Рецензия на «Разве может человек не грешить?» (Андрей Миронычев-Добровольский)

РАЗВЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК НЕ ГРЕШИТЬ?
ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ
А НАРОД МОЖЕТ

Народ вообще не грешит, явление греха присуще личности человека. Именно поэтому понятия добра и зла в истории возможно (и даже необходимо для моральных целей этнической культуры) только, если рассматривать отдельные исторические события с точки зрения человеческой морали и общественной нравственности.
Но мировая история как таковая в целом есть сама школа народов и как таковая не подлежит подразделению на плохо и хорошо.
Это касается и общественного бытия народов.

У Бога всё хорошо уже в том плане, что Он в мировой истории снижает последствия человеческого зла до неизбежного минимума (потому мировую историю народов и государств лучше оценивать нейтрально, по принципу целесообразности)
И то, что этот минимум зла ужасает, говорит именно об испорченности человечества с его техногенными орудиями труда, но и войны

Представление о самой возможности "народного греха" или "греха нации" представляет собой опасный принцип колллективной ответственности, которым страдают агрессивные идеологии, в том числе и прежде всего крайние степени национализма, язвк которых: ксенофобия.
Отсюда уже ветвь к разделению мирового сообщества на народы и нации "плохие" и "хорошие", "первостепенные" и "второстепенные", "первосортные" и "второсортные" (даже умные и глупые, талантливые и бездарные), человененавистническая идея о том, что "хорошие" народы и нации якобы могут и должны наказывать "плохие" народы и нации

Дмитриев   24.09.2020 10:03     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Миронычев-Добровольский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитриев
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.09.2020