Рецензия на «Церквушки-авианосцы и 4е агрегатное состояние воды» (Виктор Комосов)

<<…просто бездумно путешествовать мало, нужно ещё умудряться видеть, слышать, чувствовать, уметь сливаться с атмосферой нового места, пытаться жить с ним в унисон, полноценно заполняя попутные секунды бродяжьего пути и, конечно же, при этом, очень важно не лениться совершать кропотливый труд, постоянно анализируя полученную информацию.>> (С) И, притом, ещё не лениться писать об этом.
Это у Вас получается здесь настолько успешно, «эффекта присутствия» (С), «речевых находок» (С) и «объёмной зримости» описаний в Ваших «путевых заметках» содержится настолько богато, и это настолько очевидно, что никаких «оценочных» рецензий не напишу, – буду просто читать дальше.

Продолжаю размышлять о мотивации. Зачем Вы пишете? А я для чего всё это пишу, о моих мнениях и ощущениях? Для чего вообще – рецензии? Для чего мы вообще присутствуем на ПРУ? Никогда не встретившись «вживую»? Не ради ведь рейтингов и баллов? Тем более – не ради тиражей и гонораров. «Контакт», как самоценная «вещь в себе»?
Представляю себе картину: сидит кучка мужиков, скажем, на брёвнах, где-то на речном бережке. Травят «байки». Скорее всего – невыдуманные истории. В каждом рассказе найдётся «деталь», «зацепившись» за которую кто-то вспомнит своё. Или похожее, или… и «тема» потечёт в другое русло. И каждый ждёт своего момента, чтобы сказать: – «А вот, у меня было…». И не бахвальства ради, а просто…

Посмотрите «ответ на ответ» к «Волевым подводникам». «Русло» темы всё «ветвится» и ветвится.

Для нас с Мариной слишком поздно убрался железный занавес, ни в Париже, ни в Италии нам уже никак не побывать. И, конечно, хотя мы и пели когда-то: – «Нам, вроде, немного надо, была бы прочна палатка, и был бы не скучен путь, и с дымом сливается песня…», – всё-таки слово «Рецепшен» тоже отзывается «сладкой дрожью», потому что в нём есть свой, совершенно особый кайф, и с ним связано у нас немало прекрасных минут. Чуточку тоже успели «отхватить». Только замечу:, что чужие города, и не только Париж, лучше посещать самостоятельно, без группы и гида. Это не всем и не всегда удаётся. А «на бегу» – как если наливать из ведра в бутылку. «…Хотелось побродить по улицам, среди этих домов, неторопливо и раздумчиво, без гида и без цели, проникнуться духом и ритмом города. Для этого надо пробыть в нём хотя бы один, но целый день, с утра до вечера, и лучше – не один.» http://proza.ru/2013/07/08/79 . Хотя гиды «на корм» туристам умело подбирают наиболее «вкусные» объекты и сведения, всё-таки лучше – без них. Нам, увы, не удалось. И не удастся.
А мне так хотелось побывать в Барселоне!
(Теперь Ковид и вовсе этот «формат» закрыл во всепланетном масштабе. И, похоже, навсегда. Дело не только в особо упорной природе этого вируса, но в совершенно непонятной человеческой упрямой глупости, с которой оно сопротивляется разумным мерам. Я не верю во «Всемирный заговор», просто человечество, похоже, вообще с катушек съехало. Взять, хотя бы, новомодную «гендерную политику», принятую на «передовом» Западе официально.)

И, всё-таки. Пржевальский написал, что жизнь хороша тем, что можно путешествовать . Добавлю: особенно, если научиться пользоваться внутренним «трансфокатором», видеть и большое, и малое.

Аристократы и снобы на ПРУ считают, что активно приглашать на свою страницу – неприлично, «дурной моветон», Но, как пел Шаов, «Снобу – снобово».
И, если Вам ещё интересно «путешествие» по моей страничке, я Вам предложу «путеводитель», чтобы не блуждать «наугад». Вот список наиболее созвучного , на мой взгляд, тому, что я прочитал у Вас. Ну, конечно, если и другое заинтересует – welcome.! И всё же , здесь – «приоритеты»

К «Церквушкам» http://proza.ru/2021/02/10/1245 Разделим понятия и явления. Отделим физиологию – реакцию организма на купание в роднике или горный воздух. Отделим восторг при чувственном восприятии «эстетических ценностей». Отделим эффект плацебо при обращении за помощью к иконам. Остаются «паранормальные» явления. Среди них, в свою очередь, отделим фальсификацию информации ради сенсаций, явное шарлатанство и корысть «колдунов», а также добросовестные заблуждения, связанные с неправильной интерпретацией «действительных» фактов. И всё равно остаётся в «сухом остатке» достаточно материала, заставляющего признать наличие «чудес». В том числе, и «мест силы». ИЧто бы ни вещали штатные «борцы с лженаукой». А ещё http://proza.ru/2020/08/14/2250. Предлагаю подумать , раз уж заявлена такая серьёзная тема – религия

На тему «инженерного подхода к анализу информации», (С), под несколько другим углом зрения , – не «наблюдений» , а «ощущений». http://proza.ru/2013/06/21/108.
http://proza.ru/2018/09/24/20

Насчёт «Гундосить Окуджаву и Суханова»: http://proza.ru/2009/11/30/15

<<Любопытно было глянуть, как знаменитый Себастьян Бах у лесного костра тарабанил>>. А вот я итмел удовольствие глянуть, , как у лесного костра, вечером, на презираемом «крутыми мужиками» КСП, хотя и не на рояле или оргАне, а на скрипке, не тарабанил, а играл не Себастьян Бах, но всё-таки – достаточно знаменитый Юрий Башмет. И ещё: Окуджава или Ким – дело вкуса. Мне-таки нравится только «ранний» Ким. И далеко не всё у Шаова. «Выпендрёжа» много…

И, «в комплект» к Окуджаве , стиш http://proza.ru/2018/12/21/1972

Для души. http://proza.ru/2017/10/31/1942
http://proza.ru/2012/01/30/1128
http://proza.ru/2012/04/20/1797

«О странах чужих», для комплекту, http://proza.ru/2012/12/03/175

«Подводный» http://proza.ru/2011/05/19/444

Для улыбки http://proza.ru/2010/01/14/70
http://proza.ru/2011/04/16/1258

Для смеху http://proza.ru/2018/11/16/1222

Мне интереснее читать про те места, которые видел сам. Сравнить впечатления. Увидеть по-новому, – ярче, отчётливей, «объёмней». Работает «эффект узнавания», – будь то столики уличных кафе на узком тротуаре, или горы, отрезанные от земли облаками. http://proza.ru/2013/11/26/104
И ещё множество «зацепок», узнаваний и «созвучий» нахожу в ваших текстах.
Вот, например, как горы «курят», я тоже видел. Только была яркая лунная ночь. Сначала снизу, из-под чёрных силуэтов ёлок на противоположном склоне медленно поднимается плотная белая «жидкость», постепенно заливая, будто молоком, их верхушки. Поднимается, поднимается, приближается, и вот уже заволакивает всё вокруг, и не видно вытянутой руки, а потом становится прозрачнее,… и вновь пейзаж кристально ясен и предельно контрастен, как это и бывает в полнолуние. А потом, минут через 15, всё повторяется. И так – раз пять. Или шесть. Фантастичность картины усиливается тем, что она – «черно-белая», точнее – чёрно-голубая.
Кстати, эта повторяемость не объясняется той «физикой», которую Вы привели. Курящий персонаж, пуская кольца, делает несколько затяжек, а тут…

И ночёвку в «приюте» на Ай-Петри я «узнал». Только это было в тайге под Иркутском, во время моей командировки. Я туда пришёл с группой местных туриков, с которыми познакомился в Клубе. Сруб без окон, печка, стол, нам оставили две банки тушёнки на нём, запас сухих дров. Такие же полки-нары в два этажа по стенам. Но, вот отличие: – если народу много, пространство между полками верхнего яруса закладывается досками, и получается полноценный «пол» второго этажа. Последнюю доску закладывает последний из залезших туда. Уходя, мы тоже оставили продуктов и дров для тех, кто придёт после нас. Так поступают все «нормальные люди». Но, чтобы картина не была столь уж благостной, замечу. Когда мы наутро уходили, я оглянулся и увидел, что железная печная труба над крышей прострелена картечью. Кто-то, когда-то, наверное, перепил и решил развлечься. Такие вот «герои», выпив, бутылки разбивают на пляже «в удали молодецкой», оставляя скрытые в песке «розочки» донышек. В Италии это возможно?

<<Любопытно было глянуть, как знаменитый Себастьян Бах у лесного костра тарабанил>> (Из рецензии Быкову-2) А вот я видел, как у лесного костра, вечером, на КСП, презираемом «крутыми мужиками» вроде Быкова 2, не на рояле или оргАне, а на скрипке, не тарабанил, а играл не Себастьян Бах, но всё-таки – достаточно знаменитый Юрий Башмет. И ещё: Окуджава или Ким – дело вкуса. http://proza.ru/2009/11/30/15 Мне-таки нравится только «ранний» Ким. И далеко не каждый Шаов. «Выпендрёжа» много…

По какой ссылке у Вас про Черногорию, помимо «Котора»?

С уважением и благодарностью –

Марк Олдворчун   26.11.2021 11:53     Заявить о нарушении
1. (с конца рецензии) ..... Из опубликованного о Черногории, пока только этот фрагмент: "....Прозрачная вода даёт щедрую возможность кругового обзора, расширяющего пейзаж донных горизонтов. Такое благоприятное стечение природных обстоятельств пробудило в моей Ольге любознательный интерес дайвера, и она даже попросила мою маску для подводного плавания. Не часто она испытывает такое желание потому, что обычно предпочитает опасности подводного мира доверять телевизионному экрану, да и причёску старается поберечь от озорства липких объятий воды. Последний раз, перед этим, Ольга не удержалась от подводной примерки моей маски в живописных заливчиках возле отвесной крутизны скалистого берега, ощетинившегося справа (за мысом) от крепости черногорской Будвы. В ту нашу пляжную вылазку, морская вода, необычайно сочного голубого цвета, восхитила нас обоих.

Кстати, тогда именно моя качественная экипировка для подводного плавания помогла отыскать этот заповедный уголок в Черногории. Благодаря мощи загребущих ласт фирмы Mares ощущал себя дельфином-разведчиком (улыбаюсь), когда с берега дикого пляжа задумал прогуляться над шипастыми «головами» морских ежей в неприступную сторону скалистого мыса. А там, после сквозного грота, в азартной увлечённости восторга, не смог остановиться, открывая всё новые и новые пейзажи голубых бухточек. ....". (из моего рассказа «Пушкин в валютном обменнике Кипра? И о Кемере…» http://proza.ru/2021/06/15/86)

2. ......

Виктор Комосов   04.12.2021 13:35   Заявить о нарушении
Я тот неприступный скалистый мыс обследовал, взяв напрокат каяк.
Жду продолжения "2"...

Марк Олдворчун   04.12.2021 19:35   Заявить о нарушении
Я когда вернулся из этого плавания (больше 2-х часов непрерывного дайвинга!!! Ольга не знала, что уже и думать), то сразу, без отдыха, сгрёб все наши вещи и потащил мою спутницу к прокату вело-катамаранов, чтобы и она смогла увидеть воочию эту красотищу голубой феерии, которую никакими словами не передашь, ну может быть вдруг родится Айвазовский-писатель.

Второй раз мы сели на катамаран очень дерзко - до отлёта нашего самолёта оставались считанные часы. До сих пор вспоминаем это шалопайство с недоумением, ведь такой поступок уже нельзя было оправдать бесшабашностью молодости. Но так хотелось ещё разок глянуть на ту красотищу. Полчаса туда, окунулись в ближайшей бухточке и сразу назад. А если педали того велика заклинило или ещё чего такого технического...? Но мы успели сесть в автобус на Тиват минута в минуту, и даже прихватили с собой в дорогу 2-х литровый флакон местного пива "Козел", чтобы не так грустно было уезжать из славной Черногории. Думали, что весь полёт будем по очереди бегать дежурить возле кабинки, в хвосте самолёта. Но всё обошлось тогда благополучно. Мы приземлились сухими в своём домашнем аэропорту.

Виктор Комосов   04.12.2021 20:55   Заявить о нарушении
2. 2. Вы написали: «Любопытно было глянуть, как знаменитый Себастьян Бах у лесного костра тарабанил>> (Из рецензии Быкову-2) А вот я видел, как у лесного костра, вечером, на КСП, презираемом «крутыми мужиками» вроде Быкова 2,…на скрипке играл сам Юрий Башмет….».

В.К. (5.12.21): «Здесь вынужден пояснить, что знаменитым Бахом я стал величать Николая Быкова в шутку, после просмотра его видео, где он дома, находясь в привычном подшофе (для усиления творческого духа), развлекал гостей своей игрой на пианино. Созданная им атмосфера, как всегда получилась дружеской и весёлой. Манера исполнения была ну слишком уж непривычной – таким стилем воспроизведения, обычно не совсем трезвые, люди (раззадорившись) слишком энергично брынчат по струнам акустической гитары, озорно расположившись в походном кругу друзей туристов. Николай – любитель подурачиться, с тем и живёт. Словом, это всё и побудило меня сконструировать словесную аллегорию в виде иронического - «…знаменитый Себастьян Бах у лесного костра тарабанил…».

Николаю нравится дурачиться, развлекая друзей, он может задиристо иронизировать по поводу качеств туристических КСП, но ему не чуждо подсесть к чужому костру и насладится другими бардами или ещё какими другими исполнителями. Сам же Николай, как музыкант/певец не без способностей, но не усидчив был в обучении и в тщательной шлифовке своих навыков, по принципу «И так сойдёт!», главное, чтобы всем весело и душевно было отдохнуть в дружеской компании".

Виктор Комосов   05.12.2021 10:12   Заявить о нарушении
3. Это замечательно, что во всех уголках планеты туристические "приюты" своей душевно-радушной атмосферой схожи между собой, как настоящие родственники.

4. Вы пишите: "И ещё множество «зацепок», узнаваний и «созвучий» нахожу в ваших текстах" - это называется удачей найти замечательного собеседника, который будет так интересен и органичен в дружеских посиделках, что ваша персональная муза начнёт неутомимо бегать с "подносом", на котором будут щедро лежать новые мысли и нужные воспоминания (улыбаюсь). А там, как говорила Ахматова: "...только успевай записывать...".

Виктор Комосов   05.12.2021 10:45   Заявить о нарушении
5. Мне приглянулась Ваша самобытная формулировочка - ".... чужие города, и не только Париж, лучше посещать самостоятельно, без группы и гида. Это не всем и не всегда удаётся. А «на бегу» – как если наливать из ведра в бутылку".

Виктор Комосов   05.12.2021 10:57   Заявить о нарушении
6-й пункт (зачем писать?) Вы зацепили самый ёмкий над этим ответом многие поколения бьются, и дальше так будет, похоже. Это, как поиск смысла жизни.

Виктор Комосов   05.12.2021 11:05   Заявить о нарушении
6.1 Марк, начну издалека. Одна из причин писать рассказы - дать достойным людям виртуальную возможность продолжения их жизни.

Поясню сие умничанье цитатой из моего очерка "Энергетика образов" http://proza.ru/2019/11/16/706:

" Если предположить, что существует энергетика образов, то можно смело сказать, что «слово» – инструмент сохранения энергетических координат образов, один из элементов бессмертия, это, как пятое измерение в пространстве. Годится в качестве очередной теории в попытке осмысления мира....";

"... А по поводу рассказов Чечеля скажу, что с их помощью он, лишённый дара речи, в каждое своё печатное слово вливает неуёмную жизнелюбивую энергетику, запуская её мощный круговорот. В шутку молвить, ну надоело лётчику только хрупкие следы реактивной тяги в небе оставлять вот он и решил свои земные следы приумножить, преследуя цель быть полезным другим нормальным людям. Так талантливый музыкант со сцены щедро отдаёт энергию «музыкального слова», а в обмен на это получает эмоциональную энергетику зала. Такой процесс даёт силы для новых горизонтов творчества.

Тут один интересный энергетический парадокс мелькнул. О нём я писал в своём рассказе «Дедушка любит есть с пола». Процитирую часть текста: «…До сих пор непонятно, где силы брались у наших родителей, для достойного преодоления трудностей лихого времени. Например, какой маститый учёный физик или химик сможет объяснить уникальный феномен сохранения энергии в голодном блокадном Ленинграде, когда выживали не те, кому помогали, а те, кто делил свою скудную пайку с другими? Тут явно духовная сфера задействована, а силу духа котлеткой не накормишь…».

Если вернуться непосредственно к энергетической магии слова, то можно ещё один пример привести. Цитата из моего рассказа «Зоя, лечебные стихи»: «…Думаю, что не ошибусь, если скажу, что стихи Пушкина были Маминой повседневной молитвой. Так много она знала их наизусть, и так часто читала их на память … Когда у Мамы случился первый инсульт, стихи стали её главным лекарством. Она не отчаялась, а настойчиво декламируя их изо дня в день, восстановила чёткость речи и мимику лица. Это лечение позволило ей полноценно вернуться в строй ещё на восемь лет. Без лекарств и обращений к врачам!? Стихи (молитва, задушевная песня) произнесённые вслух – это целебная гармония звука. Мало мы знаем об истинной физической природе звуковых волн и их воздействии на человеческий организм. Можем только догадываться, познавать опытным путём…».

У человека есть выбор быть закоренелым атеистом или убеждённым верующим, но, если предположить, что при создании интернета была скопирована часть вселенских взаимосвязей, то можно обратить внимание на некоторые параллели. Например, для продвижения интернет рекламы жизненно необходимы ключевые слова – теги. Для пояснения процитирую тут строки из интернета-всезнайки: «Теги - это метка, размечающая и каталогизирующая информацию для облегчения процесса поиска. Иными словами, теги – это ключевые слова, по которым можно легко найти нужный материал. Эти слова кратко описывают, о чем этот материал…». Ещё для поисковой системы важно количество «кликов» (посещений). Чем их больше, тем легче просматривается и отыскивается тег. Он становится заметней и весомей.

В этом месте предлагаю своему читателю резко переключиться на осмысление практики религиозных обрядов или народных традиций. Можно предположить, например, что общие «поминальные дни» задумано выделять, как благоприятное время для эффективного контакта (уверенный роуминг, максимально сильный сигнал связи,...). Процесс поминания своих пращуров технологически сходен с интернетовской методикой работы с «кликами» и «тегами». Человек, верящий в загробную жизнь, рассчитывает на то, что его предкам очень важно не быть преданным забвению, поэтому он охотно и с искренней верой участвует в традиционных обрядах, чтобы правильно и своевременно «поставить» больше «кликов», усиливающих позицию, описываемую «тегами» пращуров. Так устанавливается и закрепляется эффективный канал круговорота обмена энергией мысли и действий.

Для примера, приведу цитату из своего рассказа «Мистика*, случайность? ч. 1 Жизнь после жизни?»: «(Александр заснул за рулём, прим. авт.) … когда Саша открыл глаза - он уже летел по прямой линии в кювет, не вписавшись в поворот дороги… В тот миг, времени на принятие единственно верного решения уже не было, но в том не оказалось нужды потому, что Саша знал, как спасти себе жизнь – это ему сказал отец. Он явился к нему во сне, разбудил и крикнул сыну, чтобы он лёг набок, вправо на пассажирское сидение. И это было то единственно верное движение, которое спасло Саше жизнь в том роковом полёте… Придя в сознание, Саша не переставал благодарно твердить одно: «спасибо, папа!». Потом описывая события, Саша утверждал, что перед аварией чётко слышал голос своего отца и видел его образ. Как объяснить это явление? Такие загадки подбрасывает нам реальная жизнь…».

Такими словами текста я решился усилить энергетические координаты образа личности Чечеля, Виталия Буняка, Александра Дз., помянув его отца и свою Маму (Зою) искренними словесными «кликами».

Подозреваю, что поклонники Бахуса тут высмотрят, что нужно чаще собираться за столом и больше тостов произносить. А у Чечеля даже поговорка есть любимая под это дело, когда он очень доволен текстом и хочет отблагодарить автора, Васильевич пишет: «Благо Дарю! Учтём при разливе!»

*«Мистика» – термин описывающий область явлений, которая пока ещё не изучена человеком.
..............".


Виктор Комосов   05.12.2021 11:21   Заявить о нарушении
P.S. к 4-му пункту

"Чтение - вредная привычка. ч.3 Подожди, дай я скажу" http://proza.ru/2018/07/27/876:

" Читая отзывы вдумчивых читателей, вдруг сделал неожиданное, для себя, литературное открытие. Забавно получается. Авторы водят, в «поте лица», своими писательскими «перьями» по бесконечному пространству вордовских «полей» компьютеров, что бы запечатлеть в текстах: мелькнувшую мысль, примечательное событие из жизни, голую правду или нарядную фантазию (сестричку святой лжи). А то, и просто описывают всё, что попадётся под руку. Тут ничего не поделаешь потому, что есть у людей такая потребность – делиться впечатлениями.

Но, вот только, в этом литературном процессе есть один феномен. Если книга или рассказ попадает в руки бывалому человеку, переполненному своими яркими личными впечатлениями, то тут уж держись писака. Такому читателю суетно дальше страницы листать. Ему бы поспорить, возразить автору, своё бы слово в книжный монолог вставить. По принципу: «А вот, у меня был случай, а я, вот, что знаю,…!»

Вот и мне несколько таких читателей подвернулось. Один мой бывалый товарищ по походам, наслушавшись и начитавшись моих рассказов, сам неплохой рассказ написал о спасительном костре на снегу и туристических людях, его разжигавших. Другой мой читатель, похоже, что и прочесть рассказ не успевает до конца (смеюсь), как в его памяти всплывает интересный эпизод из своей богатой впечатлениями жизни. Так он, сердечный, впопыхах, при написании отзыва, свои интересные истории щедро рассказывает, забыв, хоть словечко черкнуть о рецензируемом тексте.

Забавно получается. Всем известны писатели: фантасты, баснописцы, сатирики, историки,… Но, на этом примере выходит, что есть, нигде не отмеченный, литературный жанр - «писатель литературный провокатор», который своего читателя побуждает за «перо» взяться. Таких авторов много и это здорово.
P.S. Читательница пишет: "А мы здесь все заражены этой вредной привычкой. Хотя встречается иногда такое соотношение, как, например, тысяч пять полученных рецензий и штук пятьдесят или триста написанных. Меня это удивляло, но я не занималась исследованием таких писателей, может быть и зря, вдруг действительно что-то очень интересное и так много пишет, что некогда читать других".
(Галина Вольская 11.09.2020)
В.К. (11.09.2020): На мой взгляд, тот случай, который описан в моём очерке можно, скорее, назвать не вредной привычкой, а азартным желанием высказаться, поделившись интересными мыслями и личными наблюдениями. Такая нетерпеливость в диалоге, свойственна людям, которым есть самим, что сказать (их переполняет от информации), а чувство такта и терпения робко назад пятятся : )) (улыбаюсь)

А главный посыл мысли этого очерка в том, что есть люди, которые своим участием в разговоре вдохновение другим дарят, эффективно пробуждая память собеседника. Это провокаторы в хорошем смысле слова; они, словно, импульс к созиданию у других.

То, что Вы подметили, может быть обусловлено самыми разными причинами: недостатком личного времени, нежеланием праздно общаться, неумением вести живой диалог, отсутствием интересных адресатов для рецензии,...

Есть много и таких авторов, которые вообще только получают рецензии и не дают даже ответов - это уже вопрос воспитания и наличия хоть формальной вежливости. Кстати, в их защиту скажу, что писать рецензии или ответы - это дело добровольное и правилами сайта не вынуждаются".


Виктор Комосов   05.12.2021 11:30   Заявить о нарушении
6.2 "Чистая текстовая речка не утопит железо слова" http://proza.ru/2019/08/27/868
(Рецензия на рассказ «Жизнеописание графомана», автор Елена, пишущая под псевдонимом «Местиа-Тау»)

"Вот оно как! Наконец-то ясность внесена в таинство зарождения писательской тропинки : ))) (смеюсь) На поверхности этой умелой текстовой "речки" отлично виден чёткий блик "железной логики", которая достаточно сильна, чтобы не тонуть в рутине случайных слов.

Молодец, хозяюшка-писатель - всё аккуратно по полочкам разложено, лишнее прибрано и на текстовой страничке светло, и самобытно мысль звучит (говорю это авансом перед генеральной «уборкой»).

От такого рассказа, немного досадно будет матёрым авторам :))) (смеюсь) Они бы и сами должны были заметить, что, как пишет Елена ("Местиа-Тау", авторский псевдоним):

- «Человек родился! … он пищит. Не писатель. Пока…». Я бы тут от себя добавил (в порыве соавторства, смеюсь), что младенец, на первых порах, больше тяготеет к «пению», пробуя силу своего голоса в резкой мелодии плача, и больше налегает на художественный промысел, «разрисовывая» свои подгузники, пелёнки или слюнявчики;

- «…Потом мальчик или девочка видит забавные крючочки. На вывесках. … Это — буквы. Их можно рисовать — на бумаге, на обоях, на детских книжках. Это, пока, рисование. И автор - начинающий художник. Не писатель…». От себя добавлю, что в этом возрасте некоторые ещё могут и в паспорте усердно карлючки-крючочки вписывать. Например, моя Ольга как-то беспечно оставила свой паспорт в доступном месте, так доморощенные «паспортисты» (в лице нашей дочурки) усердно постарались, заполнив абсолютно все пробелы в этом бесхозном документе;

- «…Писателем человечек становился в первом классе школы, если не раньше, под руководством родителей (и, или, прим. автора) бабушек-дедушек. Писать и понимать, что было написано...». Своё примечание тут вставил потому, что в наше беспокойное время работа ворует много драгоценного времени семейного общения у родителей ребёнка. Вот и приходится дедушкам с бабушками подставлять своё натруженное плечо. Например, в нашей семье за этот «ратный» труд нужно низко поклониться бабушке Зое (моей маме) и дедушке Мише;

- «…Графоманом да публицистом, становится, взяв в руку … мелок. Без мелка невозможно написать на асфальте жирным шрифтом душераздирающее: «КОЛЯ ДУ…» (без указания членистоногого). Цензоры с первого этажа прогонят и сотрут или до первого же дождя информация будет сама упорно держаться. Затем наступает время, когда на стенке черным маркером появляется надпись «ПАША + ДАША = Л»…».

Потом литературные пути-тропинки расходятся у каждого по-разному. Кто-то «затаится» до особой поры, когда внутренний голос или обстоятельства жизни не пригнут к писательскому столу. Кто-то будет украдкой пописывать стихи или строки в личный дневник, что называется «в стол», или для чтения в узком семейно-дружеском кругу.

По поводу стихов, мне приглянулся у Елены речевой оборот: «…Пишет себе в блокнот, чтоб никто не догадался, рифмованную тоску. Проходили годы. Блокнот, да не один, пух от заложенных в него обрывков бумаги…». И ещё забавно у неё самоирония прозвучала: «…рукопись не Пушкина, писавшего для себя, а, какого-нибудь Подушкина…».

Как вариант развития дальнейших событий возможно и то, о чём Елена пишет: «…Вдруг автор решился опубликовать лучшее из блокнотов на …. «Стихи.ру». Цензоров с тряпкой и кистью не обнаружилось. Публикация оказалась безвредной для автора. Точнее безвредно-бесполезной.

Тут уж, как повезёт автору. К этому могу только добавить цитату из своей рецензии «Улетел труд в космос»: «…Внешне, текст рассказа – это односторонний разговор с читателем. Но тут есть одна закавыка – толком не понятно, где писатель вдохновение черпает. У каждого по-разному такой процесс происходит…». Например, Ахматова так описала этот процесс: «А там, только успевай записывать, коли диктуют». И ещё у неё: «Х. спросил меня, трудно или легко писать стихи. Я ответила: их или кто-то диктует, и тогда совсем легко, а когда не диктует – просто невозможно». В её стихотворении «Творчество» из цикла «Тайны ремесла» есть такие строки: «И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь»...." (цитаты из моей рецензии «По следу рецензии бывалого следопыта»).

По поводу «Публикация оказалась безвредной для автора. Точнее безвредно-бесполезной». Продолжу свои умничанья опять цитатой из рецензии «Улетел труд в космос»: «…А про космос, напишу неожиданно: писатели свои слова, как бы из космоса берут (есть версия о всеобщем, накопленном человечеством, интеллекте), чтобы вырастить новый урожай мысли и знаний, преумножив достижения предшественников.

Так, что можно сказать: космос дал мысли, космос взял их, после того, как Вы их переработали своим "бортовым компьютером". Если эта версия верна, то Ваш труд не пропадёт и ляжет в общечеловеческую копилку интеллекта».

Хотя, можно и спонсоров поискать для печати собственных книг, чтобы «…не ходить (для заработка или покрытия кредитов) книгоношей по электричкам с рюкзаком среднего размера…» : )) (шучу) Но, перед этим нужно «пройти» кропотливый и усердный писательский труд-дорожку, чтобы отшлифовать все шероховатости своих произведений. О своих конкретных замечаниях выскажусь отдельно.

А пока, желаю Елене побольше вдохновения, сил и времени на создание новых творческих блокнотов, распухающих «…от заложенных в них обрывков бумаги…». И поменьше «…Цензоров с тряпкой и кистью…».
P.S. Елена, прошу вашего прощения за мою бесцеремонность. Цитата из моего рассказа: «Смею надеяться, что мои умничанья и пожелания будут правильно и «по-мужски» истолкованы. Не с моим дилетантским писательским уровнем, делать другим авторам въедливые оценки для "алмазной" шлифовки их работ, но так получилось, что искренне-доброжелательного критика у Вас пока нет, то и я могу сгодиться:))) (смеюсь над своим самомнением)

Вслед этому приведу цитату из моего рассказа "Поход без палатки. ч. 6 Каменная постель в море": "...По аналогии с одним из моих любимых киногероев в фильме «Первый рыцарь». Там Ланселот, которого играет Ричард Гир (американский актёр ирландского происхождения), при демонстрации своего искусства владения мечом произносит приблизительно такие слова: «Только один раз в жизни вам встретится настоящий мастер (вряд ли вы останетесь живы после этого). Но пока вы его не встретили – тренируйтесь на мне»..." :))) смеюсь"

А продолжение сей ёмкой темы (зачем пишем?) давно намереваюсь дополнить своей будущей рецензией на Ваш замечательный очерк "Дефект Закона Сохранения Энергии"

Виктор Комосов   05.12.2021 11:41   Заявить о нарушении
6.3 Как бы не совсем в тему, но уж очень близкая параллель просматривается, на мой взгляд.

"Наступить на след. Музыкальные заметки" http://proza.ru/2019/04/16/108:

".... Глупо выглядит человек, спорящий о вкусах, поэтому я лишь попробую высказать своё личное мнение, без утверждения, что оно является конечной истиной.

Таких увлечённых сподвижников в музыке и литературе, как писатель с псевдонимом «Алексей Тихомиров 3», я безмерно уважаю – мы с ним сотканы из одинаковых молекул. :))) (смеюсь)

Этот собрат по увлечению, так же, как и я настойчиво пробивался на глубины современных (прошлому веку) музыкальных достижений, путём преодоления высоких, глухих заборов «железного занавеса». За ним каждый слушатель находил свою высоту «Земляничной поляны» («Strawberry»). Мне приглянулось больше зацепиться там за вершины «Nazareth», «Pink Floyd», «Deep Purple»,… «и иже с ними».

Это музыкальные коллективы, в которых непросто воспроизводится качественная нота – тут каждая струна искренне петь должна. И она поёт! Так биологический импульс талантливой творческой души преобразуется через механическое, телесное прикосновение пальцев музыканта к упругому металлу струн, которое чуткая электроника, через волновые колебания, передаёт на усилитель звука и эквалайзер, где готовится слуховое душевное «блюдо», запускаемое мощной акустикой прямо в мозг и сердце слушателей.

В этом физическом процессе совершенно мало места мистике потому, что молекулы воздуха в концертном зале просто функционируют, как связанная невесомая конструкция, которая колеблется всеми своими частицами в унисон. Стройный звуковой ряд музыкального ритма передаёт свои гармоничные волновые колебания молекулам воздушной среды, кроме этого, через пол и спинки кресел, идёт механическое воздействие низкочастотных колебаний, рождённых басовыми инструментами и ударными установками.

Кого-то из людей это раздражает, кому-то придаёт бодрости, а кого-то даже лечит. Была у меня парочка случаев, когда я приводил на концерт «Nazareth» человека с гипертоническими проблемами и мы, где-то с третьей композиции наблюдали нормализацию состояния здоровья. Подобные слова звучат, как шаманская реклама, но это является реальным необъяснимым фактом. Отмечу только, что этот человек является поклонником данного музыкального коллектива. Хотя, подобная реакция - это не такая уж и новость потому, что учёные давно изучают воздействие музыки на различные процессы живых организмов и растений....;

".... Такие музыкальные «глыбы», как «Nazareth», «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Queen», «The Beatles» … в свои ноты вдыхают частички своих душ, идёт ошеломительный круговорот вселенской энергетики между исполнителями, слушателями и космической сокровищницей завоеваний творческого разума. О таких достижениях принято говорить, что они снисходят с небес. Поэтому, вполне отдаю себе отчёт в том, что делать, даже просто успешные версии легендарных музыкальных композиций – неблагодарный труд потому, что, как «в одну воду дважды не войдёшь», так и точно ступить в предыдущий гениальный «след», практически невозможно, чтобы «не осыпались» его яркие звёздочки «стенок». Это практически не выполнимая задача, сравнимая с профессией сапёра.

Мне известны лишь немногие примеры успешного посягательства на музыкальный идеал. Например, те же.....";

"....PS: Читатели спор затеяли на тему - "Оперу не смотрят, оперу слушают"

Моя отписка так затеялась: "...Оперу можно не только слушать, смотреть, но и все заграничные деньги потратить, не оставив ни цента на подарки. :)))) смеюсь

Так поступила моя однокурсница Лена Н. Её послали в австрийскую командировку в Вену, так она, в свободное время, все свои командировочные доллары промотала на походы в знаменитую венскую оперу. По приезду, домашние её совершенно не поняли, в ожидании "бесценных" жвачек и заморских шмоток. Только у меня она нашла понимание, как у прожжённого рокера, которого рок-музыка вывела в люди и научила любить классику Чайковского, Баха, Вивальди, Листа...: ))) смеюсь
Как женщина, Лена чувствовала себя в заморском оперном зале не очень уютно, среди роскошных театральных нарядов и бриллиантовых колье, но, как человек она получила огромное удовольствие и духовное наслаждение. Забравшись на галёрку эта славянская девушка полностью растворялась в мире сценического таинства. И ей совершенно не важен был незнакомый язык певцов потому, что гениальная гармония звуков и зрелищных образов - самодостаточны и не знают языковых границ.

Мне этот поступок-состояние души напомнил Мамины студенческие годы в Одессе.
Процитирую строки из своего рассказа "Зоя в школе, институте. Бесплатный хлеб 50-х годов"..."

Виктор Комосов   05.12.2021 11:53   Заявить о нарушении
6.4 Ещё, из рубрики "как бы не совсем в тему, но уж очень близкая параллель просматривается", на мой взгляд.

"Два высших пилотажа Владимира Высоцкого" http://proza.ru/2019/09/20/661:

"(Рецензия на очерк «Засекреченный диск-гигант Высоцкого», автор, пишущий под псевдонимом «Uri Pech»)

Автор пишет о выпуске уникального винилового диска - результат сотрудничества В. Высоцкого и ансамбля "Мелодия" под управлением Г. Гараняна в 1975-м году. Свой текст он резюмирует такими словами: «…пусть большинство высоцковедов считает, что настоящий Высоцкий - это Володя с гитарой. Но мне кажется, что песни Высоцкого в оркестровке "Мелодии" - высший пилотаж песен Владимира Семёновича».

Мои словесные «пять копеек» (поклонника «Nazareht», «Pink Floyd», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Rainbow», «Uriah Heep», «AC/DC», … П. Чайковского, И. Баха,…) тут прозвучат так:

«Про высший пилотаж соглашусь с одним уточнением - Владимир Семёнович никогда не считал свое творчество исполнением песен. Он говорил в одном из своих интервью*, что выступает на сцене в индивидуальном жанре - декламирование стихов под музыкальный аккомпанемент. А это совершенно новый стиль - бард-чтец.

Его сотрудничество с ансамблем "Мелодия" - ещё один из тех редких и удачных случаев в музыкальном мире, когда обработка первоисточника дала отменный результат. Поэтому точнее будет рассматривать эти два варианта исполнения, как две самостоятельные темы творчества, каждая из них хороша по-своему.

Т.е., с позиции музыкального достижения, совместная работа с ансамблем "Мелодия" - это высший пилотаж песен, написанных на стихи Высоцкого. А сольные выступления Владимира Семёновича - это высший пилотаж декламирования стихов, и, пожалуй, тут Высоцкому нет равных среди поэтов-чтецов. Благодаря такой новой манере исполнения, многократно усиливается сила поэтического слова, скрепленного максимальной атмосферой искренности, проникновенности и доверительности.

Высоцкий, как явление - это непревзойдённый мастер поэтического слова, разрушающий "Вавилон" непонимания и разобщённости между людьми. Этот талантливый автор создал некий новый, объединяющий язык - эсперанто от Володи, который, мелодией своего звучания и смысловой глубиной, нужен и одинаково понятен каждому из нас, кем бы он ни был: обыватель, домохозяйка, вор, милиционер, учёный, неуч, пьяница, лесоруб, воин, турист, влюблённый человек, альпинист, шофёр, моряк, ....».

Мощная энергетика Высоцкого ушла с ним в неизведанный космос, но её небольшая, но очень сильная часть осталась всем живущим, как бесценный подарок. Электронные носители запечатлели гармонию и мелодику его поэтического слова – это настоящий энергетический напиток для души и мозга каждого, действительно живого человека.

* www.youtube.com/watch?v=OpXLPjG4AwA
PS 1: С пылу, с жару свежей публикации, читатель Крылов пишет:
"Вот не думал Вить что у тебя про Владимира Семеновича вдруг прочитаю, благо пытаются сказать о Поэте здесь многие. Но так красиво получится не у каждого
и это тоже высший пилотаж...только теперь твой,
а Высоцкий ты прав...именно ЯВЛЕНИЕ нашей жизни
с уважением Дима"

В.К.: "Я и сам не думал, что напишу этот очерк, но так получилось:))) - пришлось записывать, коли сверху диктуют :)) (как Ахматова говорила: «И просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь».) А про Высоцкого легко писать - благодатный образ-кладезь. К этому живительному источнику ещё много поколений людей будет прикасаться потому, что творчество Высоцкого - это явление вне времени, классика созданная на века, тут сила слова цепко породнилась с гармонией мелодии.

За высокую оценку этого труда спасибо! Приму, как аванс доверия потому, что мне зазнаваться недосуг - трезво понимаю о кропотливой необходимости работать над своими возможностями, чтобы дальше хорошо "диктовали":))) (пишу с улыбкой робкой надежды)"

PS 2: Автор Uri Pech пишет:
"И я, когда ПИШУ ПЕСНИ за письменным столом, я рассчитываю на друзей" В.Высоцкий.
(Фраза из приведённого Вами ролика (2 мин 11 сек http://www.youtube.com/watch?v=OpXLPjG4AwA )
Высоцкий много рассуждает о том, что такое АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ.
Так что, как не крути, а получались у Высоцкого замечательные песни, очень стихотворно-насыщенные, а это не каждому дано: играть словами, делать текст не плоским, а многослойным (я имею в виду подтекст) С годами настоящие стихи могут самопроявиться по новому, и это чудо творчества".

В.К.: Тогда напишу, исключительно из озорства, в качестве доброжелательной шутки, что Юрий Гагарин был первым человеком из Космоса, а наш Высоцкий - родоначальник рэпа, у которого негры неумело передрали новизну жанра:)))) (шучу, может тоже неумело)

Если серьёзно, то это магическая сила настоящей классики, когда перечитывая, просматривая или прослушивая открываешь для себя что-то новое. Для примера, попробуйте сейчас, с высоты своего возраста, перечитать "Ревизор" Гоголя, замусоленный в школе, и вы удивитесь насколько шикарным окажется этот рассказ, да и древние "Три поросёнка" удивят немало:)))))

PS 3: Друзья прислали музыкальную ссылку, где Дмитрий Певцов исполнил "Кони привередливые" http://www.youtube.com/watch?v=8QnvZjcJSXg
Дмитрий Певцов, наконец-то, неожиданно удачно наполнил реальным смыслом свою фамилию. Молодец, удивил! Умело пошёл своей исполнительской тропинкой. Обычно певчий народ старается слепо подражать тембру Высоцкого из этого получается разбавленный звуковой "кисель" (недостоверный эрзац). На бардовскую вершину Высоцкого бесполезно лазить потому, что она индивидуальна - это не рядовой Эверест. Тут высококлассным снаряжением, упорством и мускулами голосовых связок бряцать бесполезно потому, что Вдадимир в каждую свою ноту жизненную силу щедро вложил, самоотверженно расплескав личную энергетику. У химиков есть такое понятие - перенасыщенный раствор. Так и с произведениями Высоцкого получилось - он так максимально ёмко всё наполнил, что туда уже ничего лишнего не добавишь - будет фальшиво литься через край авторского "сосуда".

PS 4: Александр Соханский радушно зажёг свой литературный "костерок" - очерк «За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись». Сюда, в виде словесных полешек, хочу добавить пару слов к затеянной полемике вокруг истинного авторства стихотворения "Последний приют": "...Судя по накалу и основному руслу течения рецензий на данный опус, можно, с удивлением отметить, что этот читающий народ, в основном, не впечатлился замечательным призывом «За всё, чем дышишь и живёшь, зубами, брат, держись», а сосредоточился на выяснении авторства стихотворения "Последний приют".

К слову сказать, совершенно нестандартная ситуация. Обычно, за право авторства люди, не только зубами, но и всеми доступными частями тела и средствами сражаются. А тут исключительный случай - никто толком не стремится застолбить за собой авторское право, проявляя литературную галантность. Наверное, это тот редкий случай, когда, из-за глубокого уважения к бардовской легенде, все склонны прекратить "боевые" действия.

В качестве дополнительного позитива, отмечу, что, даже благодаря этому частному обсуждению, виртуальная жизнь Владимира Высоцкого продолжается в умах и сердцах людей. На этом фоне не так уж и важной будет юридическая реалия - кто истинный автор. Тут, в любом случае, энергия мысли пойдёт в актив Владимира.

PS 5: Один читатель написал, что ему в жизни везло на встречи с известными людьми и среди них был Владимир Высоцкий.
В.К.: Звёздные*** встречи в жизни - это здорово. Так мы встречаем на своём пути друзей и любимых. Со звёздными людьми тоже полезно встречаться для выбора верных ориентиров личной тропинки жизни.

***
PS: Тут термин "звёздные" употреблён, как сверка со звездами небесного свода
***
Ещё к теме подцеплю строки текстового «паровозика».
Одна читательница тоже откликнулась на этот хоровод рецензий. Ей тоже захотелось похвастаться, что она видела легендарного барда и не только его. Не знаю насколько это всё правда, но она написала пространную рецензию, в которой ужилось двенадцать «Я» и целый список известных фамилий. Текст большого объёма оказался немногословным. Почему-то пришло на ум любимое высказывание актёра Филиппова (Борис, директор театра в к/ф "Зайчик" http://www.youtube.com/watch?v=5ndoX5WdrG4 : «Любите себя в искусстве, а не искусство в себе». : ))) (улыбаюсь) Когда ему сделали замечание, что он оговорился и неправильно переставил фразы в крылатом выражении, то Борис раздражённо сказал: «Да, какая разница!» : ))) (улыбаюсь)
Сознаю, что о феномене Высоцкого трудно добавить новое слово – слишком много уже сказано и прочувствовано. Многим остаётся описывать только свои личные впечатления или влияние творчества Владимира на течение нынешней жизни. Главное здесь то, что, так или иначе, наследие Высоцкого продолжает волновать людей, не оставляя их безучастными слушателями".

Виктор Комосов   05.12.2021 11:56   Заявить о нарушении
Перечитал эту всю стенограмму и аж "репа" зачесалась (улыбаюсь). Это же целый семинар я на Вас взвалил! Как-то одно к другому "случайно" состыковалось, вот я и дорвался в размышляющие лекторы податься. Примите мои извинения за навязчивость озорства личной увлечённости.

Виктор Комосов   05.12.2021 14:22   Заявить о нарушении
7. Заповедная Барселона меня удивила тем, что это никакая не Испания. На поверку, этот легендарный город оставил слишком много недоумения. Поэтому, для тех, кто только мечтает здесь побывать, наверное, лучше воспринимать его, как недосягаемую мечту, своего рода "Бататовую кашу" японского писателя Акутагава Рюноскэ (этот «эффект сбывшейся мечты» я описал в "Париж 2017, знакомство за 2 дня. Бобры, Вроцлав".

«Четверть шага по Барселоне. Испания» http://proza.ru/2021/03/19/1859

Виктор Комосов   06.12.2021 10:28   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виктор Комосов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марк Олдворчун
Перейти к списку рецензий по разделу за 26.11.2021