Рецензия на «Двенадцать правил, которые спасут нас» (Валерий Беркань)

У античных патриархов понятие о грехе необязательно связано с несоблюдением религиозных установок. Греховность определяется несовершенством поступков человека.
Демокрит утверждал. «Если человек воздерживается от совершения несправедливого поступка только по принуждению, или из страха возмездия, способен втайне согрешить. Доброта не в том, чтобы не совершать несправедливости, а в том, следует не желать ее.» Философ не оставляет без внимания и отношения человека и общества.
Осуждению подлежит не столько фактическое нарушение закона, сколько тайное желание его нарушить. Мужественным и здравомыслящим человеком по праву считается тот, кто поступает надлежащим образом по совести и сознательно. От проступков следует воздержаться из чувства долга. Себя самого нужно стыдиться больше, чем других. Дурного нельзя совершать, даже если ты один и об этом никто не узнает. Для души должен быть установлен один закон: «не совершай ничего не подобающего».Справедливость, утверждает Демокрит, состоит в том, чтобы делать то, что нужно.
Новый горизонт античной совести проповедует Аристотель. Он признаком не совершения поступка считается внутренне чувство раскаяния, стыд. Это идея всеобщего естественного закона справедливости, действительного для всех людей и предписывающего соблюдать право всякого человека как разумного существа. Государственные законы имеют характер внешнего принуждения и несправедливые люди могут соблюдать их из страха наказания. Общий же закон для личности он определяет как результат нравственного воспитания ее.

Радиомир Уткин   03.11.2020 14:48     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Беркань
Перейти к списку рецензий, написанных автором Радиомир Уткин
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.11.2020