Рецензия на «Исида как Василиса Прекрасная» (Валерий Аллин)

Написано с эмоциональной приподнятостью, легко читается… Имеются определённые возражения по основному тезису, где устанавливается близость образов Царевны-лебедь и Исиды. Последний объект мифологии являет, в основном, образ матери, в то время как лебединые девы этого статуса в «Сказке о царе Салтане…» лишены. Мало того, вдовица Исида имеет ипостась коршунихи Хат: в этой ипостаси она зачала Хора от глиняных гениталий мумии убитого Осириса, и в этом же птичьем облике она
провозгласила суду Великой Девятки правоту Хора перед Сетом. Таким образом, дева с лебединой ипостасью отнюдь не атрибуция Исиды. В новой эре популярна георгийская история чудесного спасения девы от языческого чудища, которая отчётливо прослеживается в пушкинской версии.

Мара Рушева   30.10.2021 17:34     Заявить о нарушении
Вряд ли это всё было известно Пушкину. А вот приведённый мною отрывок точно был известен.

Валерий Аллин   30.10.2021 18:25   Заявить о нарушении
Мокошь имела в характеристике влагу (мокро) и пряжу (кудель), также ей приписывались образы роженицы в разгаре родов на русских полотенечных вышивках. Большая голова и длинные руки... О ней говорится как о жене громовержца или самом его соответствии (т.e.: мужской образ Мокошь). Как-то не угадывается образ девы-лебедя...

Пушкин, разумеется, знал историю Исиды… У сатирика Апулея в финальных снах беспутного Луция описана богиня, которая характеризует себя юноше как «единый образ всех богинь и богов…». Апулей пышно упоминает Исиду в несколько неожиданном качестве -- лунной богини (а не звезды Сотис или Небесной Коровы, чьи рога являлись троном солнца)… В финальных снах беспутного Луция богиня характеризует себя юноше как «единый образ всех богинь и богов…», но у Пушкина достаточно конкретный образ из новой эры… Культ Исиды (с Гором и Осирисом), как пишут историки, соперничал с ранним христианством, и нападение сына коршунихи Хат на лебединую деву, по всей видимости, нужно рассматривать в этом плане.

Мара Рушева   30.10.2021 20:57   Заявить о нарушении
Очень интересно. Опять же сомнительно, что Пушкин знал такие подробности об Исиде, но два образа из "Сказки" мне трудно объяснить. И если к образу белки я подобрался уже очень близко, то коршун - всё ещё загадка.

Валерий Аллин   31.10.2021 01:37   Заявить о нарушении
Исида (с Осирисом и Гором) были популярны в Европе и Азии в античные времена, причастны к этому были в свое время Македонский и Птолемеи, а Клеопатра VII, последняя египетская царица из Птолемеев, называла себя «новой Исидой». Второй пик широкой популярности культа Исиды приходился на II век н.э.
Исиду поминал Апулей в «Золотом осле», а Плутарх написал трактат «об Исиде и Осирисе». Есть свидетельства, что Плутарх был весьма почитаем в среде декабристов. Известны переводы Плутарха (на русский) Спиридона Дестуниса (1782-1848), петербургского переводчика греческого происхождения. Кроме того, современником Пушкина был и Жан-Франсуа Шомпильон, весьма известный французский учёный, основатель египтологии, расшифровавший египетские иероглифы на Розеттском камне. Все это придавало теме Древнего Египта в пушкинские времена особо интенсивное звучание.
О. С. Павлищева, сестра Александра Сергеевича Пушкина, вспоминала: “Учился Александр Сергеевич лениво; но рано обнаружил охоту к чтению, и уже десяти лет любил читать Плутарха или “Илиаду” и “Одиссею” в переводе [на французский] Битобе. Не довольствуясь тем, что ему давали, он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века, страсть эту развивали в нем и сестре родители, читая им вслух занимательные книги”…
Александр Сергеевич, будучи любителем Плутарха, вполне мог знать об истории Исиды, вдовы Осириса и матери Гора, представленной в версиях трактата Плутарха «Об Исиде и Осирисе», близких к изученным ныне древнеегипетским мифам. Апулейские строки обрисовывали облик богини слишком широко и не адекватно египетским мифам, они были предназначены для осляти Луция, обретавшего заново человеческий облик.
P.S. Образ коршуна трактовали ранее как угрозу от степняков-кочевников, но это казалось мне не окончательной версией. А белка – она, по-моему, как мысь бояновская, но запертая и при деле в фисташковом бизнесе…

Мара Рушева   31.10.2021 20:18   Заявить о нарушении
Очень интересно и убедительно. Приму к сведению. Белка в Северном эпосе - связник между Небом и Подземным миром. Сейчас я, кажется, нашёл, почему она поёт именно "Во саду ли, в огороде". Скоро напишу о ней.

Валерий Аллин   31.10.2021 23:35   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Аллин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мара Рушева
Перейти к списку рецензий по разделу за 30.10.2021