Рецензия на «Аммиан Марцеллин о гибели Юлиана» (Кузьма Калабашкин)
Здравствуйте, Кузьма. Спасибо за потрясающие воспоминания Аммиана Марцеллина. Полагаю, что ни о ком из современных «властителей мира» их офицеры такое не напишут. Так получилось, что я больше знаю о Юлиане Отступнике из пьесы Г. Ибсена «Кесарь и Галилеянин», чем из исторических документов. Ибсен был великим драматургом и вершиной своего творчества считал именно эту пьесу. Интересно, что образ Юлиана из пьесы для меня полностью совпал с образом императора из воспоминаний Аммиана Марцеллина. «Тогда все умолкли, лишь сам он глубокомысленно рассуждал с философами Максимом и Приском о высоких свойствах духа человеческого». Неслучайно умирая, Юлиан вел воображаемую беседу именно с этими двумя людьми. Мистик Максим оказал беспрецедентное влияние на Юлиана. Он сумел показать будущему императору настоящее чудо. С уважением, Александр. Александр Галяткин Юлия Фадеева 03.02.2022 14:09 Заявить о нарушении
День добрый, Александр.
Спасибо за отклик и интерес с этому человеку. Сейчас читаю его "Письма", "Против христиан" и "Враг бороды" в сборнике "Поздняя греческая проза". Ну очень интересно, особенно последнее, - написанное с ненавязчивой иронией. Привлекают мнения явно незаурядных людей по вопросам, которые, отчасти, касаются и нас в наше время. С уважением, Кузьма Калабашкин 04.02.2022 12:55 Заявить о нарушении
Начал было писать ответы на Ваши комменты на мой текст о "переформатировании", да пока не закончил.
Кузьма Калабашкин 04.02.2022 13:28 Заявить о нарушении
Почитал эссе Юлиана «Против христианства». Блестящая работа! Все предельно убедительно, логично и концептуально. Автор подчеркивает, что лучше верить в свои мифы и предания, чем в чужие, а человеку гармоничнее и естественнее жить в чувственно-материальном античном космосе. Много и по делу цитирует Платона. «Итак, по правильному рассуждению надо признать этот мир живым существом, одушевленным и разумным, которое в самом деле родилось по промыслу божьему” . .
И выдвигает свой самый главный и убийственный аргумент: «Это можно точно доказать: соберите всех ваших детей и заставьте их изучать писание; и если, выросши и став мужчинами, они окажутся чем-нибудь более достойным, чем рабы, то скажите, что я болтун и безумец. Вы до того жалки и неразумны, что считаете божественным учение, от которого никто не становится ни умнее, ни храбрее, ни более стойким; а то, благодаря чему можно приобрести храбрость, ум и справедливость, вы отдаете сатане и поклоняющимся сатане». Пока этот аргумент Юлиана доказательно оспорить никто так и не смог. Зато, что стало с Римом после принятия христианства, мы все хорошо знаем. С уважением, Александр. Александр Галяткин Юлия Фадеева 04.02.2022 16:08 Заявить о нарушении
"Познаете истину - и истина сделает вас свободными"
На мой взгляд, Александр, против этой максимы ни Платон, ни Плотин со всеми своими неоплатониками - ничего противопоставить не смогли. Хотя, может быть, я недостаточно их штудировал))) Что касается судьбы Рима после принятия христианства: разве история доконстантиновской Империи (конечно, насколько мы ее представляем) была блестящей? На мой взгляд, история Империи в 3-м веке как раз свидетельствовала о полном упадке язычества, несмотря на то, что императоры-язычники включали в пантеон имперских богов и Кибелу, и Митру, не говоря уже об звероголовых египетских богах, которых тоже включали в "римский" пантеон. Истину, как я думаю сейчас, официальный имперский культ никак не привносил. Скорее наоборот. Юлиан, как я думаю, основываясь на доступных мне источниках, не столько пытался возродить "традиционный" римский культ (С Кибелой, Сераписом и проч. новомодными, якобы, "римскими" богами) - сколько сконструировать свой собственный культ "неоплатонических богов". Не возродить, но создать. И, в борьбе с учением Христа, - потерпел историческое поражение. С уважением, Кузьма Калабашкин 07.02.2022 15:13 Заявить о нарушении
«Сколько сконструировать свой собственный культ "неоплатонических богов".
Не возродить, но создать». «Асклепий исцеляет наше тело, музы вместе с Асклепием, Аполлоном и Гермесом искусным — наши души, Арес и Энио помогают нам на войне, а всем этим руководит девственная, не имеющая матери Афина вместе с Зевсом. Арес и Энио соответствуют римским Марсу и Беллоне, Афина — Минерве». Если судить по этому фрагменту, Юлиан не пытается использовать «римские варианты богов», а возвращается на новом уровне к греческим богам и греческой философии. Да, «неоплатонизм», как последний расцвет античности. Никаких шансов на успех у Юлиана не было. В историческом процессе развития изменяется сам человек: одни свойства мышления и восприятия усиливаются, а другие затухают. А главное меняется парадигма. В новой парадигме «основой бытия признавался уже не чувственно-материальный космос, но абсолютная личность, которая выше всякого космоса, которая его творит и им управляет». А учение о богочеловеке подразумевало «такое воплощение божества в человеке, которое сохраняло в нетронутом виде как субстанцию бога, так и субстанцию материи». Конечно, новая парадигма оказалась более привлекательной, чем старая. Александр Галяткин Юлия Фадеева 07.02.2022 17:19 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |