Рецензия на «Как слушать 20-й концерт Моцарта» (Михаил Гольдентул)

Приветствую, Михаил!
Чтение Ваших эссе настоящий праздник, тем более, что каждый раз по их прочтении неизбежно происходит соприкосновение с шедеврами. И всякий раз из глубины памяти восходят к поверхности сегодняшнего дня воспоминания о пережитых прежде встречах и о прекрасных людях: об артистах, учителях, о талантливых слушателях, зрителях, читателях. Благодарю Вас. Мне позвольте вспомнить здесь о забавном эпизоде из довольно уже далекого прошлого. Мы с моей учительницей сидим в её заваленной партитурами и книгами маленькой комнатке и разбираем как раз 20-й моцартовский концерт. Индивидуальные занятия по анализу музыкальных произведений, как и все прочие индивидуальные занятия происходили дома у наших педагогов, так как классов не хватало. На кухне бормочет тихонько радио-точка. Вдруг Людмила Ивановна вскакивает и хватает меня за руку беспокойно:
- Что это? Это же не может быть Моцарт? Почему я ... но это же Моцарт.. Моцарт по всему, но и ... нет, не может быть! -, мы перемещаемся на крохотную кухоньку и дослушиваем великолепный фортепианный концерт, который по определению не мог бы принадлежать Моцарту. Почему? В нем все абсолютно симметрично и выверенно - ни единого отклонения от правил - ни гармонического ни в смысле формы. Мы переглядываемся, и я вижу как Людмила Ивановна начинает лукаво улыбаться:
- Я поняла, как забавно... вот оно! Почти гений... но "почти", он слишком тщателен и предсказуем в своём неукоснительном следовании правилу, чтобы быть гением.
В этот момент концерт заканчивается и диктор объявляет:
Вы прослушали концерт Си бемоль мажор Антонио Сальери.
Мы долго и молча пьём чай, и возвращаемся к инструменту и партитуре. На следующий день Людмила Ивановна приносит в класс партитуру Антонио Сальери и мы читаем её и радуемся абсолютной прозрачности музыкального языка талантливого композитора.
- Вот и я бы так писала! - произносит Людмила Ивановна, - но я даже и не Сальери, я Ваш преподаватель и прошу меня не смотря ни на что любить и жаловать!
Людмила Ивановна Герасимова, один из самых лучших педагогов музыкального училища имени Дмитрия Шаталова. Сейчас мне кажется, что все они были гениями, гениальными учителями.
И спасибо за именно эту интерпретацию. Запись доступна и великолепна: хрустальный дождь и всепроникающий солнечный свет, улыбка сквозь слёзы. Гениальное исполнение!

Наталья Глубокова   08.07.2021 15:11     Заявить о нарушении
ну и ну, в простоте душевной восклицаю я. Второй раз после параллельниых квинт у Моцарта.
Все время поражаюсь Прозе за то, что рецензии часто превосходят сам инициирующий текст.
Это как бы я объяснял, объяснял, а потом пианист подошел сыграл и сказал, ну, вот, что он имел ввиду - и все заулыбались и вздохнули с облегчением.
Это как я пытаюсь объяснить, что 2ю часть 2-го концерта Шопена никто не играет лучше чем Артур Рубинштейн.

Михаил Гольдентул   08.07.2021 20:41   Заявить о нарушении
Не вгоняйте меня в краску, мои познания зачастую поверхностны и поистерты временем. Если бы можно было со всем своим нынешним пониманием вернуться к тем людям... Сейчас ощущение, что прошла мимо несметных сокровищ, едва взглянув на них. Мой учитель говорил: - мамонты вымерли, мы так - жалкое подобие. Он знаком был с Ахматовой, Вертинским, Эренбургом, учился у Нейгауза.
Но вот теперь есть мы, наше поколение. Что и кто останется после нас? Вы делаете огромную работу, Михаил. Я искренне преклоняюсь перед Вашим творчеством. Хорошо бы возродить в России институт школ искусств и учить и детей и взрослых слушать и слышать, смотреть и видеть, наблюдать и различать. Впрочем, мне видится процессы положительные уже активно развиваются. У нас в городе многие взрослые занимаются пением, танцами, живописью. Как будто бы это повсеместные процессы. В том числе, благодаря Прозе и таким прекрасным авторам как Вы. Хочется быть достойными своего наследия. И как же здорово, что все понемногу встаёт на свои места. Благодарю Вас каждый раз, читая Ваши работы. Спасибо!

Наталья Глубокова   08.07.2021 21:24   Заявить о нарушении
Артуро Бенедетти Микеланджели мой любимый исполнитель Шопена.

Наталья Глубокова   08.07.2021 21:25   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Гольдентул
Перейти к списку рецензий, написанных автором Наталья Глубокова
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.07.2021