Рецензия на «Дефицит пилатчины» (Владимир Прозоров)
Интересный образ Понтия Пилата. "Ведающего и не делающего" с "внутренним комплексом вины". Эдакий интеллигент. А насчет прототипов, Максима Горького и попытки вместить сюжет в пределы советских реалий вообще, так в целом - вы, по-моему, всё упрощаете.Я бы так не стал. Роман "Мастер и Маргарита", как мне лично видится, имеет во многом мистический характер, в чём-то даже едва уловимый. По крайней мере, искать прототипов Мастера, Пилата, Воланда и прочих среди советских граждан - это немножко наивно. Вы слушаете песни Игоря Талькова? Среди песен у него есть такая - "Бал Сатаны" называется... "Кончен бал. Погасли свечи..." "Сатана гулять устал. Гаснут свечи, кончен бал". Песня написана была в августе 1990 года. Текст песни есть в интернете, почитайте целиком. А теперь сравним "Мастера и Маргариту" 1930-х и "Бал Сатаны" 1990 года. В "Бале Сатаны" во многом чувствуется что-то едва уловимое от "Мастера и Маргариты". Вам так не кажется? Я считаю, что Михаил Булгаков просто хотел посредством своего романа донести до людей нечто более высшее, нежели просто характер Сталина в образе Воланда (есть такие мнения), например, или ещё нечто подобное. Не надо упрощать. Артём Корюкин 09.07.2019 18:21 Заявить о нарушении
Нет-нет. Какой же Воланд - Сталин? Воланд - Воланд, и всё. Философский образ князя тьмы из бесконечной древности, созданный Булгаковым. Сюжетный благородный герой. Распорядитель справедливости и мститель по воле автора. А разве он там хоть что-то несправедливое совершил? Из Сталина же - какой распорядитель "справедливости"?
Понимаете, в чём дело: все произведения Булгакова о советском времени несут в себе неприятие советской идеологии. Где явно, как в "Собачьем сердце", где косвенно, как в "Белой гвардии". Философское, глубоко продуманное, логически обоснованное отрицание не просто советской власти, а её ущербных болезненных взглядов на человеческий социум. "Мастер и Маргарита" значительно выбивается, казалось бы с первого взгляда, из этой общей закономерности Булгаковского творчества. Слишком всё отвлечённо закручено, как кажется. И романтически-мистично. Но закономерность не может так вот взять - и прерваться, да ещё на финальном произведении. Я не то что бы нашел её след в активном поиске, нет. Просто с возрастом и жизненным опытом начинаешь чувствовать то время, в которое создавался роман. Понимать чувства автора. Едкую горечь бессилия умного человека перед жестоким лицемерием. Ну, далее - возвращаясь к написанному мною в статье. Владимир Прозоров 10.07.2019 21:24 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |