Рецензия на «Трагедия АПЛ К-19» (Юрий Бахарев)

"В спокойной обстановке, может быть, могла быть найдена лучшая схема подключения нештатной системы. Подключались не в выгородке СУЗ, откуда это, можно было сделать относительно безболезненно, а в выгородке реактора."
Откуда Вы почерпнули столь ценную информацию?
Штатная система пролива существовала на К-19. Называлась она системой подпитки. Система эта многофункциональная. Оборудована она двумя подпиточными насосами Т-4А плунжерного типа производительностью 1 т/ч. Насосы могут работать и на свой борт, и на другой, и оба вместе.
При помощи этой системы производится подпитка 1-го контура теплоносителем, ввод растворов для нормализации водного режима в реакторе или для аварийного прекращения цепной ядерной реакции деления в случае выхода из строя компенсирующих органов реактивности, проведение гидравлических испытаний 1-го контура, манипуляций по перекачке газа в системе ГВД.
Подача воды в реактор при герметичном 1-м контуре будет подпиткой, при негерметичном – проливкой. В этом случае вода подается в реактор подпиточным насосом, а выливается из него через течь в трубопроводе. Но повреждение было на напорном участке до активной зоны. Давление теплоносителя резко упало более, чем в 2 раза, каналы АЗ запарились. Хорошо, что успели сбросить аварийную защиту до разрушения каналов и поглотители нейтронов смогли полностью войти в АЗ. Цепная реакция прекратилась, но съём остаточного тепла был явно недостаточен. Реактор перегрелся, его гидродинамическое сопротивление многократно возросло. При резком снижении давления в контуре теплоноситель превращается в перегретый пар, что приводит к росту давления, в результате чего теплоноситель превращается в воду, а это, в свою очередь, приводит к снижению давления, образованию пара, повышению давления и так далее. То есть возникает пульсация агрегатного состояния теплоносителя. ГЦН запарились и заклинили. Вода 1-го контура, необходимая для охлаждения верхних подшипников ГЦН и ВЦН до них уже не доходила. Проткнуть такой пульсирующий пирог теплоносителя хилые плунжерные насосы подпитки при штатном включении были не в состоянии. Трубопровод системы подпитки подключен к «холодной» нитке первого контура после невозвратного клапана. Поэтому для организации эффективного теплосъёма место ввода охлаждающей жидкости нужно было изменить, вводя её сверху непосредственно в АЗ, где гидродинамическое сопротивление слабосильный плунжерный насос способен преодолеть.
Тяжелейшая, покрытая трупами практика эксплуатации первых Доллежалевских ЯЭУ ценой многих смертей подсказала, что в составе реакторной установки всё-таки необходимо иметь автономную систему расхолаживания активной зоны реактора, не связанную с оборудованием 1-го контура, обеспечивающим расхолаживание в штатном режиме. Оно как раз и может быть неисправно, как на К-19. После аварии конструктора стали чесать репу, как сиё устроить, внедряя на всех уже введённых в эксплуатацию установках. Подумать им было о чём. Реакторная установка так устроена, что не так просто выбрать место на реакторе для двух отверстий, через которые можно организовать охлаждение активной зоны. Доступна только крышка. Вот в ней и сделали два отверстия для подключения системы ремонтного расхолаживания, как её деликатно обозвал Доллежаль. В одно отверстие смонтировали длинную гильзу для подачи воды в нижнюю сборную камеру, в другое – короткую гильзу – для вывода воды из верхней сборной камеры. В систему ввели специальный насос ЦН-108 и свой отдельный холодильник, расположенный вне прочного корпуса. По-штатному гильзы были заглушены. Насос подключался при помощи шлангов.

Алексей Николаевич Крылов   20.01.2022 14:43     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Бахарев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Николаевич Крылов
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.01.2022