Рецензия на «Бесы» (Исаак Аронсон)

Исаак, обычно я не пишу комментариев на подобные материалы. Отвечаю только на вашу просьбу. Вы ни на Прозе, ни на Стихире ничего не написали о себе. Потому я не могу судить, насколько глубоко вы ознакомлены с оригиналами исторических материалов, а рассуждений дилетантов с левыми и правыми позициями по таким важным и очень разноплановым процессам чрезвычайно много.
Я глубокий технарь, исторических первоисточников, документов, позволяющих рассуждать на эти темы никогда не читал, потому и не отзываюсь на подобные статьи.
По сути вашего текста могу только сказать, что мне такое обобщение понятия “бесы” не по душе.
Вы начинаете текст словами:

“Каждый из нас, в разной степени, страдает от борьбы с бесами, сидящими в головах наших или ещё глубже”.

Я в себе никаких бесов не ощущаю, ни какой борьбы в себе ни с кем не веду. Смысл слова “бесы” здесь воспринимаю, как философскую абстракцию, но вступать в философские рассуждения не имею желания.

Леонид Котов   27.06.2019 21:32     Заявить о нарушении
Имеются в виду Бесы, как их высветил Достоевский. Нет проблем написать о себе, непонятно откуда начинать. Наверное главное это то что 31 год прожил в Москве, закончил МИФИ, защитил диссертацию в области динамики ядерных энергетических установок. Стал пробовать писать найдя, вдруг, трудно преодолимую потребность. Верю в существование души, как частицы Бога в каждом человеке, по мировоззрению, наверное, ближе всего к направлению иудаизма - ХаБаД, хотя и остаюсь человеком светским. После волны проб, видимо, замолчу, наконец-то, на какое-то время, есть внутреннее убеждение что нужно читать и впитывать. Заметки на проза.ру пушу, в основном, после ужаса от рассуждений русских, которых теперь пруд пруди в северной америке. Очень хотелось бы улучшения в России. Могу сказать что, рассуждая о социализме, прочитал почти всё что написал Троцкий, и просмотрел некоторые статьи Ленина, и в целом, мне трудно представить что я не владею информацией настолько что писать о том что пишу мне нельзя. Считаю Ленина гением, но человеком воновным в смерти очень многих, что вызывает нечто сродни ненависти.Если есть сказать что-то конкретное был бы очень признателен. Спасибо Вам.

Исаак Аронсон   27.06.2019 22:13   Заявить о нарушении
Исаак, на ваши слова:

“Если есть сказать что-то конкретное был бы очень признателен.”

Могу ответить так - что-то конкретное сказать есть, но мы с вами люди разных поколений, очень разных условий жизни и потому наши отношения к тем или иным событиям могут быть очень различны. В здешней переписке их обсуждение – занятие невозможное да и бесполезное.
Однако, кое что я всё же скажу. Вот на ваши слова:

“Считаю Ленина гением, но человеком виновным в смерти очень многих, что вызывает нечто сродни ненависти.”

можно многое сказать.

Да, руководитель революционного процесса, естественно, виновен в гибели множества людей и гибель эта весьма прискорбна. Однако, не с Ленина начинается история переустройства государств. Тут можно бы многое вспомнить, но, во-первых, я не историк, во-вторых тут не место для обширных дискуссий. Но, всё же, вспомним, хотя бы французские революции…
Революционеры задумывают переустройства мира, поскольку видят пороки мира, в котором живут.
То есть не ради собственной славы, власти, а ради лучшего устройства мира. Многие мыслители в разные века задумывались об этом, разрабатывали модели переустройства. Примеры, полагаю, вам известны.
Ну а жертвы инквизиции, длившейся сотни лет и охватившей не только Европу, но и перебравшейся в Америку? Они-то ради чего? Я что-то не вижу возмущений по этому поводу.
Ну а жертвы “великих” завоевателей: Они-то чему приносились? Только лишь ради жажды власти и величия. Никаких целей облагородить мир у них не было. Но их зачислили в великие и о ненависти к ним я выступлений не вижу…
Ну а ужасающие картины жертв Хиросимы и Нагасаки? Это не вызывает у вас ненависти к их организаторам.
Или то, как из желания переустроить порядок в других странах США приносят в жертву множество людей в этих странах, это у вас не вызывает ненависти? Может, вам неизвестен обширный список этих стран? Переустраивать порядок не в своей стране, а в других странах, принося в жертву жителей этих стран, это нечто новое в мире. И безусловно, - преступное. Ну а где осуждения?

Повторюсь, идеи переустройства мира ради его большего совершенства рождались и иногда делались попытки их реализации многократно, Россия в этом не исключение и не лидер.
Но в России родился гений, который оказался успешнее других, единственный, кому удалось начало строительства нового мира. Жертвы приносились не во славу личности, не ради власти, ради лучшего устройства мира. Но человек, даже гений, слаб и жизнь его подвешена на ниточке… Переустройство не удаётся, жертвы оказываются напрасны.

Однако, идея переустройства мира, зародившись в древности, не умерла и ради неё вновь и вновь будут новые жертвы.
В России эта идея рождена не Лениным. Она прорастала веками. Я как-то попытался показать это на поэтических примерах, выстроив в ряд произведения разных авторов на тему российских бед и призывов к переменам.
Получилась подборка стихотворений под названием “Буря в России” - http://lfkotov.narod.ru/poezija-zizn/storm.html
В нём даны тексты 31-го стихотворения, начиная с Гавриила Державина – “Властителям и судиям” (1780 г.) и кончая Сергеем Есениным – “Русь советская” (1924 г.).

Леонид Котов   28.06.2019 11:58   Заявить о нарушении
Спасибо !

Исаак Аронсон   28.06.2019 17:02   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Исаак Аронсон
Перейти к списку рецензий, написанных автором Леонид Котов
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.06.2019