Рецензия на «Куликово Поле. А хоронить было кому?» (Татьяна Щербакова)

Стараясь не затрагивать вопросы "было - небыло"...
Ибо, если что, профессионалы повесят, таки, табличку с нужными словами.
Примеры тому есть.
Вот, в Симоновом монастыре, на стену здания, функционал которого "сушило-солодёжня" повесили бронзовую охранную доску со словами:
..................
СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ:
ДВОРЕЦ, ХVII в.
..................
И, ничего, висит и будет висеть.

Касаемо отдельных практических деталей Вашего повествования.
Правильно устроенное огненное аутодафе для такого количества павших требует не одного дерева, кои нужно нарубить, очистить от веток, доставить к месту, попилить.
Какая погода была в том сентябре(?)?
Дерево должно быть сухое, штабеля должны быть правильно уложены.
Если древесина не сухая, то требуется применение энного количества горючих веществ, да и принудительный поддув воздуха не помешает.
Даже, если всё грамотно устроено, кроме пепла останется большое количество костей.
В Индии до сих пор... А то что не прогорело (а много чего не прогорает), сбрасывают в реку.
Это не цинизм по отношению к павшим воинам, а реалии бытия.
И что же найдено на поле Куликовом...?
-----------------------
"О поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями? (с)


Краузе Фердинанд Терентьевич   31.01.2022 09:35     Заявить о нарушении
Очень существенные замечания, согласна. Но почему-то эта версия мне ранее не встречалась. Или наши современные ученые думают, что в 14 веке крестьянам было невдомек, как разжигать костры? Моя дочь - гончар, она специально соорудила на даче первобытный горн и с помощью небольшого количества дров сумела обжечь там изделия из глины при температуре 800 градусов. И как там могли сжигать тела, нужно изучать и предлагать версии. Для усиления горения могли использовать и смолу, и жир животных. А кроме того на воинах была одежда - кольчуги-то и шлемы, наколенники сняли. Думаю, что в те времена люди гораздо более умело пользовались огнем, чем сегодня можно себе представить. Не знаю, что легче - выкопать на дерне тысячу ям глубиной метров до десяти - для братских могил, или вырубить близлежащий лесок на розжиг. Тогда в этом месте было не так, как сейчас - вокруг Поля были непроходимые леса. И потом - множество же секретов народной жизни утрачены, мы и не знаем многого, как и что делали люди на Руси в 14 веке. Но глупо себе представлять, что на этом месте были обычные, да еще единичные(!) захоронения и еще с надгробиями из камней! Нужно просто представить себе крупный районный современный город из тридцати тысяч человек, который нужно одномоментно похоронить. если начать копать, то и за год не перекопать, не закопать. Думаю. только один был выход - погребальные костры. Тем более, что в этом у наших предков был большой опыт. Они ведь, кажется, даже единичные захоронения сначала жгли, а потом сверху насыпали курган. В общем, нужно было бы получше эту тему прокачать нашим историкам. Документы нужно начать читать на эту тему - монастырские и европейские. Где-то в международной торговле и отчетах о дани Орде (уже после битвы) может проскочить что-то. Да и вообще что говорят европейские документалисты того времени об этом сражении? Там же было очень активное движение дипломатов и агентов в Каракорум из Рима накануне нашествия и потом. Мы же об этом ничего практически не знаем.

Татьяна Щербакова   31.01.2022 11:59   Заявить о нарушении
И еще один момент. Для того, чтобы копать эти огромные могилы, нужно было привезти из Москвы не менее тысячи лопат. Откуда было их взять-то? С другой стороны, скорее всего, в этом месте было создано что-то вроде похоронного штаба. Который занимался и захоронениями, и сбором и транспортировкой вооружения и лошадей. И доставкой подвод. Соответственно, и обеспечением похоронной команды питанием, инструментами и одеждой. А как это делали в Европе? Все ведь было сделано ни за один день, может, за год. Коммерческая сторона вопроса была очень серьезной, чтобы все бросить после сражения и уехать. Это только в сказке так сказывается. Поэтому все закопали, сожгли и вывезли. Копателям современным на поживу ничего не оставили. В общем, к этой проблеме мозги нужно иначе повернуть. Снова все исследовать, тщательно подсчитать, "родить" новые версии.

Татьяна Щербакова   31.01.2022 12:10   Заявить о нарушении
Одним словом, Куликово Поле ждет своих новых исследователей.

Татьяна Щербакова   31.01.2022 12:12   Заявить о нарушении
Цитата: "... к этой проблеме мозги нужно иначе повернуть."
Надеюсь наша беседа носит сугубо салонный характер и мы не станем в качестве решающего аргумента швырять в оппонента канделябры.

Осмелюсь напомнить, что существует пласт рассуждений (с выкладками и доказательствами) о том, что упомянутое сражение происходило вовсе не «на Дону, на усть Непрядвы реки», а совершенно в другом месте.

Извольте, можно и повернуть.

Вариант n + 1.

Весь "Куликовский цикл" - суть артефакт, подобный находке "Трои" герром Шлиманом.
И рассматривать его должно наравне с описанием Битвы Пяти Воинств у Одинокой Горы.

Обратите внимание, что просматриваются аналогии с "Ледовым побоищем".

Вариант n + 2.

[Прошу рассматривать не как кощунство, но как рассуждение, продолжающее Ваши тезисы об утилизации всего, что остаётся на поле битвы после её окончания.]

Помимо оружия, сбруи, доспехов на павших должны были находиться всяческие мелочи: колечки, цепочки, обереги, талисманы.

Вероятнее всего, что снять эту мелочевку с тела врага было почётно и приятно.

Но снимать с тел своих соратников - это крысятничество.

Где это всё в земле?

По причине практического отсутствия упомянутого выше, а так же костных останков ( а они должны были остаться) после гипотетической кремации и развивая Ваши тезисы о рационализаторском подходе к вопросу о доспехах, предположим:

УТИЛИЗИРОВАЛОСЬ ВСЁ.

Таким образом, после битвы, подбирали и добивали (в зависимости от принадлежности) раненых.
С убитых снималось всё.
Воинская часть спешно покидала место битвы, оставив убитых там, где они лежали.
Возможно, что известный в "исторической" литературе срок "три дня на разграбление" был обусловлен необратимыми последствиями с телами павших.
Далее за "работу" принимались падальщики, маленькие и большие санитары степи и леса.

Через пару недель на поле оставалось то, что мы видим на картины "Апофеоз войны".
[Вы уверены, что Верещагин не с натуры рисовал?]

Ещё через какое-то время кости собирались местными жителями, перемалывались и использовались в качестве удобрения для посевов.

Краузе Фердинанд Терентьевич   31.01.2022 15:05   Заявить о нарушении
Я категорически против антиистории. Но чтобы писать антиисторию, нужно глубоко знать саму историю. Мы пока что очень мало знаем о битве, я повторяю, нужно изучить хотя бы европейские документы тех лет. Я не сомневаюсь в том. что битва была и была именно в этом месте. Там деревни - вымершие и еще существующие носят имена военачальников. К примеру, Бобрак, Бобрики. Их много, можете на карте 1980 года посмотреть. Удивительные названия. И кто бы и зачем такое множество деревень стал здесь так называть? Романовы, что ли? Да они сами спохватились в 19 веке. В конце. Опять же - по документам и это надо проверить. На всякий случай. В общем, работы - через край. Но у на до сих пор считают - лучше не ковырять. Вот так копнешь, и получится. что святой Дмитрий Донской был мародером. Ведь обвинили же в подобном героя полководца Жукова в СССР. Хотя Сталин и предвидел в Жукове опасного человека, как знал, что принесет он стране беду. Так и случилось, когда с его помощью взошел на советский трон Хрущев. И наголодались, и Крым потеряли, и СССР, и вот на пороге третьей мировой войны уже который год стоим.

Татьяна Щербакова   31.01.2022 16:55   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Татьяна Щербакова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Краузе Фердинанд Терентьевич
Перейти к списку рецензий по разделу за 31.01.2022