Рецензия на «Рабы Божьи?» (Тарас Скворцов)

Христос воскрес!

Раб - это человек, принадлежащий кому-либо или чему-либо. (Можно ведь быть рабом алкоголя или наркоты.)
Раб Божий принадлежит только Богу и больше никому. Раб Божий свободен от пороков и слабостей...
Быть рабом Божьим - это скорее мечта, цель, чем реальность.

Андрей Иванович Ляпчев   02.05.2021 07:19     Заявить о нарушении
Воистину воскрес!
Тут есть над чем подумать. Прежде всего правильно и однозначно определить смысл слов.
Автора статьи, на которую возникла эта моя статья-рецензия, шокировало слово раб. Действительно, тот, кому принадлежит раб является рабовладельцем.
Тогда нужно называть Бога рабовладельцем. Может быть в каком то смысле так оно и есть.
С другой стороны Бог нас сотворил. Тот,кто сотворил живое существо является отцом и матерью. Поэтому в молитвах Бога называют не рабовладельцем, а Отцом (Отче наш). Почему?
Думаю, потому что Отец любит детей своих, а Господь - Отец даже дал детям полную свободу воли. Рабовладелец же, по определению, не дает свободу рабам, а о любви там и речи нет.
Возможно, что это противоречие (рабовладелец или отец) несколько проясняется словами "да будет воля Твоя".
То есть, человек может называть себя рабом Божьим не в том смысле, что он "принадлежит" Богу, а в том ,что он готов выполнять беспрекословно Волю Отца так, КАК БУДТО он покорный раб Его. Это не раб, а сын, покорный отцу и готовый с радостью ему служить(кстати на эту тему И.Х. рассказывал притчи).
Тут важно, что такое решение человек принимает по своей свободной воле. Поэтому,"как будто" и поэтому, когда я говорю, "да будет воля Твоя", я говорю это Отцу своему любимому и любящему, которого почему то не хочу называть рабовладельцем, хотя и власть Его над всеми безгранична. Я так понимаю и чувствую.
Спасибо за интересное обсуждение статьи. Возможно стоит мне подредактировать статью.

Тарас Скворцов   02.05.2021 19:55   Заявить о нарушении
Сложность в том, что многие слова не имеют однозначного смысла. Более того, смысл некоторых слов через несколько веков может заметно поменяться...
Вы пишете: "Бог нас сотворил. Тот,кто сотворил живое существо является отцом и матерью..." Для современного светского человека всё правильно и логично. Но в боггсловсих книгах можно прочитать о принципиальной разнице между понятиями "рождённый" и "сотворенный", между "Отец" и "Творец". Мы говорим "Отче наш" лишь потому, что нам разрешил Иисус Христос...
Для нас слово "раб" - синоним абсолютно бесправного существа. Это "говорящая вещь" по определению Аристотеля. Но если взять античные комедии - там рабы не обязательно бесправны, а их хозяев не назовешь "рабовладельцами" в нашем понимании. У хозяина больше прав и возможностей, не более. (Так у Бога безусловно больше возможностей...) Но между ними может быть и уважение, и дружба...
Только сейчас подумал, что и отношение между Отцом и детьми тоже изменилось... В 19 веке можно встретить множество примеров, когда власть родителей над детьми была фактически безграничной: "Захочу - выполню, захочу - в монастырь солью..."
Писателей Тургенева и Шмелёва матери пороли, и очень жестоко... Да и в ХХ веке даже для моего поколения телесные наказания были нормой...
Не всегда можно сформулировать мысли и даже определения отдельных слов так, чтобы всем было понятно и все согласились... Ассоциативное восприятие - это абсолютно нормальное явление и одни и те же слова вызывают у людей совершенно разные ассоциации.

Андрей Иванович Ляпчев   03.05.2021 04:08   Заявить о нарушении
Бывало, что и рабов любили. Бывало, что и своих детей ненавидели. Однако это отклонения от нормы.
Любить раба - это двуличие. Любишь - отпусти на свободу. Любящие своих крепостных помещики давали им свободу. Детей же любят даже звери и это норма.

Тарас Скворцов   03.05.2021 08:18   Заявить о нарушении
Проблема разного понимания слов особенно ясно проявляется в точных науках.
Поэтому там общение начинается с того, что дают точные определения и делают их общепринятыми.
С человеком, который понимает общепринятые термины как то по своему просто не будут общаться, сочтя его невеждой.
Так должно быть не только в науке. Иначе лучше просто молчать, ибо какой смысл говорить с китайцем по русски, если он знает только китайский.

Тарас Скворцов   03.05.2021 08:29   Заявить о нарушении
В точных науках это как раз "не проблема". Там точные определения не только возможны, но и необходимы. В гуманитарных науках уже намного сложнее... А в публицистике и разговорной речи... Каждый сам себе - "владыка"...

Андрей Иванович Ляпчев   03.05.2021 11:04   Заявить о нарушении
Вы пишете: "Любить раба - это двуличие. Любишь - отпусти на свободу. Любящие своих крепостных помещики давали им свободу".
Не так всё просто.
Если говорить об античных рабах: "хозяева" могли дать им "вольную", но дать гражданские права не могли. Многие сами были людьми совсем не богатыми, так что денег дать тоже не могли. При таком раскладе "отпустить на волю" - это фикция.
А при крепостном праве: крестьянам можно дать волю вместе с землю. А что с "дворовыми" делать? У многих дворян земли не было. Куда "дворовым" податься?
Это нам всё просто кажется...

Андрей Иванович Ляпчев   03.05.2021 11:21   Заявить о нарушении
Это Вы пишете о том, что общество может быть таким испорченным, что даже при всем желании , рабовладелец оказывается не в силах освободить раба так, как он хотел бы..
Таково общество. Идёт борьба. Одни выполняют заповедь Господню, другие нет.
Однако, главное тут то, что сам рабовладелец в таких ситуациях не считает своего раба рабом, а себя рабовладельцем . Фактически отношения между ними это не отношения между рабом и рабовладельцем.
Аналогично, женщина и мужчина могут быть не признаны обществом как муж и жена, но если они живут в любви, то фактически они ими являются.
Богу же никто не может помешать дать людям свободу, а поскольку Он любит их, то Он им ее и дает.
Отцу-Творцу нужны дети - творцы и в притче про блудного сына отец принял сына не как раба, а как сына.


Тарас Скворцов   04.05.2021 08:53   Заявить о нарушении
Да. Жизнь сложнее точных наук. Поэтому и возникает взаимное непонимание , в том числе и из- за отсутствия точных определений слов. Ничего хорошего это не дает. Люди должны стремится к взаимопониманию.
Поэтому и стоит прислушаться к Конфуцию.
Конечно, в жизни много чего сложного и много зла. Тут я согласен с Вами.
Конфуций же и поясняет с чего начать распутывание всех этих сложностей, чтобы уменьшить зло.

Тарас Скворцов   04.05.2021 09:10   Заявить о нарушении
По-моему между нами нет принципиальных разногласий.

Андрей Иванович Ляпчев   04.05.2021 09:30   Заявить о нарушении
Похоже, что так.

Тарас Скворцов   04.05.2021 13:09   Заявить о нарушении
Всего Вам доброго.
Храни вас Господь.

Андрей Иванович Ляпчев   04.05.2021 16:36   Заявить о нарушении
Спасибо!
Дай Бог и Вам всего доброго.

Тарас Скворцов   05.05.2021 16:45   Заявить о нарушении
Небольшое дополнение, связанное с Вашими, Андрей Иванович, словами: "Мы говорим "Отче наш" лишь потому, что нам разрешил Иисус Христос..."
Наверное И.Х. знает кому что можно разрешать, а поскольку Он сказал "Я и Отец мой -одно", то это Отец устами И.Х. разрешил нам называть себя нашим Отцом, ибо искренне читающий эту молитву подобен вернувшемуся блудному сыну.

Что касается понимания слов Отец и Творец.
Творец - это понятие очень широкое и есть творцы разного уровня.
Когда же мы говорим "Отче наш", то речь идет конкретно о Том, кто породил род человеческий, о Том,кто воистину Отец наш и даже более, чем физиологический отец в данной земной жизни.

Тарас Скворцов   30.06.2021 14:59   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тарас Скворцов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Иванович Ляпчев
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.05.2021