Рецензия на «Рабы Божьи?» (Тарас Скворцов)
Христос воскрес! Раб - это человек, принадлежащий кому-либо или чему-либо. (Можно ведь быть рабом алкоголя или наркоты.) Раб Божий принадлежит только Богу и больше никому. Раб Божий свободен от пороков и слабостей... Быть рабом Божьим - это скорее мечта, цель, чем реальность. Андрей Иванович Ляпчев 02.05.2021 07:19 Заявить о нарушении
Воистину воскрес!
Тут есть над чем подумать. Прежде всего правильно и однозначно определить смысл слов. Автора статьи, на которую возникла эта моя статья-рецензия, шокировало слово раб. Действительно, тот, кому принадлежит раб является рабовладельцем. Тогда нужно называть Бога рабовладельцем. Может быть в каком то смысле так оно и есть. С другой стороны Бог нас сотворил. Тот,кто сотворил живое существо является отцом и матерью. Поэтому в молитвах Бога называют не рабовладельцем, а Отцом (Отче наш). Почему? Думаю, потому что Отец любит детей своих, а Господь - Отец даже дал детям полную свободу воли. Рабовладелец же, по определению, не дает свободу рабам, а о любви там и речи нет. Возможно, что это противоречие (рабовладелец или отец) несколько проясняется словами "да будет воля Твоя". То есть, человек может называть себя рабом Божьим не в том смысле, что он "принадлежит" Богу, а в том ,что он готов выполнять беспрекословно Волю Отца так, КАК БУДТО он покорный раб Его. Это не раб, а сын, покорный отцу и готовый с радостью ему служить(кстати на эту тему И.Х. рассказывал притчи). Тут важно, что такое решение человек принимает по своей свободной воле. Поэтому,"как будто" и поэтому, когда я говорю, "да будет воля Твоя", я говорю это Отцу своему любимому и любящему, которого почему то не хочу называть рабовладельцем, хотя и власть Его над всеми безгранична. Я так понимаю и чувствую. Спасибо за интересное обсуждение статьи. Возможно стоит мне подредактировать статью. Тарас Скворцов 02.05.2021 19:55 Заявить о нарушении
Сложность в том, что многие слова не имеют однозначного смысла. Более того, смысл некоторых слов через несколько веков может заметно поменяться...
Вы пишете: "Бог нас сотворил. Тот,кто сотворил живое существо является отцом и матерью..." Для современного светского человека всё правильно и логично. Но в боггсловсих книгах можно прочитать о принципиальной разнице между понятиями "рождённый" и "сотворенный", между "Отец" и "Творец". Мы говорим "Отче наш" лишь потому, что нам разрешил Иисус Христос... Для нас слово "раб" - синоним абсолютно бесправного существа. Это "говорящая вещь" по определению Аристотеля. Но если взять античные комедии - там рабы не обязательно бесправны, а их хозяев не назовешь "рабовладельцами" в нашем понимании. У хозяина больше прав и возможностей, не более. (Так у Бога безусловно больше возможностей...) Но между ними может быть и уважение, и дружба... Только сейчас подумал, что и отношение между Отцом и детьми тоже изменилось... В 19 веке можно встретить множество примеров, когда власть родителей над детьми была фактически безграничной: "Захочу - выполню, захочу - в монастырь солью..." Писателей Тургенева и Шмелёва матери пороли, и очень жестоко... Да и в ХХ веке даже для моего поколения телесные наказания были нормой... Не всегда можно сформулировать мысли и даже определения отдельных слов так, чтобы всем было понятно и все согласились... Ассоциативное восприятие - это абсолютно нормальное явление и одни и те же слова вызывают у людей совершенно разные ассоциации. Андрей Иванович Ляпчев 03.05.2021 04:08 Заявить о нарушении
Бывало, что и рабов любили. Бывало, что и своих детей ненавидели. Однако это отклонения от нормы.
Любить раба - это двуличие. Любишь - отпусти на свободу. Любящие своих крепостных помещики давали им свободу. Детей же любят даже звери и это норма. Тарас Скворцов 03.05.2021 08:18 Заявить о нарушении
Проблема разного понимания слов особенно ясно проявляется в точных науках.
Поэтому там общение начинается с того, что дают точные определения и делают их общепринятыми. С человеком, который понимает общепринятые термины как то по своему просто не будут общаться, сочтя его невеждой. Так должно быть не только в науке. Иначе лучше просто молчать, ибо какой смысл говорить с китайцем по русски, если он знает только китайский. Тарас Скворцов 03.05.2021 08:29 Заявить о нарушении
В точных науках это как раз "не проблема". Там точные определения не только возможны, но и необходимы. В гуманитарных науках уже намного сложнее... А в публицистике и разговорной речи... Каждый сам себе - "владыка"...
Андрей Иванович Ляпчев 03.05.2021 11:04 Заявить о нарушении
Вы пишете: "Любить раба - это двуличие. Любишь - отпусти на свободу. Любящие своих крепостных помещики давали им свободу".
Не так всё просто. Если говорить об античных рабах: "хозяева" могли дать им "вольную", но дать гражданские права не могли. Многие сами были людьми совсем не богатыми, так что денег дать тоже не могли. При таком раскладе "отпустить на волю" - это фикция. А при крепостном праве: крестьянам можно дать волю вместе с землю. А что с "дворовыми" делать? У многих дворян земли не было. Куда "дворовым" податься? Это нам всё просто кажется... Андрей Иванович Ляпчев 03.05.2021 11:21 Заявить о нарушении
Это Вы пишете о том, что общество может быть таким испорченным, что даже при всем желании , рабовладелец оказывается не в силах освободить раба так, как он хотел бы..
Таково общество. Идёт борьба. Одни выполняют заповедь Господню, другие нет. Однако, главное тут то, что сам рабовладелец в таких ситуациях не считает своего раба рабом, а себя рабовладельцем . Фактически отношения между ними это не отношения между рабом и рабовладельцем. Аналогично, женщина и мужчина могут быть не признаны обществом как муж и жена, но если они живут в любви, то фактически они ими являются. Богу же никто не может помешать дать людям свободу, а поскольку Он любит их, то Он им ее и дает. Отцу-Творцу нужны дети - творцы и в притче про блудного сына отец принял сына не как раба, а как сына. Тарас Скворцов 04.05.2021 08:53 Заявить о нарушении
Да. Жизнь сложнее точных наук. Поэтому и возникает взаимное непонимание , в том числе и из- за отсутствия точных определений слов. Ничего хорошего это не дает. Люди должны стремится к взаимопониманию.
Поэтому и стоит прислушаться к Конфуцию. Конечно, в жизни много чего сложного и много зла. Тут я согласен с Вами. Конфуций же и поясняет с чего начать распутывание всех этих сложностей, чтобы уменьшить зло. Тарас Скворцов 04.05.2021 09:10 Заявить о нарушении
По-моему между нами нет принципиальных разногласий.
Андрей Иванович Ляпчев 04.05.2021 09:30 Заявить о нарушении
Небольшое дополнение, связанное с Вашими, Андрей Иванович, словами: "Мы говорим "Отче наш" лишь потому, что нам разрешил Иисус Христос..."
Наверное И.Х. знает кому что можно разрешать, а поскольку Он сказал "Я и Отец мой -одно", то это Отец устами И.Х. разрешил нам называть себя нашим Отцом, ибо искренне читающий эту молитву подобен вернувшемуся блудному сыну. Что касается понимания слов Отец и Творец. Творец - это понятие очень широкое и есть творцы разного уровня. Когда же мы говорим "Отче наш", то речь идет конкретно о Том, кто породил род человеческий, о Том,кто воистину Отец наш и даже более, чем физиологический отец в данной земной жизни. Тарас Скворцов 30.06.2021 14:59 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |