Рецензия на «Сотворение мира» (Алексей Степанов 5)

Напомнило "Божественную комедию" в театре кукол Образцова.

Алексей, только этот сарказм основан на крайне невежественном представлении о том, что имели в виду наши древние предки под "небом" и "землей". У них "земля" - не планета, а одно из двух основных подразделений Космоса (от греч. «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «мировой порядок», «мироздание», «мир»; «наряд»; «украшение», «краса»), в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемое как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определённым законом (принципом) вселенная.

«Небо — это прежде всего абсолютное воплощение верха, в противовес земле. Его наблюдаемые свойства — абсолютная удалённость и недоступность, неизменность, огромность слиты в мифотворческом сознании с его ценностными характеристиками — трансцендентностью и непостижимостью, величием и превосходством Неба над всем земным; Небо простёрто над всем, всё «видит», отсюда его всеведение; оно внешне по отношению ко всем предметам мира, поэтому оно — «дом» всего мира. Чаще всего Небо — мужское, плодотворящее начало (дождь). Как податель тепла и влаги Небо — активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман, наполняющие Небо, представляются субстанцией человеческой души-дыхания, и при параллелизме микро- и макрокосма Небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной «духовности».

В космогонии появление Неба описывается как расчленение хаоса, выделение верха и низа, то есть Неба и земли. Их слитность передаётся в мифах также как священный брак Неба-отца и земли-матери. В космогоническом акте первозданный хаос, который имеет облик чудовища, хтонического или водного, либо сам порождает Небо и землю (в более архаичных космогониях), либо последние создаются из него демиургом (в развитых мифологиях). Во многих мифах Небо само по себе или вместе с землёй происходит из яйца мирового.

В отделении неба от земли участвует божество воздуха, демиург или сам бог Неба.
Наиболее простое представление о форме Неба — это представление о Небе, как шатре, шалаше, палатке, куполе, который образует стены и крышу над полом-землёй.
Представления о многоуровневом небе распространены в мифологиях всего мира. Халдейская астрология знает трёхсферное небо и семисферное небо, сохранившееся в мусульманской традиции. В джайнской мифологии эта конструкция доходит до 63 небес.

В буддийской мифологии небеса представляют собой последовательные ступени возрастания божественного блаженства; по мере повышения «этажности» постепенно исчезают чувственные радости, уступая место духовным наслаждениям вплоть до растворения в нирване (аналогично этапам йогической аскезы). Таким образом, Небо — своего рода путь странствования души, что является модификацией архаического мотива странствия на Небо».

Так повествует о «небе», «земле» и начале творения прекрасная советская энциклопедия «Мифы народов мира» под редакцией д.и.н., профессора МГУ Сергея Александровича Токарева.

А чем лучше космологические математические мифы, навеянные тов. Эйнштейном?

По ним Вселенная рождается из состояния "космологической сингулярности", что в переводе с политкорректного научного термина на обычный русский язык означает "беззаконие". (Что-то это мне напомнило в жизни общественной.) Там бесконечная энтропия мирно уживается с нулевой, там ноль делённый на два в результате даёт какие-то немыслимо огромные величины "положительно" и "отрицательной" энергии (это учёные шутят так?), там из планковской массы и планковской энергии, огромадной для элементарной частицы, но ничтожно малой для всей Вселенной, вдруг рождается вся масса и энергия Космоса. Товарищи дорогие, а законы сохранения куды делись? Туды его в качель?

Вся эта математическая мифология, которая не имеет ничего общего с опытом, не только не лучше, но гораздо хуже космологических мифов наших древних предков. Те хоть базировались на Высшем трансперсональном опыте (эксперименте) столь не любимых Вами ведунов, а не на этой беззаконной цифире: http://proza.ru/2018/03/31/269

Буду рад узнать Ваше мнение. Критикуйте нещадно!

С уважением,

Сергей Горский Москва   13.10.2020 12:19     Заявить о нарушении
Алексей, думаю, Вы оцениете: Свиридов, "Время, вперёд!" http://www.youtube.com/watch?v=B8r7iF39fx4

Сергей Горский Москва   13.10.2020 12:43   Заявить о нарушении
Сергей, думаю, вы чувствуете разницу между космогонией мифологической, научной и литературной. Да и сказка эта задумывалась вовсе не как описание реального мироустройства, и даже совсем не как описание мироустройства. Точно я и сам цели сформулировать не могу, они смутны.
Мнение ведунов и прочих созерцателей пупков меня не интересует, и доказывать что-либо Вам не вижу смысла: мы уже спорили неоднократно, и каждый остался при своем.
А рекомендованную Вами сюиту Свиридова я слушал еще, кажется, в начале семидесятых. Мне у Свиридова больше нравится сюита к фильму "Метель".

С уважением,

Алексей Степанов 5   20.04.2021 18:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Степанов 5
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Горский Москва
Перейти к списку рецензий по разделу за 13.10.2020