в каком-то из рассказов это есть.

В общем, эта манера пилотирования у меня случалась лишь изредка, и ни на ИЛ-28, ни на ТУ-16 меня не подвела, а вот на 22-ом проявилась и лишь случайно не привела к поломке самолёта. После чего я её у себя искоренил как враждебный элемент. А вот с чем действительно не удалось справиться, сейчас уже в этом можно признаться честно - я всегда был склонен к хулиганству. Если была возможность пролететь пониже и побыстрее, я это использовал на любых должностях, в том числе - командир полка и даже начальник Службы Безопасности Полётов.

http://www.proza.ru/2014/09/01/2009

Понимаю, что это меня не красит, но "из песни слова не выкинешь", и такие мы уж "непредсказуемые птички" - морские лётчики. В общем, этот факт лишь подчёркивает момент, как важно знать индивидуальные качества пилотов, которых обучаешь.

С уважением, ВВЧ.

Полковник Чечель   19.03.2019 23:44   Заявить о нарушении
Вспомнился случай, связанный с "резким" пилотированием. На соревнованиях по самолетному спорту (Л-39) при выводе из нисходящей вертикали, при большой скорости, летчик резко дернул ручку управления на себя так, что сорвал поток с крыла (вывел на закритические углы атаки). Срыв потока был услышан нами на земле в виде хлопка. Представьте себя на его месте, когда вместо выхода из отвесного пикирования, нос самолета "останавливается" в этом угле, из-за критического угла атаки. Летчик вовремя сообразил, сразу же "отпустил" РУ и начал плавно, но энергично выводить из пикирования. Вывод произошел ниже 200 м и летчик был снят с соревнований. Мы же, наблюдая происходящее со стороны, пришли к выводу, что если бы летчик не потерял время из-за резкого движения РУ, приведшее к выходу на критический угол, то он бы вписался в диапазон нижнего предела по высоте 400 м., ну или максимум, получил бы штрафные очки, снизившись ниже 400 м, но выше 200 м.

Владимир Гуревский   21.03.2019 12:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Полковник Чечель
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Гуревский
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.03.2019