Рецензия на «Глава 2. Планы Нэсса» (Манскова Ольга Витальевна)

Начну издалека. Я человек безумно ленивый и пресыщенный, литературу (современную), практически не читаю. По двум причинам. Первая - не надеясь встретить в ней что-либо заслуживающее интереса (хоть и отдаю себе отчет в том, что в своем снобизме я, возможно, и не прав) Но тем не менее, в соответствии со своей натурой (см. выше)мне лень выискивать жемчужные зерна, да и временем для этого я не располагаю, ибо загружен делами по самое нехочу. Вторая - я УЖЕ прочитал столько, что хватит на батальон читателей и, собственно, свой жизненный план по проникновению в суть вещей исполнил - теперь осталось лишь время на воплощение полученных знаний. Так что я перечитываю, иногда, старые проверенные временем книги, которые каждый раз играют все новыми и новыми гранями. Конечно, время от времени, нападаешь на что-то что не понравилось - и не смог осилить в юности и застываешь с открытым ртом от осознания своего идиотизма - это такой редкий подарок Богов. Из школьной библиотеки я выносил книги чемоданами, когда читать там стало нечего, настала очередь районных, когда скончались и они - стал ездить в городскую. Конечно, выбор, по сравнению с сегодня - был не ахти - но все же... На филфак ЛГУ я поступил сдав один экзамен - написав на пятерку сочинение. На 2200 абитуриентов - их было три. Без этого я бы и не поступил - и даже не потому, что недостаточно хорошо знал английский, а потому, что места в английских переводческих группах, куда я и поступал, были расписаны за несколько лет до этого между дочками секретарей райкомов и прочих подобных "товарищей". Ну и как Вы понимаете - по своей второй специальности, а она у меня - "Русский язык и литература" - я прочитал столько...
Так что, когда эта книга попала мне в руки - я ничего читать и не собирался даже и в проекте. Просто на страничке своего друга в FB я, зайдя в фото, обнаружил очаровательные рисунки. Совершенно детские, чистые, непосредственные - совершенно юные - каким, хотя бы отчасти, только и должно быть подлинное искусство. Это были иллюстрации к этой книге. И уж тут я не стерпел) - нашел книгу поиском и начал читать. Поверьте - давать мне что-либо читать - занятие совершенно убийственное. С одной стороны - в силу того, что я считаю себя человеком достойным, я всегда предоставляю автору огромный кредит доверия - и, в любом случае, признаю его право на самовыражение - то есть не лезу с занудными и мелкими придирками. Но при этом во мне сидит внутренний цензор, совершенно безжалостно препарирующий ткань повествования и ее качество. И как я не пытаюсь его душить - он неумолим. Посудите сами - существуют три (вернее четыре) русских перевода "Властелина колец" - и они делались людьми увлеченными, искренними и один из них даже удостоился одобрения потомков Толкиена. И я все их (почти) прочитал с огромным удовольствием - НО НИ ОДИН ИЗ НИХ меня не удовлетворил. Прямо как в "Убить Билла" - "настоятель пытался утешить Пэй-Мэя - но Пэй-Мей был безутешен...":)В итоге пришлось начинать свой собственный.
В общем, под недреманным оком моего Цербера, не стану скрывать, начало мне далось несколько тяжеловато. Естественно, как Вы понимаете, он указывал мне на множество аллюзий и до боли знакомых сюжетов. Впрочем, ничего страшного в этом нет - Шекспир ведь тоже не придумал ничего нового - все его произведения ( за исключением сонетов, естественно - ну или почти все) написаны до него. Но он спас их от забвения - вдохнув в них Душу и сделав бессмертными.
Маленькое отступление) - А есть ли вообще смысл что-то читать, если знаешь все, что можешь прочесть? Я стараюсь избегать чтения, когда мне корявым языком пытаются сказать то, что мне и так хорошо известно. Рацио - вот бич современной цивилизации, бич массового сознания. Хотя - подлинная литература, как и подлинная философия, всегда были уделом немногих избранных, сумевших подняться до этого уровня - что само по себе задача нечеловечески трудная. Так что мое сетование - неуместно. Подлинно гениальное произведение - всегда Дар Души, оно существует независимо от создателя и появляется на свет только потому, что тот не может удержать его внутри - независимо от обстоятельств, наличия или отсутствия денег - оно не может не появиться - как не может не родиться желанный ребенок. На Востоке считается, что интеллект слишком ограничен, нерелевантен, часто базируется на ложных посылках и, закономерно, делает из них ложные выводы. Он - всего лишь грубый инструмент, наподобие лопаты, обслуживающий примитивные технологические потребности цивилизации. Тонкие же вопросы мироздания, которые несравненно сложнее, чем представляется неразвитым материалистам, можно постичь только одним путем - путем Интуиции, путем Сердца. Собственно, Интуиция - это и есть Высший интеллект - потому что он перерабатывает абсолютно всю информацию и все знания, с которыми Вы сталкивались за свою жизнь ( и чем выше Ваш опыт - тем блистательнее Ваша интуиция) и подсказывает Вам решения. Конечно, он при том не берет на себя примитивные функции интеллекта - он выделяет только Главное - жизненно важное на текущий момент. И постичь Истину, проникнуть в тайны мироустройства - можно только этим путем. В силу сказанного, как Вы понимаете, понятие Сердца и Души приобретают совершенно особую окраску - из абстрактных понятий они превращаются в столпы познания. Вы вольны посмеяться)Но если Вы способны заняться дзен-буддизмом, даосизмом и практиками Гюрджиева - не на бульварном уровне, то через десяток лет Вы поймете - что сказанное - чистая правда.
Итак, для меня что-либо имеет подлинную ценность (а весь этот мир наводнен подделками) только тогда, когда в нем есть Душа. Потому что когда есть душа - тогда есть и смысл, и, стало быть содержание. Потому что наличие Души - это всегда свежий взгляд, который можно считать не на уровне неуклюжих, пусть даже и вылизанных до совершенства бесполезных "откровений", рожденных интеллектом. Если книга не имеет Души - она для меня бессодержательна. И никакие ухищрения Формы не заменят для меня отсутствия содержания. Конечно, идеальным является сочетание глубоко содержания с блестящей формой. Но это уже - гениальность. Поговаривают о том, что такие вещи создаются не здесь. И совершенно неслучайно в программу подготовки самурая входили каллиграфия, танцы и изящные искусства. Этот мир синкретичен, един. Воспитывая в своей душе Прекрасное, ты получаешь в свои руки оружие, расширяющее пределы твоего сознания и превращающее твою интуицию в то же самое оружие.
Ну и наконец - я уже слишком стар, чтобы читать книги ни о чем - я читаю книги только о вечных ценностях - только они меня еще и интересуют. Эта книга о них.
Таким образом, я был настолько обрадован открывшейся мне картиной, что за следующий день прочитал обе книги целиком. С удовольствием обнаружил для себя много интересных свежих сюжетов, наряду с узнаваемыми и пришел к выводу, что книга, несмотря на все аллюзии совершенно самостоятельна и исключительно интересна. Не буду говорить о форме - это нелепо. Форма - продукт творческого развития автора (если есть чему развиваться) и несет на себе его индивидуальное отражение. Ее только нужно кормить - Прекрасным и плоды не замедлят явиться.
С огромным удовольствием прочел все и буду с нетерпением ждать продолжения, а в свободное время познакомлюсь и с другими произведениями автора. ("Царь Сатан дивится чуду, молвит - коли жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу.")

P.S. Я зарекся ставить кому бы то ни было оценки - ибо уже мое чванство знатока посрамлено не в первый раз - я вот так же, случайно, уже натолкнулся на невиданной чистоты алмаз - поэта, которого я могу для себя счесть духовным наследником Цветаевой - то есть абсолютно гениальным.

Андрей Кучер 2   30.09.2019 20:27     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение!Рада встретить собрата по Отечеству (СПб, филфак, русский язык и литература - заочно, однако. Всю жизнь на трудных, грязных работах - где-то в перерывах учусь или пишу. Такова моя карма.) Меня почти никто и никогда не комментирует. Вне зависимости от оценок, то пишу на вдохновении, то совсем теряю эту нить и себя. Как и сейчас, хотя постепенно выхожу из очередного кризиса. Общения, ни вживую, ни нормального интернетного - кроме семьи, почти не имею. Я - странствующая одиночка. Мысленно странствующая, конечно.И, думаю, у меня почти не осталось времени...

Манскова Ольга Витальевна   06.10.2019 14:42   Заявить о нарушении
Мы не в силах изменить количество времени, которое нам отведено. Мы можем лишь решить - как его потратить.

Андрей Кучер 2   11.10.2019 16:17   Заявить о нарушении
Те, кто выдвинулся далеко вперед - обречены на одиночество. Это их плата за то, что им дано. Всегда, к месту и не к месту, вспоминаю по этому поводу фразу Атоса - из нашего фильма про трех мушкетеров - ответ на предложение Ришелье: "Это слишком много для Атоса, и слишком мало... - для графа Ле ла Фэр"

Андрей Кучер 2   11.10.2019 16:26   Заявить о нарушении
Не смог сдержаться. Вспомнил:
Мы вернёмся сюда через три тысячи лет
А до этого срока вряд ли вспомнят о нас
Мы оставим свой след на неостывшей золе
Прежде чем нас убьют за выражение глаз

Андрей Кучер 2   11.10.2019 18:54   Заявить о нарушении
Если даже вернемся,
Вряд ли именно мы.
Возвращается к Солнцу ледяная комета -
Но уходит в пространство зимы.

Изменяется всё;
Но откуда щемящая грусть?
Стынут струнами черными за окном провода.
Я сюда не вернусь. Никогда.

Манскова Ольга Витальевна   17.10.2019 21:08   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Манскова Ольга Витальевна
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Кучер 2
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.09.2019