Рецензия на «Волчья кровь» (Паша Цвибышев)

Фильму не повезло в том, что был выпущен в дурацкое время. В Союзе, глядишь, и прогремел бы. Плюс лучшее финансирование и плёнка. Даже сентенции полковника, думаю, оставили бы. Судя по отрывкам размещённых ссылок (за что Вам, Павел, искреннее Уважение) все ещё играют по-советски прекрасно, и даже беременная девочка, и даже нелюбимый мной Авилов вполне на своём месте. А уж кожаная рубаха Сидихина так вообще финиш - номинация на "Оскар".) Желание посмотреть фильм полностью, мне кажется, лучшее признание.

Что касается статьи, рискую не в первый раз повториться. Зло, остроумно, глубоко, добросовестное удерживание высокой планки. Одно время я покупал толстенные журналы о кино, где рецензии казались интереснее самих фильмов, точнее, подкупали к их просмотру. Просмотр был затруднён в отсутствии интернета, а вот статьи завораживали. Читая Вас, я жалею, что не вижу их напечатанными на глянцевой бумаге. Или, хотя бы, на страницах киносайтов, коих они безусловно достойны.

Тема же стара как мир. "Добро должно быть с кулаками", рабочая лошадка Жеглов ради будущей Эры милосердия. Пацифизм прекрасен как идея, но глуп в современных реалиях. В связи с чем вспоминается отрезвляющий факт, что классовая война никогда не прекращается, молчание пролетариата провоцирует безжалостный геноцид со стороны капитала. Так что от условного нагана никуда не уйти. Отсюда интересно, показаны ли в фильме причины, по которым Добрых выбрал-таки "красную" сторону? С учётом, что это 1995 год, боюсь, что нет. И тогда фильм действительно схож с "Хорошим, плохим, злым" Леоне, где жирным минусом, на мой взгляд, является абсолютная пошлость героев. Космическая музыка Морриконе никак не вяжется с мелочностью их мотиваций (финальная сцена, где "плохой" мечется по кладбищу в поисках могилы с золотом), воспитанный советскими фильмами, меня не оставляло недоумение, как можно создать прекрасное полотно про откровенных... блин, мещан, что ли. Пусть и с кольтом в кармане. Не удивлюсь, что именно это обстоятельство помешало ему в своё время появиться в советском прокате.
Да, Гражданская пестрит сиюминутными авантюристами с обеих сторон, но если ты делаешь картину, то должен понимать, что являешься широким глашатаем определённой идеи. И если это "революция - бессмысленная свара головорезов", то понятно, на какую мельницу она льёт.

Андрей Рамодин   24.10.2019 00:16     Заявить о нарушении
Сидихин похож то ли на молодого Путина, в излюбленной им тайге, то ли на Мадса Миккельсена.)

Андрей Рамодин   23.10.2019 22:57   Заявить о нарушении
На мой взгляд, крайне сомнительно, чтобы "Волчью кровь" пропустили в СССР. Бытовало вроде такое определение у советских цензоров: "несоциалистический способ существования на экране". Единственный казалось бы идейный персонаж - председатель местного ЧК Боровик в исполнении столь не любимого вами Авилова (хотя чего вы так на него взьелись аки советский цензор?)) - кстати, посмотрите "Смиренное кладбище" там Авилов также весьма органичен) на поверку оказывается недальновидным краснобаем, проморгавшим измену у себя под носом. Ведь ополчились же на "Меня зовут Арлекино", а это был, на минуточку, 1988 год. Слишком ехиден этот Добрых, эта насмешливая улыбочка, глумливые ремарки - Родион скорее больше смахивает на анархиста, нежели большевика. Однако при этом он жесткий деспот - "в военное время право заменит приказ. Мой!", постоянно грозит пустить в расход. При этом не лишен человечности: слепо не мстит Серкову за отца, не убивает папеньку атамана, прощает фельдшера, за что потом его отчитывает Боровик, мол, с чего вы взяли, что можете решать, кому жить, кому нет (снова это революционное самоуправство). Все таки, Родин Добрых - положительный персонаж, я погорячился с выводами, поддавшись на уже набившее оскомину клише о том что и красные и белые здесь не ангелы, кочующее из публикации в публикацию. Серков явное зло, ну а Добрых, пускай даже если и зло, то гораздо меньшее.

Паша Цвибышев   24.10.2019 21:54   Заявить о нарушении
Да, пожалуй, я сморозил глупость, в чистом виде фильм завернули бы уже на уровне сценария, чего стоит, хотя бы, открывающая сцена. Но при известной сошлифовке, или редактуре, вполне может быть. Теме гражданской войны в советском кинематографе иногда позволялась и некоторая фантазия ("Неуловимые"), и буйные эксперименты ("Бумбараш"), мол, время было смутное, "кислотное", противоречивое, так что Сидихин в кожаной рубахе каким-то образом мог бы "выстрелить", даже в контексте сурового "осуждамс". Просто, как я подчеркнул, должна была бы присутствовать нужная, в конечном итоге, идейность. В конце-концов, не надо забывать, что у Добрых есть реальный прототип, а это и есть правда, а не вымыслы сценариста. Правда, возможно, более жёсткая, но глубже и справедливей мотивированная, кто знает? В этом смысле, как Вы правильно заметили, мы плывём по течению некоторых навязанных штампов, и, возможно, советская интерпретация как-раз была бы ближе к истине, хотя, повторюсь, лихих наполеонов хватало. Понятно, что Слащёв вернулся не потому, что горячо возлюбил рабоче-крестьянскую Россию, а потому что был в тёрках с Врангелем, но были и искренние "слащёвы". Твой выбор про кого снимать. Конечно, надо бы глянуть фильм, но на первый взгляд, несмотря на анархизм главного персонажа, фильм по духу скорее "советский", или постсоветский, но не нынешний монархистко-блевотный, прости господи.

Вы настоящий знаток "перестроечного" кино. Жаль, что многие фильмы в то время уходили в никуда. Мелькали названия, да и только. Большей частью, наверно, к лучшему. Но, конечно, были и достойные, как-никак советская школа ещё никуда не делась и хорошо, что Вы даёте им вторую жизнь.)

Андрей Рамодин   25.10.2019 00:25   Заявить о нарушении
Да уж, конец 80-х - начало 90-х,да и нулевые, пожалуй, лихое время. Народ выживал, не до кино было. Таких добрых и серковых хватало в каждой ОПГ. Смотреть эти шедевры, пожалуй могли относительно благополучные Москва и СПб (относительно благополучные по сравнению с глубинкой), однако там молодежь в то время по большей части упарывалась на рейвах.

Паша Цвибышев   25.10.2019 08:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Паша Цвибышев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Рамодин
Перейти к списку рецензий по разделу публицистика за 23.10.2019