Рецензия на «О Солженицыне. Вопрос» (Тимур Тамирхан)

оценка для рейтинга: понравилось. Я Саша. Я о Солженицыне - вот что скажу. Мне - вы тоже напишите рецензию!
http://proza.ru/2021/08/30/407
Вот что написал Александр Солженицын в своём романе «В круге первом», 44-я глава - На просторе:

http://poisk-ru.ru/s36982t23.html
...Они входили в безлюдную улицу...
...По их стороне показалась и быстро шла навстречу девочка с плетёной
кошёлкой.
-Дево... - начал Иннокентий, тут разглядел, что она постарше, -
девушка! - Но она быстро приближалась, и оказалась женщиной лет под сорок,
странно маленького роста и с бельмами на обоих глазах. - Эта деревня - как
называется?
- Рождество, - мелькнула она на них нездоровыми глазами и так же
спешно шла.

И сравните с тем, что написал я в своём романе «Ты не была в Париже», вторая глава:

http://proza.ru/2020/12/04/1553

Отшвырнув в сторону какой-то ярко раскрашенный журналишко с рекламным изображением влюблённой парочки, улыбающейся и жующей «Орбит» на фоне тропических пальм, валявшийся на его пути, он уже почти дошёл до сетчатого, ржавого забора, окружавшего рынок, и повернул направо к открытой калитке. Как вдруг что-то темневшее возле этого забора, лежавшее на асфальте левее по курсу неподалёку от кирпичного сарая, привлекло его внимание.
«Не купить ли немного картошки? - подумал Глеб. – Если, конечно, хватит на это денег».
Поставив рядом с собой на асфальт сумку с книгами, он полез в свой карман – на картошку деньги вроде бы ещё были. Тогда он приблизился к картошке – прошлогодней и, по-видимому, не такой дорогой, как уже появившаяся на рынке молодая, и к невысокой женской фигуре, очевидно, продавщицы. Лица этой неизвестной ему, но, без всякого сомнения, пожилой невысокой женщины не было видно – стояла она к нему со спины. Она вроде что-то держала в руках. Поскольку женщина была пожилая, обращаться к ней можно было без комплексов. На её голове был большой белый узорчатый платок. Ноги её снизу были скрыты за сумками с картошкой, стоявшими на земле.
И он спросил у неё, поправив очки:
-Скажите, в какую цену ваша картош…?

Он осёкся. Голова в платке повернулась, и он увидел загорелое, слегка скуластое, худенькое личико совсем юной девушки, лет двадцати, никак не больше. Несмотря на лохмотья, в которые она была одета, фигурка её была необыкновенно изящной и привлекательной, а личико настолько милое и симпатичное, что у него заныло сердце от какой-то неизлечимой, нечеловеческой, почти вселенской тоски...

У Солженицына Иннокентий и его спутница Клара
приняли женщину, с точки зрения Солженицына, немолодую (лет под сорок, странно маленького роста и с бельмами на обоих глазах; хотя разве 40 лет - это старость? - и 50 лет, и 52 года, и больше - это не старость; и зачем её уродовать в своём повествовании - какими-то бельмами на обоих глазах? Я уже не говорю об антисоветизме и даже определённой антинародности Солженицына, хотя "антинародность" - это всё же явно неверно по отношение к Солженицыну; нежелание
Солженицына оромантизировать грубый российский, советский быт, как это пытался делать Александр Грин своими Ассолями, Бегущими по волнам и др., или кто-то подобный ему, может быть - это да) - в общем, приняли за юную девочку.
В моём же романе Глеб двадцатилетнюю (вероятно, даже чуть меньше 20 лет) девушку Свету - принял поначалу за пожилую женщину, хоть и быстро понял свою ошибку. Из-за того принял, что его сбил с толку слишком большой платок на голове этой девушки, закрывавший и волосы, и часть головы, и часть лица, и вообще эта Света поначалу стояла к нему спиной...

Короче говоря.

Лучше девушку ошибочно принять за старуху, чем наоборот! Чем старуху ошибочно принять за девушку.

Ведь, ошибочно приняв молодую девушку за старуху - как приятно затем убедиться в обратном! Молодость - это надежда, это шанс, левый шанс. Не случайно красный советский флажок - так приятен в руках у молодой девушки. И ведь есть сейчас такие девушки! Но - к сожалению, не в руках у пожилых "динозавров" и "динозаврих" советской эпохи. Старость - это постепенное сведение всякого шанса, в том числе и левого - к нулю... Хотя я и уважаю пожилых людей.

Принять девушку за старуху и затем убедиться в обратном - это вполне в духе левой идеологии. В этом есть что-то - не знаю, марксовское ли, ленинское ли, но квази-че-геваровское точно: «Будьте реалистами - требуйте невозможного».

Её-то, настоящей левой идеологии, сейчас так не хватает. Особенно её не хватает - Украине с её необандеровским режимом, для которого настоящая левизна - это не что иное, как смерть, как для снежной бабы - температура +20°C, например, и выше.

Хотя - апелляция к бездушному режиму высокоразвитых галактиан, призыв к ним оккупировать вполне недоразвитую, левую и нищую по сравнению с ними Землю, одна из основных идей (но всё же не самая основная идея) романа "Ты не была в Париже» как это делал Глеб в той же второй главе:

...Какая тоска. Какая дурацкая, безнадёжная и тупая планета. Интересно, как мог бы звучать кодовый сигнал, означающий начало нападения на Землю инопланетян? «Барбаросса?» «Морской лев?» «Над всей Испанией безоблачное небо?» «Миссия-икс?» Или, может быть – «Падающий тополь?» К примеру...

...Может быть, он ожидал сеанса радиосвязи с галактическим центром, будучи одиноким космическим путешественником из другой планетной системы, астральным шпионом, чужезвёздным резидентом на этой заблудившейся на захолустных орбитах, сошедшей с ума, как сходит с рельсов трамвай, странным образом ещё не взятой под опеку развитых цивилизаций и продолжающей жить по своим абсурдным законам Земле. Может быть, информация, которую он передаст своим шефам, поможет им в скором времени завоевать эту дикую Землю и освободить её из-под власти дикарей...
...
- чем это не правая идея, чем это не правая парадигма, чем это не правый нарратив, или как это ещё называется?
После так называемого "коллапса" марксизма, левого нарратива (хотя на самом деле никакого коллапса марксизма, левого нарратива не произошло, он - левый нарратив, претендовавший на доминантность в XIX веке и особенно в XX веке, до столь досадного сбоя 1991 года - не сколлапсировал, а лишь перешёл в ланентную, рецессивную, а не доминантную, если угодно - форму, не сколлапсировал по той элементарной причине, что никуда не исчезло не планете Земля разделение на бедных и богатых; ну, разве что, девчонки из низших, наиболее бедных, слоёв общества уже не ходят босыми, как в XIX веке, а имеют возможность носить по крайней мере шлёпанцы, а нередко и пользоваться смартфонами и др. - но всё равно жутко бедны по сравнению со своими ровесницами - дочерьми олигархов и т.п.); в общем, после так называемого "коллапса" марксизма, левого нарратива - устами Глеба предлагается для мира - не просто для России, не просто для над-России, не просто для конгломерата России и Запада, не просто для планеты Земля даже, а для над-Земных, галактического масштаба структур - предлагается особый нарратив...

Ведь и в таком приземлённом, казалось бы, романе, как "В круге первом" - Глеб Нержин и Илларион Герасимович всё же, бывает, мыслят не только ГУЛАГовскими, но и звёздно-космическими категориями:
90-я глава. На задней лестнице
http://poisk-ru.ru/s37003t23.html

- Как же я возьмусь советовать, если я сам не выдеру ног из сомнений?
С ледяною ровностью Герасимович напомнил:
- Перед самым тем, как был изобретен спектральный анализ, Огюст Конт утверждал, что человечество никогда не узнает химического состава звёзд. И тут же - узнали! Когда вы на прогулке шагаете, развевая фронтовой шинелью - вы кажетесь другим...
...
А вот Глеб из "Ты не была в Париже" - другим не кажется. Он не мимикрирует. Он всегда такой, как есть.
А может быть, мимикрирует? И не так уж он и неуспешен у женщин, у девушек. Глеб - отнюдь не граф Ламперти из "Острова мира" Евгения Петрова (эта пьеса была написана уже без Ильи Ильфа летом 1939 года, перед самым началом второй мировой войны). Глеб, "неуспешный" на Земле - оказался суперуспешным, когда стал галактическим, звёздным коллаборационистом, заимел первейших галактических красоток, а заодно и совершил головокружительную галактическую карьеру... Но нужна ему единственная super-girl - земная босоногая дикарка Света, и дикарка, и одновременно - сверхзвёздная принцесса самого высочайшего ранга...

Помнится, Алиса Селезнёва в фантастике Кира Булычёва была названа словом "супергерла" (super-girl)....
http://rulibs.com/ru_zar/child_sf/bulyichev/2o/j70.html
http://rulibs.com/ru_zar/child_sf/bulyichev/2o/j54.html
А может быть, super-girl - это не космополитическая Алиса Селезнёва, не имеющая практически никакого отношения к традиционной России - сколько ни вглядывайся в набившую оскомину "Гостью из будущего" - а юная русская девушка Света Яснова, юная русская крестьянка, вначале пострадавшая от так называемой западной "цивилизации", но затем - безжалостно расправившаяся с так называемой западной "цивилизацией", причём без всякого оружия, голыми руками, просто силой своей любви, женственности, красоты, жертвенности, самоотверженности? Пожертвовав своей жизнью...

http://proza.ru/2020/12/13/229 12-я глава

...но - и оказавшись оживлённой инопланетянами, друзьями Глеба. После того, как на оккупированной ими Земле ими был установлен холодный, технократический режим высшего ранга, в котором нет места долларам, евро, "НАТО" и прочим глупостям. Разве только - в клетке зоопарка, для драк между собою экзотических животных Земли - бывших олигархов, генералов, топ-менеджеров и т.п. (Show Must Go On) на потеху галактическим ребятишкам - место им может найтись.

http://proza.ru/2020/12/14/77 - 13-я глава
...
И ещё. Вы пишете о диссиденте Владимире Буковском в http://proza.ru/2020/10/28/1072 и о террористической психиатрии (психиатрия не "карательная", а именно террористическая!) Прочтите тогда:
http://proza.ru/2015/01/09/1491 Идиоты в белых халатах
http://proza.ru/2016/02/26/484 Юродивый юрист

Принц Андромеды   28.09.2021 08:00     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Тимур Тамирхан
Перейти к списку рецензий, написанных автором Принц Андромеды
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.09.2021