Рецензия на «Зачем Афанасий Никитин отправился в Индию?» (Дмитрий Медведев 5)

Афанасий Никитин с Индией, Хабаровск с Норильском и деньги, деньги,деньги...
(аллаверды к http://proza.ru/2020/07/20/509, отчасти к http://proza.ru/2020/07/23/373 и http://proza.ru/2020/07/22/525)
Говорят, "хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах". Говорят, "наедине --
это один на один с Богом". Но говорят и "Судьба играет человеком, но человек играет на трубе".

Вообще-то много чего говорят, и, хоть реальных научных подтверждений пока никто нигде не привёл, но ведь по жизни именно так и получается! Не верите? Ну, вспомните хотя бы "ссанкции" против России: они так много говорили всюду об угрозе России, хуже того, они так громко думали, когда считали будущие барыши с выгодой от развала России, а результат?... А тут ещё вишенкой на тортик ковидла намазалась...

Не так ли обстояли дела у Афанасия Никитина? Нет, конечно, сугубо-исторически и научным способом мы можем сомневаться в существовании самого такого купчины, более того, его предсмертные речи, записанные писцом, столько раз переписывались, столько раз в них вносились изменения, что исходный вне-литературный текст с его реальными вне-литературными, обыденными событиями, равно как и сам образ купчишки представляются нам, в начале двадцать первого века, скажем так, весьма сомнительными.

Но ведь факт записи "Хожения за три моря" есть? Литературный факт -- и литературное событие -- есть? Значит, хотя бы как литературный персонаж, Афанасий Никитин является для нас не менее жизненным, животрепещущим, авторитетным и взыскующим нашей читательской, человеческой, эмоциональной, этической и эстетической реакции не в меньшей степени, чем Ходжа Нассреддин! А в связи с родством русской литературной культуры, то и в бОльшей степени, чем Ходжа Насреддин или Д'Артаньян с мушкетёрами и разными там кардиналами!

Вот давайте рассмотрим бытие этого самого литературного Афанасия Никитина с точки зрения не изложенного в тексте "Хожения", а в смысле восстанавливаемых из за-литературным бытием отношений человека и Бога/Судьбы. Более того, усложним себе задачу, рассмотрим не дошедший до нас текст "Хожения", а то, как он -- текст, -- и они -- отношения -- отобразились в тексте Дмитрия Медведева 5, в "Зачем Афанасий Никитин отправился в Индию?"...

Купец был Афанасий Никитин... скажем помягче, так себе! Даже не купец или купчина, а купчишка: "он не собирался ни в какую Индию, а был купцом и хотел «провернуть» очень выгодное дельце в Закавказье. Вернувшись с неплохом барышом, хотел отдать все долги в Твери". То есть долги -- были. Причём не просто текущие долги, а-ля кредит на текущие расходы, а такие, которые исходя из привычной текущей торговой деятельности отдать он не мог: вспоминаем покупательскую ёмкость рынка, вспоминаем его сегментирование и особенности продвижения товара. Только дальний поход, только куш, сорванный на экономии гарантии оплаты купеческих рисков, за счёт отсутствия большой и дорогостоящей охраны, представляющей угрозу уже для местных разбойников, отсутствия опытных местных навигаторов-штурманов, способных предсказать бурю, то есть нищебродство в крупных экономических масштабах. И это всё вместо нудной скрупулёзной ежедневной торговой работы, вместо отыскания новых сегментов, вместо продвижения своего товара, вместо сегментирования самого товара...

"Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах", очевидно ведь, что Бог был против такого сверхбюджетного кидняка кучи классных, но узких специалистов, кормившихся с мер, обеспечивающих безопасность этого торгового пути. Потому конец закономерен: "Какой смысл был возвращаться на родину? Чтобы оказаться в долговой тюрьме? Вариантов не было. Только вперед «…я с горя пошёл в Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего»".

И вот тут вот начинается "играет на трубе": ведь не планировал Афанасий идти в Индию, вообще дальше Закавказья не планировал! И дорога непростая, и пути неведомы -- с чего его в Индию-то понесло? Неужто только из-за того, что "Афри... эээ Индия -- страна чудес", что только что случившийся печальный опыт ничему не научил, и вместо удлиннения плеча торгового пути местного тверского купчишки до рейда в Закавказье захотелось ещё удлиннить плечо "аж до Индии", чтоб купить за полушку, а продать даже не за рубль, а "за мульён"?

С одной стороны, вроде бы и так, и в "Хожении", и в тексте уважаемого Дм.Медведева 5 читаем: "Судя по его записям особых успехов в торговом бизнесе у него не было. И тем несчастным кредиторам, которые ссудили его оборотным капиталом на «круиз» до Закавказья (первоначальной цели его поездки), не повезло с невозвращенной ссудой". Но почему же тогда сам "круиз" состоялся, почему же тогда Афанасий Никитин вернулся, смог вернуться, а не сгинул в диких и страшных жарких туманных далях тропической Индии?

"А человек играет на трубе": видно, было что-то такое в стремлении тверского купчишки, что даже и Судьба, и Бог не стали смеяться, а придержали "длань карающую", типа "нехай, а мы посмотрим". Видно была в нём какая-то мистическая мечта, порыв к чему-то недоступно-волшебному, сродни походам в Беловодье или поискам правды и счастья для всех, и чтоб никто не сбежал обиженным, именно то, что и делает из обычных и обыденных сереньких людишек первопроходцев и первооткрывателей, Колумбов и Магелланов, святых подвижников -- ну или шутов и юродивых. Та самая для протестантского духа Европы "глобальная бездельная гниль", которая, собственно, заставляет "не бить по мелкому, замахиваться на большое", "тыкать не каждым пальцем, а всем кулаком", стремление к вечному, глобальному и общезначимому, а не к сиюминутному и ощутимо-полезному. Которая и приводила католицизм к "титанам Возрождения"... и к кострам инквизиции с другой стороны.

Вот через поход Афанасия Никитина в Индию мы и подбираемся... к Хабаровску с Норильском.

Что принёс тверской купец из Индии, помимо болезни, от которой и помер в монастыре? Прежде всего тот товар, который пережил его самого: информацию. То, что позволило (или позволило бы) другим купцам по его следам успешно с Индией торговать. Да, до нынешнего пост-индустриализма, когда информация как технология становится самым ценным товаром, ценнее денег и любых других ресурсов, ещё было очень-очень далеко. А Афанасий Никитин -- осознал, понял! А тверской купчишка нёс её домой, как самую большую драгоценность, нёс, и боялся не донести, и умереть себе позволил только после того, как ёё -- информацию -- записали, и не просто записали, но ещё и обещались довести. Чем не титан Возрождения? Чем не Бенвенуто Челлини, только вместо пушек и конных статуй льющий из своих мыслей, слов, мечтаний не менее убийственные и жизненно-важные вещи, будущие торговые связи?

И второй товар. Тот, который "двигал" не только его в многолетнем "круизе", но и длань карающую Бога / Судьбы. Мечту. Не просто мечту, но Мечту воплощённую. Человек -- смог. Даже такой никчемный, зряшный купчишка, как Афанасий, захотел -- и смог. И прошёл. И увидел. И познал. Ибо нет предела. А вот чему "нет предела" -- это уже каждый, сам. В соответствии с собственной Мечтой. С собственной в неё Верой. Как там в Евангелии, "если бы было веры в вас хотя бы с горчичное зерно..."

Вот такой пердимонокль Веры, Информации и денег закрутили Бог и Судьба с Афанасием Никитиным ещё в середине пятнадцатого века. И ведь поныне не меняется ничего: поманить "большим и длинным рублём" -- и вместо того, чтобы его честно, но трудно и нудно зарабатывать, сколькие кинутся протестовать против того, что "кто девочку ресторанит, тот её и танцует" (ведь девочка-то -- местная, своя!), в расчёте на долю от ставшего местным, а не федеральным, финансового пирога, как в Хабаровске?

А если вдруг "закон сменили" и "аварийным пирогом" теперь кошерно затыкать дыры не в местном, Норильском, а в федеральном бюджете? То есть "большой и длинный мульён" вдруг стал вполне себе виртуальным, ну как победа на турнире силачей внутри компьютерной игрушки или секс по телефону: он вроде есть, но его всё же нету? Ведь проблема-то -- она реальная, ни экологическая катастрофа в Норильске, ни проблемы власти в Хабаровске от этого не перестают быть реальными, не становятся виртуальными?

Всех, способных честно и трудно зарабатывать проблемы, конечно, касаются, но ни "длань карающая", ни "играет на трубе" пока не про них: они заняты своим делом. А вот среди тех, кто, как Афанасий Никитин, "так себе купчишка"...

"Супербюджетный круиз за богатством" уже не только начался, но и завершился уже после бури: товар разграблен, корабли разбиты, оставшееся подобрано чужаками как "что упало -- то пропало". Наступила полоса волосо-драния и небо-проклинания. То есть очень эмоциональной реакции на заранее предсказуемый, но такой лично-обидный факт "не свезло": денег нет, а без честного труда и не будет. Самое важное -- что же дальше?

Что же дальше? Найдётся ли среди "предсказуемых пострадальцев" вменяемый до такой степени, чтобы сделать выбор, чтобы, если уж деньги ему настолько важны, "пойти за деньгами", отказаться от "местечкового" -- пардон, сиречь, регионального -- мышления и перейти на "федеральные рельсы" оценок и ориентиров? Как расторговавшийся купец идёт к более удачливому и умному конкуренту в приказчики и ученики?

И самый главный для меня вопрос: найдётся ли среди них хотя бы один Афанасий Никитин, способный "пойти за мечтой", чтобы принести новый "товар на века", ту самую "информацию про технологию успеха", которая послужит если не ему, то его потомкам? И -- новую мечту о новом человеке?

Станислав Кочетков   24.07.2020 11:11     Заявить о нарушении
Станислав! Ну Вы и дали! Просто поражен глубиной мышления и сопоставления. Зачитался, даже не смог бы "подпрыгнуть" до Вашей планки.
По Хабаровской ситуации могу добавить только, что то восприятие мира, которое происходит в головах хабаровчан (и россиян) будет очень крепко сидеть в подкорке, как "информация про технологию успеха". Они (мы) ее очень быстро забудем,как это не удивительно. Но она нас будет постоянно сопровождать и в определенный момент очень громко выстрелит. Во всяком случае у меня такое видение. От различных московских событий не происходит этого эффекта - слишком много наносного, внешнего, спорного, накрученного. А чистая и обычная обида хабаровчан на несправедливость это действительно сильно. И уж точно в чей-то голове отзовется стократно.

Дмитрий Медведев 5   24.07.2020 18:46   Заявить о нарушении
Ничего особенного.

Мне ведь было проще: соединить своё собственное вИдение и Ваш "в унисон, но не совпадающий" взгляд -- это ведь уже диалог, это ведь всяко продуктивнее, чем быть первопроходцем, искать в одиночку...

Станислав Кочетков   27.07.2020 08:04   Заявить о нарушении
Извините.
понравилось как эмоциональный "выстрел" высказанное у Станислава.

Эхом выстрела отозвалось:
Интересная ситуация с таким человеком была - с человеком по имени Иакинф Бичурин.
Знакомый Пушкина, нечто из записей о Китае, Манчжурии Пушкину передал, может быть и некоторые сюжеты сказок Пушкин оттуда взял.

Но не об этом:
Чтоб не заработать, сидя на связи Россия-Китай совсем ничего - это надо уметь.
Специалистом хорошим быть в неумении.

А с другой стороны: в рассуждениях о Афанасии Никитине, о Бичурине упускаем интерес обратной стороны, интерес южной стороны, имея её в нашем видении как бы пассивной.

А она тоже что то, да предпринимает, что то, да делает. Имеет к этому ресурс гораздо более мощный, чем мы.
Делает посредством купцов.
Купцы оттуда - нами представляются в таком случае почему-то в экзотическом индийском тюрбане.
И никак не укладываются в нашей психологии в лиц в иудейской шапочке.

Может быть мы здесь что то не додумываем ?

Георгий Сотула   06.08.2020 07:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Дмитрий Медведев 5
Перейти к списку рецензий, написанных автором Станислав Кочетков
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.07.2020